«Витамин радости», или Дорога, ведущая в ад

В России нет официальных данных о числе умерших от регулярного употребления так называемых психостимуляторов. Однако и наши, и западные врачи все чаще среди основных причин суицидов среди молодежи называют бесконтрольное распространение и применение этих препаратов. Среди подростков и ребят постарше они именуются не иначе как «витамин радости».

К подвигу готов

В Ярославле эти «витаминки» запросто можно купить не только в клубах, школах или институтах, но и в любой студенческой общаге, в чем мы легко смогли убедиться.

– Нет, ну что ты, какой я наркоман, скажешь тоже! – ворковал мне на ухо черноглазый симпатичный будущий инженер. – Ты сама-то пробовала хоть раз этот самый порошочек?! Нет?! Ну тогда о чем мы с тобой вообще говорим? Давай-ка я тебя угощу...

Ребята из соседнего блока потом долго смеялись, когда я им рассказала о том, как попыталась расколоть потребителя стимуляторов. Один из них, назовем его Анатолий, спросил: «У тебя когда­-нибудь были сложности с учебой?». Услышав отрицательный ответ, парень заметил: «Повезло тебе. А я вот, например, математику раза три сдавал… В конце концов, когда на горизонте замаячило отчисление из вуза, друзья предложили мне попробовать «умные таблетки», которые стимулируют деятельность головного мозга. Одному парню из нашей группы доктор порекомендовал, и тот купил их в аптеке без всякого рецепта. Я решился. Сначала ничего не почувствовал, а потом, минут через двадцать, меня буквально накрыло волной какой­-то бешеной энергии. Я начал листать лекции, потом учебник и вдруг понял, что все знаю.

На следующий день, приняв лекарство, я пошел сдавать экзамен и сдал. Теперь время от времени глотаю таблетки. Как себя чувствую? Ну, если честно, не всегда хорошо. Бывает, что наутро после этого «спецнапитка-­энергетика» голова трещит, как с похмелья, руки трясутся и тошнит.

Максим, друг Анатолия, который тоже время от времени принимает стимуляторы, поясняет: «Это ломка. Я тоже как-­то собрался в клуб, где меня ждала девушка, и, чтобы раскрепоститься, принял одну дозу «волшебного порошка». Сначала было все просто замечательно, особенно после того как через три часа я достал еще полграмма чудодейственного средства (его, кстати, прямо в клубе и продавали). Всю ночь я был на седьмом небе от счастья, а утром, едва дойдя до кровати, вырубился.

Проснулся часов через пять от страшной боли в груди. Я тогда впервые узнал, с какой стороны у меня сердце. Болело все тело, казалось, что сейчас все мои мышцы разорвутся… Потом меня начало тошнить… Не знаю, как выжил.


О чем молчат распространители

Говорят, первые образцы стимуляторов появились еще на заре цивилизации, именно тогда древние воины, готовясь к битве, пили некие бодрящие напитки или употребляли в пищу порошки из специальных грибов. В наше время попытки создать универсального солдата, не знающего ни сна ни отдыха, продолжились.

Известно, что во время второй мировой войны модельным стимулятором амфетамином «подкармливали» немецких и американских военнослужащих. Он обладал хорошим бодрящим и тонизирующим эффектом, солдаты, принимавшие его, ощущали прилив энергии, у них было только одно желание – выполнить приказ. Они могли сутками, не зная усталости, пробираться через заснеженные поля или идти по раскаленной пустыне. Однако вскоре выяснилось, что бессонные ночи отрицательно сказываются на человеческом организме. У многих из тех, кто пил стимулирующие препараты, стали проявляться все признаки психических расстройств – агрессивность, раздражительность, чудовищные головные боли, людей мучили галлюцинации и кошмары. Вскоре военные ведомства были вынуждены отказаться от дальнейшего применения амфетамина. Но к этому времени он уже успел широко распространиться и в США, и в Западной Европе. В России психо-стимуляторы стали появляться в конце 80х – начале 90х годов. Сегодня официально их распространению практически никто не препятствует.

Алексей, студент ЯрГУ имени Демидова, рассказал нам, как он сам едва не стал распространителем стимуляторов.

– На прошлой неделе меня пригласили на встречу сотрудники известной американской фирмы, которая в Ярославле продает моющие средства. Однако, как оказалось, этим ее деятельность не ограничивается. Мне лично предложили продавать некие витаминные добавки. В инструкции было написано, что вещества, содержащиеся в витаминных добавках, якобы способствуют обогащению организма кислородом, снижают утомляемость и повышают работоспособность. Дама, проводившая инструктаж, уверяла меня, что особой популярностью они будут пользоваться у студентов, а также у представителей «офисного планктона». Дабы убедить меня в эффективности чудодейственного средства, она щедро плеснула мне содержимое одной из бутылочек в мерный стаканчик и велела выпить. Я послушался.

О том, что со мной было дальше, рассказывать не хочу. Одно скажу: это был настоящий кошмар.


Все мы люди разные…

Впрочем, как оказалось, «стимульнуть» себя пробует не только молодежь, но и родители юношей и девушек. Правда, в отличие от собственных чад в период «трудовых авралов» они предпочитают глотать ноотропы.

– Это весьма опасное заблуждение, что ноотропы не имеют побочных эффектов, – говорит Наталия Морозова, заведующая первым неврологическим отделением Ярославской клинической больницы №8. – Они показаны далеко не всем. Кроме того, постоянно пить нельзя никакое лекарство, если, конечно, вам не назначено специальное лечение. Те же ноотропы принимаются курсами, иначе никакого эффекта вы не получите. Не забывайте, что даже у самого хорошего лекарства есть побочные действия. Например, сегодня мы в своей практике для лечения нарушений мозгового кровообращения применяем один замечательный препарат, однако его производители честно предупреждают, что у одного из десяти тысяч пациентов он может вызывать эпилептические припадки. Кто даст гарантию, что этим 10тысячным пациентом не окажетесь вы? Поэтому я всегда напоминаю своим пациентам: все новые лекарства нужно обязательно принимать только под наблюдением врача.

Что касается стимуляторов, то это тоже палка о двух концах. Мы иногда назначаем их больным, но строго по показаниям, а вот людям здоровым принимать их ни в коем случае нельзя. Но ведь молодежь у нас сегодня продвинутая, большинство ребят имеют доступ к Интернету, где без особого труда находят симптомы того или иного заболевания. Приходит такой вот «начитанный» молодой человек на прием к врачу­неврологу и начинает грамотно все жалобы излагать, мол, что-­то совсем плохо мне, слабость одолела, сонливость, внимание рассеянное, сосредоточиться не могу… Конечно, некоторые доктора попадаются на удочку. Но проблема не только в этом. Препарат у нас достать можно и без рецепта. Опять же Интернет в этом лучший помощник.

Все мы люди разные, а значит, и воздействие тех же стимуляторов на организм может быть разным. У кого-то действительно после приема таблетки, порошка или «шипучки» может наступить эйфория, подняться настроение, но есть и те, кто, приняв их, может испытать тяжелейший приступ удушья. Менее распространенные эффекты включают в себя сыпь, лихорадку, снижение аппетита, быструю потерю веса, головокружение, головные боли, боли в животе, нарушение сердцебиения, затрудненное дыхание и чувство тревоги.

Все побочные эффекты от постоянного приема таких препаратов до конца не изучены, но известно, что они проявляются быстро: человек вдруг все чаще начинает чувствовать нарастающее беспокойство, приступы паники, а затем наступают провалы в памяти. Поэтому студентам, которые любят простимулировать себя перед сессией, я советую не делать этого – поберегите себя, здоровье вам еще пригодится.


СОЦИССЛЕДОВАНИЯ

Вот уже более 15 лет сотрудники Ярославского городского центра изучения общественного мнения и социологических исследований отслеживают так называемые мотивационно-поведенческие ориентации юных ярославцев, в том числе и по вопросу употребления психологически активных веществ. Согласно их данным, сегодня чаще всего к потенциально опасному поведению склонны учащиеся открытых сменных школ (раньше их называли вечерними). Ребят, считающих, что в жизни надо попробовать все, даже наркотики, там учится в 2,6 раза больше, чем в обычных школах. При этом от 25 до 45,6 процента учащихся ОСОШ уверены, что от наркотической зависимости можно избавиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов – медиков и психологов.

Людмила ДИСКОВА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе