Вечный огонь. Мнения блоггеров

Ответственный редактор «Журнала Московской патриархии», официального органа Русской православной церкви, Сергей Чапнин назвал странным обычай поклонения вечному огню и сказал, что в основе этого лежит язычество.
«Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геены огненной, гнева Божия… Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале», – говорится в тезисах выступления С.Чапнина на заседании Совета по внешней и оборонной политике, опубликованных в блоге журналиста. 

По его словам, Победа в войне воспринимается сегодня как «единственное «священное» событие нашей истории XX века», а ее празднование «сконструировано» как религиозное действие.
«Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами», – утверждает С.Чапнин, добавляя, что «в основе этой гражданской религии лежат языческие ценности, смыслы и символы, лишь отчасти модернизированные коммунистической пропагандой», и «ритуальные формы этой религии, в частности, предполагают всеобщее поклонение огню».
http://www.interfax.ru/news.asp?id=190583

dikoff

Мало ли чего чувак сдуру брякнул. Вот отношение церкви http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=40811
Советские символы, включая вечный огонь, смогли объединить наших предков во имя христианских, по сути, идей, заявили в Московском патриархате.
"Священники, возлагающие цветы у памятников воинской славы, не участвуют в языческом ритуале. Они отдают дань памяти тем, кто проливал свою кровь в годы Великой Отечественной войны", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в четверг глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
Так он прокомментировал слова ответственного редактора официального органа Русской церкви - "Журнала Московской патриархии" Сергея Чапнина, который заявил, что сегодня празднование Победы является подобием "гражданской религии", ритуальные формы которой, в частности, предполагают "всеобщее поклонение огню".
"Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геены огненной, гнева Божия... Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале", - сказал С.Чапнин.
В свою очередь В.Легойда признал, что выходящий из земли огонь - не христианский символ, "но молитва о душах погибших - а она и является целью участия христиан в подобных мероприятиях - может и должна звучать в любом месте, ибо "на всяком месте владычество Его".
"Сегодня "вечный огонь" остается символом памяти павших в боях за Отечество для огромного количества людей - всех тех, кто в годы государственного атеизма был вынужден объединяться вокруг пятиконечных звезд", - отметил собеседник агентства.
Однако, продолжил он, люди, не по своей вине лишенные христианской символики, нередко сплачивались вокруг советских символов "во имя высоких идей: чести, мужества, жертвенности - идей, по сути, христианских".
"И Церковь, в том числе в лице предстоятеля, приходя к "вечному огню", тем самым проявляет любовь и уважение к тем, кто защищал нашу страну. Мне кажется, что в этом вопросе чувства людей, которые кроются за символами, выше, ценнее самой символики как таковой", - подчеркнул В.Легойда.
По его мнению, вечный огонь можно назвать языческим символом "в большей степени условно - скорее, квазирелигиозным". В целом же, оценивая традицию празднования Дня Победы, не стоит, по мнению В.Легойды, ставить знак равенства между религиозным символом и символом нерелигиозным.
"Этот праздник, безусловно, имеет глубокое символическое измерение, иначе и быть не может", - подчеркнул представитель Церкви.
Он напомнил, что советская власть очень часто создавала новые символы взамен христианской символики: кресты повсеместно заменялись на пятиконечные звезды, "а вечный огонь, по сути, заменил собой лампады, всегда горевшие и перед иконами, и над раками с мощами святых".
"Традиция зажжения огня - лампады, свечи - в память об усопших была принята Церковью много раньше советской эпохи", - добавил В.Легойда.

999allan999

Ну вот когда церковь ему даст за эти слова по репе - тогда и будем говорить про "мало ли".

alex_tverskoy

Сергей Чаплин - религиозный экстремист. Православный фундаменталист.
Дай такому власть - не только исламская революция в Иране, но и талибы в Афганистане детским садом покажутся.

maxim-tovkatch

Вообще-то в словах Чапнина присутствует некоторая логика. РПЦ, как любая организация, претендующая если не на идеологическую монополию, то, как минимум, на идеологическую гегемонию, стремится либо подмять под себя, либо вытеснить любые конкурирующие идейные конструкты. Тут можно вспомнить и желание ввести теологию в число официально признанных научных дисциплин, и недавние спекуляции по поводу юбилея полета Юрия Гагарина, и предложения создать общероссийский дресс-код. Какими бы разными не казались эти примеры, все они ветви одного древа.

holmogor

Кстати, нападки Чапнина на гражданскую религию совершенно неправомерны и неправославны. Все тысячелетие существования Византии в ней существовала гражданская религия культа императора. Она была христианизирована и интегрирована Церковью - чем дальше, тем больше. Но гражданский культ императоров был в Византии от св. Константина и до падения. Никто уже не требовал почитать императора как бога и приносить ему жертвы, но воздавать высшую честь, в том числе и его изображениям, было обязательно.
Если вспомнить Слова о статуях, произнесенные свт. Иоанном Златоустом, то они были произнесены именно после мятежа Антиохийцев, которые разбили императорские статуи и ждали за это полного истребления города. Чапнин как и любой другой психологически окатоличенный и не понимающий византийского духа представитель нашей "православной интеллигенции" на месте Златоуста конечно обличал бы "реликты язычества" и агитировал бы за правачеловека громить статуи. А вот свт. Иоанн объяснял антиохийцам как тяжко они согрешили и призывал уповать на милость императора. Святой император Феодосий антиохийцев простил.

polidarte

То есть Вы полагаете, что в Византии якобы параллельно с христианством и совершенно бесконфликтно существовал языческий культ, в котором твари воздавалась честь, подобающая Творцу? То есть византийцы по факту исповедовали синкретическую религию, типа каких-нибудь марийцев, обливающих водой икону Николая Чудотворца, чтобы скот лучше плодился?

darkhon

ИМХО весьма показательно, что МП РПЦ тем самым присоединяется к "десталинизации". Мол, царствие не от мира сего -- надо загнать русских в могилу, а всякие там земные Победы -- это от Сатаны, ага. Почитание предков-героев -- это язычество, а по-христиански -- это восприятие войны как лишений, насланных за "недостаточность православнутости": "сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой" (с) начальник РПЦеркви Гундяев

smirnoff_v

Мне давно не нравится РПЦ как институт, однако вы опять мошенничаете. Официальная позиция РПЦ выражена в словах руководителя патриаршей пресс-службы протоиерей Владимира Вигилянского: «Поклонение вечному огню является языческим актом. Но люди, которые приходят к могиле Неизвестного солдата и возлагают венки, не поклоняются огню, они отдают дань павшим».
Что ж -- очень наглядно получается, "кто за кого".

dmitry_gm

Святейший Патриарх о Великой Отечественной
Святейший Патриарх поблагодарил ветеранов фронта и тыла за подвиг, который они принесли алтарь Отечества. «И просил бы вас не оставлять своей вахты, свидетельствовать о той Победе, доносить ее до сознания молодого поколения, чтобы никакие соблазны века сего, никакие ложные историософии, никакие лживые комментарии, связанные с изложением событий Великой Отечественной войны, не помрачили сознание молодежи».
«Дай Бог, чтобы и нынешнее молодое поколение имело в своем сердце и в своем сознании ту силу, которую имели вы, дорогие ветераны», — пожелал Святейший Патриарх. «В неразрывной связи поколений — в каком-то смысле бессмертие народной жизни. Когда разрывается связь поколений, когда происходит распад памяти, возникает колоссальная опасность для жизни народа и страны».

http://www.patriarchia.ru/db/text/1154914.html

7 мая 2010 года, в преддверии празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок от Русской Православной Церкви к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
Святейший Патриарх Кирилл поздравил личный состав роты почетного караула с Днем Победы.
«Дорогие защитники Отечества! Я бы хотел поздравить Вооруженные силы России, Вооруженные силы стран СНГ, всех тех, кто является наследниками Великой Победы. Мы празднуем 65-летие события, которое завершило самое грозное и страшное испытание в истории нашего Отечества. Мы победили! Победили — в том числе потому, что оказались сильнее духом. Дай Бог нам, взирая на подвиг наших отцов и дедов, сохранять эту силу духа и способность защищать Отечество как на поле брани, так и своим трудом, умножая славу нашей многонациональной Родины. С праздником 65-летия Великой Победы вас поздравляю!», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
Святейший Владыка обратился также к духовенству Москвы: «Церковь всегда остается со своим народом. Церковь — духовный становой хребет всей нации. Церковь была, есть и будет великой патриотической силой, потому что патриотизм есть любовь, и нельзя проповедовать любовь к человеку и забывать при этом о любви к Отечеству. Именно в любви к Отечеству, к Родине своей, к народу, которому мы принадлежим и среди которого протекает наше служение, и запечатлеваются высочайшие христианские добродетели».

http://www.patriarchia.ru/db/text/1473900.html

Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к Мемориалу славы в Харькове

http://www.patriarchia.ru/db/text/1157282.html

Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века. Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших, как то было не единожды в истории рода человеческого. И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны — это и есть религиозное понимание.
...................
Как же мы должны дорожить подвигом одного поколения! Как мы должны благоговеть перед этой кровью! Как мы должны благодарить Бога за победу, за то, что пролитие крови не обернулось поражением и новыми скорбями, которых уже никогда бы не выдержало наше Отечество! С какой благодарностью мы сегодня должны возносить к Нему свои взоры и свои молитвы за подлинное избавление страны нашей!
Когда какие-то доморощенные историки говорят нам, что здесь, у нас, зло было не меньшее, чем там, они дальше носа своего не видят и за своим весьма примитивным и греховным анализом не видят Божественной перспективы. У них другой угол зрения, чем тот, о котором мы сегодня говорим.

bormental_r

Как обычно и ожидаемо кинулись на Чапнина, ставлю два против пробки от пива, даже не сходив по пруф-линку.
А он не пруфлинк вообще. Он ведет на пересказ пруфлинка, причем, однобокий и не совсем верный.
И статья совершенно не о том. А вполне здраво пытается осмыслить ту истерику, которая в России поднимается каждый раз вокруг победы.
В центре национальной системы ценностей и одновременно – со всеми плюсами и минусами – в центре новой национальной мифологии находится лишь одно событие – Великая Победа в Великой Отечественной войне. Эта победа воспринимается как единственное «священное» событие нашей истории ХХ века. Празднование Дня Победы сконструировано как религиозное действие, в котором участвует – или, по крайней мере, которому сочувствуют – большинство россиян.
Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами. Тема победы настолько «свята», что говорить о ней можно только в тех рамках, которые усвоены массовым постсоветским сознанием....
....Что же происходит с культурой, в центре которой находится «День Победы»? На мой взгляд, у этой культуры формируются весьма опасные черты:
сохранение и культивирование «образа врага»;
тотальная героизация войны, превращение ее в лубок и забвение войны как трагедии;
острое переживание ущемленной национальной гордости («Мы же победители, а теперь
смотрите, как мы унижены»);
примитивное (языческое) понимание патриотизма;
оправдание победой всего, что случилось с Россией в ХХ веке, и прежде всего тоталитарного режима и лично Сталина
Ну да, он в русле христианского мировоззрения считает огонь, исходящий из пентаграммы, дьявольским. И что?
Остальное-то - вполне здраво.
Вообще, статья о культуре, с ней можно соглашаться, можно не соглашаться, но вырвать один абзац из контекста и устроить пляски на костях - как-то это.....

hranitel_slov

у церкви на этот случай свой обряд, и в советскую эпоху он был заменен другим-светским, который, повторю, входит в конфронтацию с символами церкви.
кто поумней- нашел компромисс- и на памятниках рядом со звездами есть необходимые кресты, и необходимые лампады.
кто поглупей-идет в бой с умершими

kirillovec

1. это символика по сути сатанистская и по меньшей мѣрѣ идолопоклонническая ...то, какъ она была принята въ качествѣ надгробной -- вообще малоясный эпизодъ, м.б.связанный съ масонствомъ
2. помимо того что она неосрѣдственный вызовъ убЬжденiямъ монотеистическаго большинства народовъ Россiи (и Христiане и Мусульмане полагаютъ что вѣчный огонь горитъ ТОЛЬКО въ аду), -- это соотвѣтственно нетрадицiонная для Россiи РЕЛИГIОЗНАЯ символика, примѣненiе коей на государственныхъ памятникахъ ставитъ подъ вопросъ декларированную республиканскимъ государствомъ свѣтскость при уваженiи къ традицiоннымъ религiямъ
3. эта символика -- неизвѣстна значительной части тѣхъ людей, которые подъ ней вынужденно лѣжатъ, что бiографически доказуемо
4. эта символика сявзана съ морально обанкротившимся коммунистичекимъ режимомъ
5. налогоплатѣльщики не обязаны оплачивать изъ своихъ кармановъ то,смысла чего не понимаютъ и особенно это касается религiозныхъ налогоплатѣльщиковъ

gasloff

Как бы выступал ответственный редактор "Журнала Московской патриархии" Сергей Чапнин в случае если бы праздновался день победы войск Фашистской Германии и Русской Освободительной Армии, а венки возлагались к вечному огню у мемориала воинам-освободителям Единой Европы от большевистского ига на берегу Шпрее?

zkuzko

Действительно непонятный обычай. Епископ со свитою возлагает венок к вечному огню. Ни панихиды тебе, ни мало мальского молебна... просто как гражданин своей страны. Зачем тогда спрашивается рясу с крестом одел?

gasloff

1) Панихиды совершаются 9 мая вообще во всех храмах страны. Вот даже определение Архиерейского Собора на этот счет: http://www.patriarchia.ru/db/text/530507.html
2) Разве епископ не может быть гражданином?
3) У епископа не крест на рясе, а панагия. Будьте тогда точнее.
Это все хорошо конечно, что православные тихой сапой там что-то для себя делают в храмах, но на людях ведут себя вполне по светским законам и согласно светскому ритуалу. Мол, что вы, что вы, мы же не какие-то там фанатики, мы люди цивилизованные. Надо вам венки к вечному огню, так мы положим.
А что, кто-то бы осудил если бы владыка с хором хотя бы вечную память у вечного огня пропели? Да нет - люди в рясах, что то там красиво поют про память, все замечательно. Я уж не буду в глубь истории уходить и описывать, что делали христиане первых веков, когда им предлагали совершить акт языческой религии. Память о воинах вещь хорошая, и у нас есть для этого свой обряд, так что мы стесняемся?

4asoslov

Высказывание уважаемого chapnin по поводу Вечного огня я прочитал благодаря ссылке в его блоге еще 5 мая. Там высказывалась точка зрения о том, что автору практика поклонения огню кажется по крайней мере странной. Сегодня многие эту тему обсуждают.
Вот, например: Священники, возлагающие цветы у памятников воинской славы, не участвуют в языческом ритуале. Они отдают дань памяти тем, кто проливал свою кровь в годы Великой Отечественной войны", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в четверг глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
Это совершенно корректный ответ на то, что Редактор официального издания РПЦ назвал поклонение Вечному огню язычеством
А теперь попробуем разобраться.
Собственно, "поклонение огню" это и есть язычество. Однако священники и иерархи, возлагающие венки у памятников погибшим воинам - они что, огню поклоняются? Вряд ли.
В том, исходной статье Сергей Чапнина, помимо указанной фразы, много всего интересного есть. Спорного, неоднозначного, но очень интересного. Работа не научная, поэтому автор высказывает своем собственное мнение. По сути, это первая попытка разобраться в том, как построена церковная жизнь и что представляет собой церковное сообщество.
Или у нас других проблем в Церкви нет, кроме этого огня.
P.S. Нет ли в данном дискурсе скрытой рекламы корпорации Газпром? Мы-то знаем, кто зажигает эти "вечные" огни ))))
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе