Традиция жива, если она согрета дыханием

До позднего вечера шёл в субботу в ярославском выставочном центре «Старый город» форум-фестиваль этнокультур «Ярославия – земля согласия», организованный региональным отделением Ассамблеи народов России под патронажем мэрии города, при поддержке департамента общественных связей Ярославской области по областной целевой программе «Гармонизация межнациональных отношений». Около трёх часов продолжался концерт талантов из разных этнокультурных автономий, где белорусская лявониха на равных соперничала с лезгинкой древних вайнахов, гулкий восточный бубен – с русской гармошкой.

Голосистой гармонике в руках красной девицы в русском сарафане по праву радушной хозяйки и выпала честь приветствовать гостей форума – вместе с фольклорным ансамблем общества возрождения русской культуры и традиций «Петропавловская слобода». Разудалая трёхрядка сопровождала и певуний, встречавших гостей из правитель­ства, госдумы области и мэрии редкой старинной ярославской свадебной песней «Месяц по небу, царь по городу...»


Согрев душу раздольной мелодией, мы не преминули поинтересоваться у первой солистки заводной и весёлой «слободы» Надежды Балуевой, кто он такой, «царь» в этой свадебной песне. И получили быстрый ответ, да ещё и с «припевом»:


– Царём или князем называли жениха. Эта песня, записанная нами от старожилов Перекопа, не выпала из свадебного обряда и сегодня, ведь сохранять традицию – значит, согревать её своим дыханием.


«Слобода» приглашает нас в свой павильон на развёрнутой по всему огромному залу выставке-ярмарке этнокультур. Мы приглашение, конечно, немедленно принимаем, но с одобрения улыбчивых хозяев сперва хотим уважить званых гостей издалека. В руках у члена Союза художников России, ювелира и предпринимателя Алихана Ахмедова из всемирно известного аула Кубачи – неописуемой красоты сувенирная сабля в ножнах, украшенных орнаментом из серебра и эмали.


– Такое оружие достойно быть в любом музее, – комментирует наши впечатления полномочный представитель Республики Дагестан в Ярославской области Асланбек Далгатов. – Сувениры из Кубачи украшают стены в семьях Владимира Путина и Дмитрия Медведева, президентов других стран, есть кубачинское оружие, например, у Фиделя Кастро и Уго Чавеса.


Сам Алихан объяснил, что на изготовление такого оружия требуется государственный сертификат, а сувениром, безопасным в пользовании, делает его несложная конструктивная хитрость – на стыке рукояти и лезвия есть разъём, скреплённый сургучом, клинок не закреплён жёстко. На Северном Кавказе называют сувенирные сабли и кинжалы – «оружием, которое служит красоте, а не беде».


Через стенку от Дагестана – Белоруссия, на самом видном месте в павильоне общества русско-белорусской дружбы «Сяброуство» (это слово означает «дружба») стоит похожий на большой букет сноп пшеницы. Он с одного из самых древних славянских празд­ников «дожинки». Ярославские белорусы каждую осень в Доме-музее Максима Богдановича отмечают праздник последнего снопа. Его в тот день и поставили в красном углу дома-музея, этот сноп – в качестве залога хорошего урожая на будущий год. А пшеничка у наших белорусов не привозная – своя собственная, с дачного участка одного из местных сябров.


Павильон белорусов словно распахнут на все четыре стороны света. На заднике пейзаж со старожилом Беловежской пущи зубром, реликтовым зверем, охраняемым ЮНЕСКО, и аистом в гнезде. Это у нас в России аист – редкая краснокнижная птица, а в Белоруссии на старые гнёзда аисты и цапли, распуганные войной, давно вернулись и больше улетать никуда не собираются. Почему так, растолковала нам заместитель председателя общества «Сяброуство», выпускница Минского университета, биолог по образованию Людмила Федосеенко:


– В Белоруссии сегодня нет незасеянных полей, обработан каждый уголок сельхозугодий, заболоченные участки осушены, превращены в плодородную пашню. В бороздах живут мыши-полёвки, на вымочках – лягушки, первейшее лакомство для аистов, в том числе и для краснокнижного бело-серого стерха.


Из Белоруссии мы транзитом попали... в Таджикистан да прямо в гостиную к красавице Нилуфар. Здесь нас сразу усадили на ковёр за низкий столик попить чайку из пиал со сладкой лепёшкой под названием «нон». Семья многодетная. Знакомимся с малышами – самой младшей по имени Сумия, пятилетней Фаридой и семилетней Фаризой. Все в шикарных праздничных тюбетейках, расшитых народным орнаментом. Ручной работы в этой гостиной всё – ковры, мужские халаты, скатерти.


– Конечно, кроме флага, – показывает на стену с трёхцветным государственным знаменем Республики Таджикистан руководитель национального культурного центра «Саманиды» Рустам Мирзаходжаев. И раскрывает главный секрет этой семьи: детишки из разных семей, не только ярославской, на форум себя показать и других посмотреть съехались они из Москвы и Иванова. Из города Иванова и сама Нилуфар, она третьекурсница сельхоз­академии, учится по специальности «экология».


В конце чаепития Нилуфар, как фокусница в цирке, с таинственным видом откидывает красивый атласный полог, и мы видим резную деревянную колыбель таджиков. Её конструкция, как и орнаменты, мало изменилась со времён их великого соотечественника философа, врача и просветителя Авиценны. Мы чуть тронули колыбель рукой, и она плавно закачалась – по словам Рустама, «в такт колыбельной песне».


Наше путешествие по «Старому городу», многолюдному, как бывает здесь на ярмарках по самым большим праздникам, заканчивалось там же, где и начиналось – на крутухе (на кругу то бишь) в «Петропавловской слободе». Но прежде чем передохнуть от репортёрских хлопот у самовара, мы побыли вольнослушателями в мастер-классах форума. В одном из них ярослав­ские джигиты показывали, как надо отплясывать настоящую вихревую лезгинку – ею испокон веков кончались на Кавказе любые междуусобия.


В другом мастер-классе лидер Ярославского филиала межрегионального общественного движения «Сахаджа йога», экономист по профессии Светлана Шиндяпина учила всех желающих, как самыми общедоступными сред­ствами, без лекарств (притом совершенно бесплатно!), установить тишину в собственной душе и стать, по словам консультанта мастер-класса, «соверше­­нно здоровым и счастливым».


Да и в павильоне «Петропавловской слободы», в декорациях вернисажа фотокорреспондента ассамблеи Марины Козловой «Живая традиция» нам посидеть у самовара, живописно обвешанного баранками, тоже удалось не сразу. А только после того, как посмотрели мы, как ходили наши предки стенка на стенку в полузабытой теперь игре «челнок» фабричных слобожан Ярославской Большой мануфактуры и во всех подробностях рассмотрели восстановленный по образцам из бабкиных сундуков настоящий жен­ский парчовый шугай Ярославского уезда – из сшитой на деньги областного гранта коллекции народного костюма для этногородка «Русский дом».


Ну уж зато наше долготерпение было вознаграждено с истинно русским размахом и хлебосольством – горячей картошечкой в мундире, квашеной капустой с калиной, пирогами с грибами, яблочным вареньем, чёрносмородиновым домашним – настоящим перекопским – морсом!


Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе