В кризис – за тугим кошельком?

Общественные работы пока не пользуются популярностью у состоящих на учете в службе занятости.

…В зале городского центра занятости на ул. Свободы безработные, уже вставшие на учет, за столами листают папки с надписями «Вакансии для рабочих», «Вакансии для служащих». 

По-прежнему требуются водители маршруток, грузовиков, которым предлагается заработок 20–25 тысяч рублей, а также бармены, кладовщики, дворники… 


– Нашему авиационному заводу требуются станочники, термисты-гальваники, слесари-сборщики, слесари механосборочных работ, – закручивает вокруг себя человеческий «водоворот» менеджер отдела кадров санкт-петербургского завода «Красный Октябрь» Александр Семенов. – Большой госзаказ – рабочих не хватает, поэтому мы вербуем их по всей стране. Зарплаты у сдельщиков от 25 тысяч, у повременников – порядка 20. Из Ярославля уже уехали 9 человек. Живут в общежитии, по выходным ездят к семьям. 

Сергей, работавший в свое время инженером-механиком на ЯЗТА, а в последнее – экспедитором, готов завербоваться. Четверо его знакомых уехали на завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» в город Королев Московской области, работают «вахтовым» методом и вполне довольны. Квалифицированных рабочих приглашают и в Северодвинск. 

«А какие вакансии для фельдшеров?» – стройная брюнетка лет тридцати в джинсах и модной блестящей курточке подает в окошечко центра занятости заполненную анкету. Поясняет, что окончила медицинский колледж, но работает на автомойке. В грязи, в холоде, зато зарплата 20 тысяч. Но хочется пожить по-человечески, пахать – но в сносных условиях. 

Полученная распечатка ее явно не порадовала. Зарплата фельдшера в детском саду, медсестры или лаборанта в больнице, комплектовщика аптечного склада предлагалась на уровне минимальной. Зато рядом за столиком представитель клининговой фирмы приглашала уборщиков лестничных клеток заработать 9000 рублей. 

– Большинство встающих на учет в службу занятости готовы, теряя социальный старус, переходить в разряд неквалифицированных работников с достойным заработком, даже зная, что об этом будет сделана запись в трудовой книжке, – высказывает свое мнение заместитель директора государственного учреждения Ярославской области «Центр занятости населения города Ярославля» Виктория Падерина. – Если говорить об общественных работах, то в качестве достойного воспринимается доход 9–10 тысяч рублей. 

Общественные работы, организуемые на средства бюджета города Ярославля, предназначены для испытывающих проблемы в трудоустройстве – ярославцев предпенсионного возраста, инвалидов, одиноких, многодетных родителей, несовершеннолетних 14–18 лет, бывших заключенных. Но предприятия, также заключившие договоры об общественных работах со службой занятости, таких ограничений не ставят. 

Александр Смирнов и Владимир Долдин одними из первых в Ярославле получили апельсинового цвета форменные жилеты муниципального спецавтохозяйства по уборке города в качестве «новобранцев» общественных работ. 

– Рабочими по благоустройству населенных пунктов мы берем только мужчин – труд тяжелый: скалывать лед на дорогах, убирать снег, – рассказывает бухгалтер участка общественных работ МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» Нина Афанасьева. – Средства механизации – лом да лопата. 

По словам Нины Васильевны, на ее участок обычно приходят с заводов или из фирм, где раньше получали хорошую зарплату, а сейчас остались не у дел. Но от надежды найти постоянное место с приемлемым заработком не отказываются и после работы уходят «за вакансиями». Если, конечно, еще не вечер – ведь на общественных работах бывают и ночные смены, заканчивающиеся за час до полуночи. 

– Мэрия Ярославля подписала с центром занятости населения г. Ярославля соглашение о создании 275 рабочих мест для общественных работ, выделив на эти цели порядка 3 млн. рублей, – сообщила Виктория Падерина. – В рамках этого соглашения к 12 февраля договоры были заключены с 7 организациями на 99 рабочих мест. Вакансии начали заполняться. 

Как пояснила Виктория Георгиевна, устроившись на общественные работы по направлению службы занятости, будучи уволенным с предприятия, где были неплохие «белые» заработки, вполне реально в первые месяцы получать доход до 11 тысяч рублей: 4330 рублей зарплата плюс материальная поддержка от службы занятости в среднем 1200 рублей и пособие по безработице от 850 до 4900 рублей. Однако на практике по разным причинам выходит порядка 6 тыс. Наверное, поэтому общественные работы пока не пользуются большой популярностью у состоящих на учете в службе занятости. 

Оно неудивительно. Долгое время у нас в качестве высшей ценности преподносился сорящий непонятно как заработанными деньгами гламур. По мнению доктора наук, профессора кафедры социально-политических теорий ЯрГУ им. Демидова Людмилы Титовой, в обществе назревает новый кризис идентичности, избежать которого можно через повышение социальной значимости труда. И начинать надо не с низов – с верхов. Людмила Георгиевна ссылается на опыт Америки, с которой мы сейчас берем пример в деле организации общественных работ. Так, нынешний президент США Барак Обама жестко ограничил размер вознаграждений и опционов топ-менеджерам частных компаний, получивших финансовую помощь от государства. Шиковать, как в тучные годы, они смогут лишь после того, как до цента вернут долги. Пока – так! 

Ольга СМЫСЛОВА 

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе