Заглянем в кошелек к домохозяйке

«Мы бедные, нам терять нечего, кроме своих цепей, от кризиса мы не зависим», - прочли мы в одном из писем редакционной почты. Услышать что-то подобное можно от кого угодно - медсестры, кондуктора трамвая, директора музея. Да вот и ювелиры наши в одном из последних номеров «Северного» уверяют, что «...не знают слова «кризис».

Их бы устами да мёд пить. Веский повод поспорить с подобными расхожими, мягко скажем, самообольщениями даёт Ярославльстат. Закончился очередной цикл обследований бюджетов 575 домашних хозяйств с ежеквартальным анализом записей в дневниках семейных доходов и расходов и опросом добровольных помощниц статистиков - о занятости, источниках заработков, социальных льготах и пособиях.


Госстатистика, напомним, семейными кошельками прицельно интересуется примерно со времён хрущёвской оттепели. Просто это её хождение в народ старались не афишировать. В открытой прессе сводки годами и десятилетиями публиковались по принципу «всё у нас, товарищи, благополучно, но имеются отдельные недостатки».

Но ведь кому, как не хозяйкам, лучше всех известно, что не те реформы, что в жалобах и прогнозах, а те, что в кошельках наших.

- Часто слышу: «по статистике у нас...», а к лучшему вокруг мало что меняется, - тему поддержала предприниматель, экономист с вузовским дипломом, мать троих детей из Ярославля Ольга Курбанова. Она в течение нескольких лет на чистом интересе сотрудничала с гостатистикой. - Почему так, почему по статистике у нас всё яснее ясного, только в жизни - сплошные колдобины? Если сидеть сложа руки, то вообще этого никогда не поймёшь. Вот мы с мужем и решили в меру своих сил подтолкнуть жизнь вперёд. Лет пять ежедневно подсчитывали семейные расходы. Сейчас взяли тайм-аут - детьми надо заниматься. Но польза от ведения дневника простая и понятная - научились экономить, а это главное антикризисное средство для любой хозяйки.

- Полностью согласна с Ольгой Владимировной, - разговор продолжает начальник отдела статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств Ярославльстата Елена Рогачёва.

Вместе с Еленой Александровной посмотрели мы выборку из последнего бюллетеня с данными обследований за первый квартал 2009 года. Так как же выглядит он, тот кризис, о каком рассказывают дневники из ящиков кухонных столов? Доходы обследованных - а это хозяйства городские (их 450) и сельские, семьи разного состава и с очень разными заработками - в перепаде величин примерно один к сорока по сравнению с первым кварталом прошлого года упали в рублях на 5,2 процента. 

Увы, в унисон, даже чуть больше сократились траты на здравоохранение. Дальше их кривая круто идёт вниз: почти на треть скукожились и без того мизерные расходы на отдых и культуру. А это ведь уже относится к изменениям, и вовсе не к лучшему, самого уклада жизни. Не на что купить учебники детям, съездить в гости к родственникам или друзьям в другой город или принять гостей у себя, невозможно подписаться на любимый журнал, хотя бы раз в месяц сходить в театр или кино.

Нам стало не до ресторанов - темпы снижения этих расходов - 76,2 процента, и тем более не до покупки или смены личного автотранспорта.

- За квартал по семейным бюджетам не прошла ни одна купленная машина, - комментирует Елена Александровна.

Потребительские расходы, то есть на товары первой необходимости и повседневные услуги, кризис безжалостно урезал на 17,8 процента. При всём при том мы не стали меньше тратить денег на питание. Тут мы зависим от цен, тарифов, возможностей подсобного хозяйства.

Инфляция продолжается, заработки не растут в отличие от цен и тарифов. На оплату коммуналки тратим мы вдвое больше, чем год назад. Мясо, рыбы едим меньше, на масле экономим, переходя на его дешёвые сорта с добавками. Картошку заменяем тем, что подешевле - макаронами, геркулесом, крупами. А вот в молочных продуктах ярославцы себе не отказывают. А почему? Думаете, гены? Да потому, что рост цен удалось остановить, только и всего. Овощей, фруктов, ягод, представьте себе, едим больше - сад-огород кормят, спасибо им.

- Перешли, стало быть, на продукты подешевле, но ведь не голодаем же. Расклад по калориям - 2800 на человека в сутки - на уровне стандартов Всемирной организации здравоохранения, - закругляет беседу наш комментатор.

Прожиточный минимум в прошлом году, напомнила Елена Рогачёва, составил по области 5123 рубля (для трудоспособных - 5587, для пенсионеров - 4106, для детей - 4352) на душу населения. Каждый седьмой наш земляк год назад жил ниже этого уровня. В нынешнем году, судя по всему, малообеспеченных не станет в наших краях меньше - кризис, как видим, касается всех, даже тех, кто делает вид, будто его в упор не различает.

В общем, очень это поучительное чтение - ежеквартальные бюллетени с итогами обследований домашних хозяйств, выпускаемые отделом Елены Рогачёвой. Тот, что мы проштудировали, выпущен тиражом... в четыре экземпляра. Интерес к нему пока что проявили сельхозакадемия и филиал Московского университета экономики, статистики и финансов. 

А управленцы, они что, полагаются на собственные аналитические службы? В августе областная Дума собирается рассматривать вопрос о коррективах к «потребительской корзине», чей состав, как известно, используется при расчёте прожиточного минимума населения и уровня бедности в регионе. Интересно, как можно всё это вычислить, не заглянув в дневник домохозяйки? Только они-то, хранительницы очага, и знают: не тот кризис, что на языке, а тот, что на столе, в кладовке и холодильнике.

Юлиан НАДЕЖДИН

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе