За скобками гуманизма

Допустимо ли кричать "Аллах акбар" в переполненном вагоне? Изменение классической формулировки про право кричать: "Пожар!" в переполненном театре только на первый взгляд может показаться злой пародией. На самом деле именно к такой постановке вопроса о демократических вопросах мы уже и пришли, хотя пока не сознаемся в этом.

Недавно в сети мне встретилось новое применение известного в психиатрии термина "пассивная агрессивность" – с его помощью одна дама характеризовала поведение мусульман, которые, по ее мнению, совершая намаз, будто бы говорят: "Смотрите, вы, православная воцерковленная т.н. страна, столица - мы - тут. От нас никуда не денетесь. Мы тут и будем тут, среди вас, нас очень много, будет больше, и не тешьтесь вашей православностью. Вы сопьетесь и вымрете, а мы останемся".  

То есть сам факт существования одних, по мнению этой дамы (скажем аккуратнее – по ее ощущениям) противоречит существованию других. Ты виноват уж тем, что ты есть. Можно было бы покритиковать эту даму, но гораздо важнее сейчас зафиксировать другое: некие неотъемлемые черты каких-то устойчивых групп людей воспринимаются как угроза. То есть приведенная точка зрения будет воспроизводиться разными людьми еще и еще. О том, что это так, свидетельствует поведение другой девушки, очень умной и порядочной, которая в своем блоге с иронией отзывается о реакции москвичей на появление в метро одетых по канонам ислама женщин. Оба этих мнения сделаны, что самое важное, в рамках современного понимания гуманизма, прав и свобод.

Одним из побочных итогов развития идеологии политкорректности стала возможность игнорировать целые пласты бытия, объявляя их несуществующими. Милосердие по идее распространяется равномерно, что подтвердит всякий, кто видел по настоящему милосердных людей, политкорректность же создает слепые зоны, на обитателей которых не распространяются те чувства, которые достаются "белым" и "чистым". Посетители блога еще одной (уже третьей в сегодняшнем рассказе) дамы восхищаются тем, как воспитанный на Западе ребенок ловко указал малосимпатичному русскому папаше, вздумавшему дурно отозваться об иностранцах, на его ничтожество. Хорошо известно, что общество чрезвычайно чутко относится к страданиям десятка геев, которым отказали в праве пройтись парадом по улице, но без зазрения совести преследует миллионы курильщиков, которые уже не знают где им скрыться от издевательских запретов и глумливых картинок. Модель образования этих непроницаемых для цивилизованных чувств зон, моральных гетто, хорошо видна на простейшем примере диснеевских мультфильмов, где добрые чувства к положительным персонажам "уравновешиваются" совершенно восточной жестокостью к тем, кто пытался этих положительных обидеть. Эпитет "восточный" здесь не случаен. Древний Восток (как, впрочем, и другие старые цивилизации), не зная универсальной человечности, просто не умел считать "такими же" людьми всех представителей рода homo. Другое дело - сейчас.

Коммунистическая и фашистская диктатуры XX века страшны не тем, что выносили часть населения за скобки правового поля и физического существования – уж такими-то вещами полна вся история – а тем, что делали это на пике гуманизма, когда ценность человеческой жизни была максимальной. Сталин и Гитлер открыли технологию, которая позволяет, не поступаясь принципами гуманизма, игнорировать их на практике "в промышленных масштабах". Надо четко осознавать, что эта технология существует. Эти приемы сейчас совершенствуются - не в смысле, что кто-то делает это специально, но совершенствуются, становятся гибче. Потенциал жестокости растет, а в конструкцию сдерживающего механизма, очень возможно, с самого начала закралась ошибка. Я не знаю, выстрелит ли висящее на стене "ружье", но если выстрелит, то для многих это точно будет означать конец пьесы. Наш социум сейчас – самое страшное оружие, которое когда либо существовало.

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе