Свой дом в Багряниках

Воспитанники детских домов, находясь на полном государственном обеспечении в течение многих лет, выходят во взрослую жизнь неприспособленными к ней. Зачастую они не могут овладеть элементарными бытовыми навыками, испытывают трудности в общении. Чтобы решить эту проблему, адаптировать ребят к самостоятельной жизни, в Багряниковской специальной коррекционной школе-интернате для детей-сирот с отклонениями в развитии проводится эксперимент под названием «Свой дом». Ребята вместе со взрослыми сами строят себе дома, а потом живут в них семьями, осваивая навыки домашнего хозяйства.
 фотограф Елена БАТУЕВА
– Началось с того, что старшеклассники стали задавать мне вопросы: «А как мы будем жить, когда вырастем? Если у нас будет большая семья, несколько детей, то той квартиры, что даёт нам государство, будет мало», – рассказывает директор Багряниковского дет­ского дома Муса Синаевич Ванцаев. – Я предложил им попробовать самим научиться строить себе жилище. Мы по­ехали в заброшенную деревню за семь километров, разобрали там дом и привезли на территорию школы. Ребята участвовали во всех циклах работы: заливали фундамент, помогали собирать сруб, крыли крышу, занимались отделочными работами. Девочки шили занавески, постельное бельё, наводили уют в доме. Сейчас на территории интерната уже пять таких домов, построенных совместно с воспитанниками. Живут в них дети «семьями» – с

1-го по 11-й класс. Вместе с ними круглосуточно находятся воспитатели. В домиках все удобства, бытовая техника. Около каждого – приусадебный участок, где выращивают овощи, разбивают клумбы и альпийские горки, соревнуясь друг с другом в садовом дизайне. А осенью, как положено, делают заготовки из собранного урожая. Так что во взрослую жизнь ребята вступают, имея все навыки ведения домашнего хозяйства.

Вообще Багряниковская школа – это своеобразное государство в государстве. В её владении 500 гектаров земли, на которых располагаются школа, индивидуальные домики для воспитанников, столярные мастерские, швейные цехи, хлебопекарня, ферма, лес, поля и огороды, футбольное поле и новейший крытый стадион с искусственным покрытием и трибунами для зрителей. Сейчас в школе воспитываются 112 детей, из которых 24 сироты, 14 инвалидов, остальные – дети, оставшиеся без попечения родителей. Все имеют диагнозы, связанные с отклонениями в развитии.

Поворотный момент в истории школы произошёл в 1988 году, когда школу-интернат возглавил выпускник филологического факультета Ярославского педагогического института Муса Синаевич Ванцаев. До этого он несколько лет возглавлял отдел образования и спорта Первомайского райкома комсомола и сам попросился на эту нелёгкую должность. Говорит, жалко было смотреть, в каких тяжёлых условиях живут воспитанники интерната, чувствовал, что в силах изменить ситуацию.

Школа тогда располагалась в старом, уже отжившем свой век барском доме, без водопровода и канализации. 70 процентов выпускников школы привлекались к уголовной ответственности и попадали в исправительные колонии.

Муса Синаевич начал свою работу со строительства нового здания школы.

– В те годы это казалось невыполнимой задачей, всё строительство шло строго по плану, и нужно было годами ждать, пока тебя включат в план на проект, а потом, когда дойдёт очередь в подрядной организации. Но я решил попытаться договориться о строительстве вне плана, – вспоминает он.

И вот нереальная, казалось бы, задача началась осуществляться. Проект нового здания стоимостью более ста миллионов был бесплатно разработан ярославским институтом «Резинопроект», который взял шефство над школой. Затем директору пришлось долго обивать пороги различных организаций, пока он не дошёл до треста «Ярхимпромстрой», где нашёл понимание генерального директора Николая Байдужего.

Деньги на первый цикл строительства выделил Дет­ский фонд имени Ленина, а потом грянули тяжёлые девяностые годы, и школе грозила участь стать долгостроем. Но тогда Мусе Синаевичу удалось привлечь внимание к стройке губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына. Он посетил Багряники и распорядился выделить более миллиарда рублей из областного бюджета на завершение строительства.

Чтобы успеть закончить здание к 1 сентября 1994 года, в строительстве приняли участие и работники интерната, и воспитанники старших классов. В итоге 30 августа ребята въехали в новое здание, рассчитанное на 144 человека. К тому времени на территории школы пробурили скважину, сделали автономный водопровод и канализацию. Дети наконец-то зажили в цивилизованных условиях.

Но, как оказалось, создать хорошие условия для жизни и учёбы – это лишь полдела.

– В те годы наша школа, как и все коррекционные учебные заведения, доучивала детей только до 9-го класса. А дальше наши выпускники разъезжались по училищам, и далеко не все могли адаптироваться в новых условиях. Привыкшие к постоянному контролю, они не могли организовать себя самостоятельно, пропускали занятия, не усваивали программу и потом не могли найти себе работу, терялись в жизни, – говорит Муса Синаевич. – Тогда я стал добиваться, чтобы при школе были открыты классы профессионального обучения, где бы ребята обучались ремеслу и до совершеннолетия находились под нашим контролем.

Систем по профессиональному обучению детей с отклонениями в развитии в то время не было, и Мусе Синаевичу вместе с педагогами профессионального обучения пришлось разработать авторские программы. Курс обучения по ним с двух лет увеличили до трёх, чтобы закрепить полученные навыки. Программа была одобрена департаментом образования и начала работать в школе. В итоге сюда стали приезжать учиться выпускники коррекционных интернатов со всей области.

При школе открылись швейные и обувные мастер­ские, хлебопекарня, колбасный цех. Появились свои конюшни и коровники, поля и огороды. Ребята начали осваивать различные профессии, начиная с обувщика и хлебопёка и заканчивая трактористом и оператором машинного доения. Первую технику школа приобрела в 1996 году, выиграв грант 75 миллионов по линии департамента занятости населения. Тогда были закуплены два трактора, сенокосилка, другая техника для обработки сельхоз­угодий. Ребята получили возможность не только овладевать профессией тракториста, но и самостоятельно обрабатывать поля, заготавливать корм для скота. Школа постепенно стала переходить на самообеспечение, выращивая всё необходимое для пропитания детей и педагогов. Информация о Багряниковском интернате распространилась по стране. Различные благотворительные фонды начали помогать техникой и оборудованием. Различные детские фонды подарили школе современные машины для швейных мастер­ских, оборудование для парикмахерской, новые тракторы.

В настоящее время ежегодный оборот от хозяйственной деятельности в школе составляет полтора миллиона рублей. Чистая прибыль – 354 тысячи рублей. Эти деньги идут на покупку нового спортинвентаря, на туристические поездки для школьников, на поездки на фестивали и спортивные соревнования, на покупку некоторых дорогостоящих лекарств для нуждающихся в них детей, на помощь выпускникам школы. Существует и стипендия для тех, кто учится на «отлично». Каждую четверть отличники получают материальное вознаграждение.

Связь с теми, кто покинул стены школы, не прерывается. Ребята на выходные, в отпуск приезжают в родную школу. В трудных жизненных обстоятельствах за советом всегда обращаются к Мусе Синаевичу.

– Это и поддержка для выпускников, и большой педагогический эффект для тех, кто учится в школе, – считает Муса Синаевич. – Ребята видят, что даже после выпуска они могут рассчитывать на нашу помощь, и проникаются большим доверием к педагогам, перестают тревожиться за свою дальнейшую судьбу.

Я спросила у Мусы Синаевича, как удаётся преодолеть плохую наследственность, ведь большая часть воспитанников – сироты при живых родителях, отягощённые целым букетом заболеваний на генном уровне.

– Перед глазами детей только положительный пример: у нас в школе никто не курит, не употребляет спиртных напитков. У нас престижно хорошо учиться, и все понимают, что единственный шанс пробиться в жизни – это приобретать профессию и работать. Поэтому ни учиться, ни работать никого заставлять не надо, им самим это интересно, – объясняет он. – Каждый год мы придумываем какое-то большое общее дело. Либо это оборудование стадиона, либо строительство нового дома, либо открытие нового производства. Это, как ничто другое, сплачивает весь коллектив. А потом, ребята чувствуют, что здесь их любят, уважают в них личность, помогают раскрыть способности, и они стараются оправдать доверие старших.

Муса Синаевич посетовал, что сделать можно было бы гораздо больше, если бы государство шло навстречу школе. Из-за непомерного налогообложения и требований ветеринарной службы пришлось закрыть колбасный цех, который снабжал продукцией весь район, свернуть хлебобулочное производство: теперь пекарня работает только на нужды школы и нескольких окрестных деревень. Также пришлось ликвидировать конюшню и отказаться от проекта розлива минеральной воды, так как инвесторам не разрешили приобрести в собственность скважину, которая находится на землях интерната.

– Хотели заняться здесь деревообработкой, но из-за бюрократических проблем инвесторы ушли в райцентр, – вздыхает Муса Синаевич. – Мимо нас проходят все государственные дотации, которые положены сельхозпредприятиям, а вот налоги мы платим по полной программе. А потому, когда какой-нибудь чиновник из администрации привозит нам в подарок очередной телевизор, я с грустью думаю о том, что мы за год отдаём в государственную казну несколько десятков таких телевизоров, и как много мы могли бы сделать на эти средства для школы.

Впрочем, главное богат­ство школы – это её коллектив. Это педагоги и ученики, которые делают невозможное во­преки всем законам природы. Главное – это то «обыкновенное чудо», которое совершается здесь ежедневно, когда гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей. И за это – низкий поклон ярославскому Макаренко – Мусе Синаевичу Ванцаеву.

Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе