Ярославская область на пути к модернизации

Вчера на заседании областной Думы с отчетом о деятельности правительства за 2009 год выступил губернатор Сергей Вахруков. Его речь носила программный характер. По сути, она объясняла, как в области, основу экономики которой составляет охваченная депрессией промышленность, удалось не только предотвратить социальную напряженность, но и добиться перелома ситуации через полтора года после начала кризиса. 

Начиная свое выступление, губернатор подчеркнул, что его отчет носит открытый характер и будет опубликован в интернете на портале правительства. Интересно, что буквально накануне Сергей Вахруков осуществил своеобразную презентацию думского доклада. Первыми смогли с ним ознакомиться студенты ярославских вузов, перед которыми губернатор выступил в пятницу в рамках проекта «Открытые лекции». Правда, тогда он мог себе позволить уделить больше времени анализу причин экономических неурядиц и, по сути, дать мастер-класс по выводу проблемного региона из кризиса. Сейчас же его сдерживали рамки регламента, да и публика была на сей раз более чем подготовленная, ведь внедрение комплексных программ развития области шло при непосредственном участии депутатского корпуса. Осталось лишь подвести итоги. 


Выступление губернатора длилось чуть меньше полутора часов, и примерно столько же он отвечал на вопросы депутатов. 

Причины регионального кризиса 

По мнению Сергея Вахрукова, область оказалась не готова к последствиям мирового финансового кризиса. И это стало следствием внутренних проблем. Среди структурных причин губернатор назвал монопрофильный характер областной экономики, отсутствие предприятий, производящих конечный продукт, преобладание машиностроения и наличие большого количества предприятий оборонного заказа, которые сильнее всего пострадали за последнее время. 

– В основе экономического роста предкризисных лет лежала устаревшая экономическая база. Ее обновления за эти «тучные» годы не произошло, хотя такая возможность была, – сказал Сергей Вахруков. 

На общий производственный спад повлияла невнятная инвестиционная политика предыдущих лет: отсутствие индустриальных парков (к созданию которых приступили только в 2009 году), наличие начатых, но незавершенных инвестиционных проектов, отпугивающих потенциальных инвесторов («Феникс», комбинат детского питания), несовершенное законодательство. 

В качестве второй проблемы губернатор назвал низкий уровень менеджмента ряда предприятий, результатом которого стали неконкурентоспособность промышленности, низкое качество и высокая себестоимость продукции, неумение работать с издержками, нежелание заниматься их оптимизацией. 

И наконец, усугубило положение неудовлетворительное управление областными финансами. Как известно, до 2008 года областная администрация активно наращивала госдолг, при этом вкладывая деньги не в развитие, а в обеспечение текущих расходов, или, по словам губернатора, «на проедание». 

– В кризис госдолг лег на область тяжелым бременем, – добавил Сергей Вахруков. 

Негативные проявления экономического упадка проявились в регионе уже в начале 2009 года, когда начались массовые сокращения работников, стали расти долги по заработной плате, возник риск банкротства ведущих предприятий при обнаружившейся недоступности кредитов. Значительно сократились доходы бюджетов всех уровней. 

Реакцией правительства на негативные тенденции стала разработка программы антикризисных мер, которая была реализована в прошлом году. 

Антикризисная бюджетная политика 

В первую очередь необходимо было наладить порядок в собственном хозяйстве, то есть в бюджетной сфере. Правительство области добилось того, что план по доходам был исполнен на 100% (бюджет по расходам исполнен на 93%, профицит составил 1672,7 млн. руб.). 

Во-вторых, в течение 2009 года правительство успешно привлекало федеральные средства (и не в качестве займов, а на реализацию целевых программ). 

Оставшаяся по наследству проблема госдолга не была решена (на это потребуется еще несколько относительно спокойных лет), но в результате проведенной работы с кредитными организациями удалось уменьшить расходы на обслуживание долга. 

Были оптимизированы собственные административные расходы: на 20% сокращено финансирование содержания и обеспечения деятельности органов исполнительной власти области, и за счет нормирования уменьшен фонд оплаты труда органов местного самоуправления. 

При осуществлении своей деятельности правительство Ярославской области перешло к структурированию региональных расходов, взяв за основу своей деятельности программно-целевой подход к формированию бюджета. 

Динамика привлечения федеральных средств на целевые программы: 
2007 г. – 4 млрд. руб., 
2008 г. – 8 млрд. руб., 
2009 г. – 21 млрд. руб. 

Поддержка промышленности 

В качестве ключевого направления работы правительство определило поддержку ярославской промышленности. 

– Нами был разработан комплекс мер по поддержке промышленных предприятий как на системной основе, так и в индивидуальном порядке, – сказал Сергей Вахруков. 

В рамках системной помощи была проведена реструктуризация задолженности предприятий по налогам, пеням и штрафам в областной бюджет; в конце 2008 г. заключено соглашение по взаиморасчетам за потребленную электроэнергию; в течение 2009 года действовали договоренности о невзимании платы за газ при отклонении от суточного графика; функционировала рабочая группа по энергоснабжению организаций и социальной сферы; во взаимодействии с налоговыми и правоохранительными органами предприятиям оказывалось содействие в погашении долгов по заработной плате. 

Но не меньшее значение имело личное участие членов правительства, губернатора в решении конкретных проблем ярославских заводов. Исполнительная власть региона помогала решать вопросы с кредитными организациями по реструктуризации взятых обязательств и смягчению условий кредитования, поддерживала разработанные проекты развития предприятий, искала возможность предоставления государственных заказов, оказывала содействие в погашении долгов по заработной плате. 

Программы содействия занятости 

В конце 2008 года складывалось впечатление, что еще чуть-чуть и ярославская промышленность остановится. Объемы производства упали до такой степени, что деятельность многих предприятий стала сводиться лишь к поддержанию производственных систем в рабочем состоянии. Встал вопрос о резком сокращении численности персонала. 

Сергей Вахруков рассказал депутатам о том трудном выборе, перед которым находилось правительство: или согласиться на массовые увольнения на ярославских заводах и дать возможность предприятиям оптимизировать расходы, или настаивать на сохранении статус-кво. 

Губернатор так прокомментировал итоговый выбор: 

– Кризис привел к значительному высвобождению персонала. Это понятно: экономически неоправданно сохранять неэффективные рабочие места. Так можно загнать любое предприятие в тупик. Поэтому правительство области никогда не настаивало на искусственном сдерживании уровня занятости в промышленности. Поскольку рано или поздно увольнения все равно бы произошли – но это было бы не регулируемое высвобождение персонала, а залповый сброс. Его последствия трудно себе представить. 

Когда ситуация стала понятна, правительство сразу же приступило к выработке антикризисных мер. В результате наш регион одним из первых в России разработал областную целевую программу снижения напряженности на рынке труда. Соглашение о выделении из федерального бюджета средств на ее финансирование (всего 509,6 млн. рублей) было подписано в начале 2009 года – уже 2 февраля. Как результат на конец прошлого года уровень зарегистрированной безработицы составил 4,2%, хотя изначально по пессимистическому сценарию он прогнозировался на уровне 8,1%. А с 2010 года стала наблюдаться положительная динамика снижения уровня безработных. 

Другим решением проблемы занятости стало поощрение предпринимательской деятельности. Через определенный период времени, которому было свойственно общее недоверие, получение пособий на открытие собственного дела приобрело массовый характер. 

– Поддержку предпринимательства мы рассматривали одновременно и как меру борьбы с безработицей, и как меру социальной поддержки населения, – объяснил губернатор. 

Социальная политика 

Учитывая общее падение уровня жизни, правительство Ярославской области приняло комплекс мер по социальной поддержке населения: 

– до 14% был снижен порог максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в доходах семьи; 

– введена субсидия на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг для тех, кто остался без работы; 

– организовано бесплатное питание в школах для учащихся, родители которых остались без работы; 

– возраст детей, на которых назначается ежемесячное пособие, увеличен с 16 до 18 лет (рост числа получателей – 20%); 

– выплата, назначаемая при рождении ребенка и на питание детям, перестала зависеть от среднедушевого дохода (рост числа получателей – 42%); 

– установлена ежемесячная выплата на дополнительное питание кормящим матерям из малоимущих семей; 

– индексированы на 9% все установленные Социальным кодексом выплаты. 

Всего под действие социальной поддержки попали более чем 400 тысяч жителей области. На выплату пособий и компенсаций было направлено 1 млрд. 725 млн. рублей. 

Моногорода 

У правительства было четкое понимание того, что социальное дотирование может поддержать человека в первое время, но не решит главную проблему – зависимость благополучия региона всего от нескольких отраслей промышленности. И особенно в так называемых моногородах. 

И здесь область также не стала ждать, пока эффективные механизмы по диверсификации местных экономик будут отработаны на уровне федерального правительства. 

– Мы одними из первых в России приступили к разработке программ комплексного социального и экономического развития монопрофильных городов области, – продолжал Сергей Вахруков. – Мы включали в него проекты, которые строились на принципах софинансирования со стороны государства и предпринимателей, обеспечивали создание наибольшего количества рабочих мест, имели качественный бизнес-план, раскрывающий деятельность предприятия на несколько лет вперед. 

Комплексный план развития моногородов подразумевает использование простаивающей территории крупных предприятий для создания индустриальных парков, поддержку малого и среднего бизнеса, переоснащение инфраструктуры, в частности продолжение капитального ремонта жилья. Проект будет опробован в Тутаеве. На очереди Гаврилов-Ям. Всего в области 8 монопрофильных населенных пунктов. 

ЖКХ – энергосбережение 

Жилищно-коммунальное хозяйство – это связка из текущих (в прямом и переносном смысле) вопросов и стратегических проблем. Первые решаются с помощью ремонта и модернизации систем, а вторые зависят от изменения самого подхода к потреблению энергоресурсов. 

В решении оперативных вопросов в области были достигнуты существенные успехи. В 2009 году модернизировано 13 котельных, 9 источников водоснабжения и канализации, построено 58,7 км газопроводов высокого и 130,8 км низкого давления, газифицировано 3823 квартиры. Область приняла активное участие в программе проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Под ее действие попали 1802 дома общей площадью 4981,7 тыс. кв. м. 

Но своей стратегической задачей правительство считает перевод экономики и социальной сферы области на энергосберегающий путь развития. В 2009 году была подготовлена подпрограмма «Повышение энергоэффективности энергетического комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной энергетики», в рамках которой будут модернизированы котельные во всех муниципальных образованиях Ярославской области, что позволит снизить энергодефицитность региона на 40%. Стоимость ее реализации – 13 млрд. рублей. Основную часть расходов возьмет на себя федеральный бюджет. 

Примечательно, что и в этот раз Ярославская область стала пилотным регионом России, на территории которого будет реализован один из шести федеральных проектов в сфере энергоэффективности – «Комплексная малая энергетика». 

Строительство 

Одним из приоритетных направлений социального инвестирования является для губернатора строительство недорогого жилья. Правительство области заключило долгосрочные соглашения с местными и национальными строительными и девелоперскими инвестиционными компаниями, планирующими комплексную малоэтажную застройку территорий, а также строительство многоквартирных жилых комплексов. Общая площадь предполагаемой застройки составляет более 1,2 млн. кв.м, обеспеченных всей необходимой транспортной и социальной инфраструктурой. 

Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предполагается строительство доступного жилья за счет государственных средств и осуществление поддержки в сфере ипотечного кредитования. 

Инвестиции 

– Проблемы, вызванные кризисом, скорректировали, но не отменили стратегические планы правительства по долгосрочному социально-экономическому развитию региона, – заверил Сергей Вахруков. – Мы остаемся сторонниками комплексного развития территории. 

Это касается и, пожалуй, самого перспективного направления в диверсификации экономики – привлечения инвестиций. Здесь деятельность правительства развивается по нескольким направлениям: вносятся изменения в местное законодательство, стимулирующие приток инвестиций, проводится конгрессионно-выставочная деятельность, презентующая возможности региона, последовательно реализуется кластерная политика, декларация которой до недавнего времени вызывала непонимание. Теперь появились конкретные примеры. 

В область, не имеющую предприятий по производству медикаментов (но обладающую соответствующим кадровым потенциалом), потянулись инвесторы из фармацевтической отрасли, одной из самых перспективных в обозримом будущем. 

В дальнейшем должны получить развитие дизелестроительный и туристско-рекреационный кластеры. В перспективе планируется развитие 15 кластеров, и хотя понятно, что не все проекты действительно реализуются, но это в любом случае шаг вперед, особенно по сравнению с застоем предстоящих лет. 

Здравоохранение и образование 

В завершение выступления губернатор вновь вернулся к социальным темам. 

Он отметил положительную динамику в области по росту рождаемости и сокращению смертности и подробно остановился на важной составляющей обоих явлений – укреплении здоровья жителей и обеспечении доступности и качества бесплатной медицинской помощи. 

Сергей Вахруков рассказал об усилиях областного правительства по сдерживанию роста цен на лекарственные препараты. Для достижения этой цели в Ярославском крае установлены предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на уровне 10% и 25% соответственно и разработан перечень социально значимых лекарственных препаратов. Также по инициативе правительства подписано соглашение с руководителями аптечных учреждений и оптовых фармацевтических организаций области о снижении на 10% (с 25% до 15%) розничной надбавки на лекарственные средства, включенные в этот перечень. 

Рассказывая о сфере образования, губернатор остановился на программе «Обеспечение доступности дошкольного образования», в результате действия которой открыто 1140 профильных мест. 

– К сожалению, обеспечить дошкольными местами всех желающих нам не удалось, но и очереди мы не увеличили. А это в условиях роста рождаемости очень важно, – заметил Сергей Вахруков. 

Кроме того, в области создано государственное образовательное учреждение для предоставления услуг общего и дополнительного образования детям-инвалидам в дистанционной форме, разработана региональная модель выявления и сопровождения талантливой молодежи. 

Но самое важное губернатор оставил напоследок: 

– Сейчас идет Год учителя. Учитывая этот факт, учитывая динамику доходной части областного бюджета в первом квартале 2010 года, я считаю необходимым увеличить с 1 сентября этого года фонд оплаты труда в системе образования на 10%.

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе