Закулиска

С первых дней СВО и до настоящего времени сфера культуры в России предсказуемо превратилась в поле брани, со своими «предателями», «жертвами», «бойцами» и «уклонистами».


Предсказуемо – потому что пространство культуры было политизировано задолго до начала боевых действий. Но все разговоры об иностранном влиянии, политических манипуляциях, небезвозмездном использовании артистов и режиссеров в качестве «агентов влияния» в оппозиционной повестке воспринимались обществом, (а главное – сообществом), как «теория заговора».


Подтвердилась она стремительно. Громкими заявлениями «звезд», демонстративным бегством ключевых «кардиналов» вроде продюсера Александра Роднянского или главреда журнала «Театр» Марины Давыдовой.

Исход был таким массовым, а количество «врагов» таким значительным, что это буквально оглушило как саму отрасль, так и общество в целом.

Зрителю было обидно от предательства актеров и певцов, актёры и певцы поразились предательству коллег, а процесс «выявления врагов» оказался настолько массовым и увлекательным, что породил целый феномен сосредоточенного поиска «симптомов врага» и «синдромов измены» разного рода «ответственными блогерами».

Нет, мы не говорим сейчас о вопиющих случаях клинической подлости «культурного класса». Каждый, в конце концов, имеет право на мнение, даже если это мнение – подлое пожелания поражения собственной армии, проклятия в адрес «всех русских» и публичные каяния в собственной национальности.

Мнение высказано, услышано и обратной дороги нет. И не должно быть – в тех самых, клинических случаях. Обдуманных, взвешенных и рассчитанных.

Но, как часто бывает в подобных процессах, пропеллер энтузиазма в какой-то момент закрутился с такой непреодолимой силой, что стал крушить все подряд. Недавно один канал опубликовал нашумевший список, вроде «ста предателей», куда включил, в том числе, нескольких деятелей культуры и даже культурных чиновников. На каком основании? Почему? Для чего? Никаких доказательств, голые обвинения.

Неудивительно, что в подобных условиях затравленная «культура» впала в испуганное оцепенение. Актёры, десятилетиями полировавшие свой единственный инструмент – эмоцию. Певцы, оттачивавшие социальный рефлекс. Художники, переставшие понимать, какая из линий – красная.

Все они чувствуют себя в той ситуации, когда «как делать» и «что делать» - никто не подсказывает, но любое творческое высказывание влечет серьезные риски обструкции.

Все последнее время (и последние дни, и почти весь прошедший год) нашей редакции пишут, что «раньше вы были злые, а сейчас молчите» или «прокомментируйте дело Женечки Беркович» или «отъезд Данилы Козловского».

Мы, как и прежде «злые». Но после 24 февраля мы уверены в том, что есть вещи и обстоятельства поважнее, чем дрязги внутри сообщества. Да, мы не разбираемся в военном деле. Во внешней политике, вирусах, экономике и еще во многих вещах, но мы хорошо понимаем в культуре.

Развитие и сохранение Русской Культуры – это задача, которая требует массы усилий, неоднозначных решений и тех подходов, которые не всегда нравятся широкой аудитории.

И сейчас культура находится на грани катастрофы.

Когда из бездарной Евгении Беркович «делают Мейерхольда» — это катастрофа. Такая же, как «профилактические меры воздействия» к 80-летнему Льву Додину. Катастрофа, когда вместе с «легендарненькой в тусовке истеричкой Земфирой» под пропеллер отмены попадает Диана Арбенина, когда отдельные депутаты придумывают «механизм прощения», но сразу же предлагают использовать его для прощения Максима Галкина.

Сегодня на главном фронте судьбу страны решают парни «за ленточкой». Наша задача в тылу – всеми силами им помочь. Чем можем и как умеем.

Культура России – это та же Россия.

Та, без которой «зачем нам мир».

Автор
Закулиска
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе