Спокойствие обреченных

Шахтеры перекроют Транссиб. Моногорода встанут в забастовках. В мегаполисах не исключена вероятность бунтов и погромов. 

Эти апокалипсические картины рисуются сегодня в воображении в России, но многие не исключают, что они станут частью реальности. «Власти боятся волнений», - таково мнение значительной части российского истеблишмента.

В реальности, как кажется, нас может ожидать совсем другое. Не столь трагичное по форме, но не менее трагичное по содержанию. У людей вновь сузятся горизонты. Они потеряют веру в завтра. Наступит мрачное существование одним днем, из которого страна только начала выбираться.

...В знаменитом романе Булгакова две фразы стали афоризмами на десятилетия. Показательно, что именно они. Одна, понятно, про рукописи, которые не горят. Но была вторая: «Никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут». Нет сомнений, она была адресована одному человеку, одному читателю. А ее не просто подхватила вся страна. Ее сделали идеологией последних лет. Негласный договор государства и общества: мы вам всё дадим. Вы, главное, не лезьте. Стройте свою жизнь помаленьку, и всё будет хорошо.

Сегодня, когда того, что можно дать, становится все меньше, а предчувствий, что будет не так уж и хорошо, - все больше, стоило бы поменять форму общения представителей государства и граждан. Не ждите, когда придут и дадут. Становитесь сильнее сами, создавайте свою жизнь, давайте вместе преодолевать непростую ситуацию, в которой мы оказались.

Государство так не говорит. Оно будто сторонится своих граждан, а когда совсем тягостно, - ищет виноватых.

Но «виноватые» оказываются далеко, за океаном. А жизнь ухудшается здесь. Здесь увольняют с работы, здесь рушится бизнес, здесь проглядывает неопределенность сегодняшнего и завтрашнего дня. И наступает растерянность, сменяющаяся мрачным раздражением, а оно – злобой.

...Когда начинают перекрывать Транссибы и стоять насмерть в пикете? Во-первых, когда есть кому эти перекрытия организовывать, причем и человечески, и финансово. Есть ли сегодня силы, способнее поднять города и регионы? Вряд ли. Во-вторых, люди встают в пикет, когда они чувствуют, что сильнее тех, кому противостоят. Или, по меньшей мере, равны им. Наконец, когда нечего терять. Доведенный до крайности человек уже не оценивает свое будущее в категориях «лучше – хуже», «опасно – безопасно».

Поэтому пока шанс получить сегодня Россию образца начала 1990-х незначителен. Мы не имеем ни одного из перечисленных компонентов. Нет желания, настроения, средств. А главное – об этом регулярно говорят социологи – люди боятся потерять то хрупкое благополучие, которое они успели ощутить. Это как цветок, скукожившийся от морозов. Его будут холить и лелеять, будут бережны с ним, даже если он начнет усыхать и таять. Но пока остается надежда, - никаких бунтов не будет. «Помним, только хуже становилось»…

Одни будут терпеть и ждать, другие искать дополнительный заработок. Третьи – если ситуация мрачной неопределенности затянется - попросту начнут думать об отъезде. В этом году Россия оказалась в списке стран, чьи граждане имеют право участвовать в розыгрыше гринкарт. Страну включают в список, если предыдущие 5 лет менее 50 тысяч ее граждан иммигрировали в США. Окажется ли Россия в следующем году в списке или представители молодого поколения не захотят терпеть и ждать улучшения ситуации на родине?..

Сегодняшняя ситуация пока больше напоминает сползание в обреченность, новое погружение в беспросветность. Понятно, что во всем виновата Америка, но не дашь же в ухо Бушу. Не проковыряешь гвоздиком крыло автомобиля хозяина Белого дома. Они не рядом, хоть российским гражданам регулярно и напоминают о коварстве американских толстосумов. Хотя можно было бы, наоборот, поучиться тому, как там власть объясняет простым гражданам, чего она хочет достичь тем или иным действием. Причем обращение идет к разным профессиям, слоям: учителям, полицейским, владельцам домов, военным, работникам музеев…

А что рядом? Рядом – сосед. Богатый коттеджный поселок. Дорогая машина. Более благополучный или расторопный приятель. Или попросту – более слабый, которого можно обидеть, потому что вступиться за него будет некому. Ненависть нищеты может вновь принять активные формы.

...Стык 2007-2008 годов был, возможно, первым в новейшей российской истории, когда страной гордились не за то, что у нее больше всех ракет и танков. А потому что она взяла первое место в футболе, хоккее, на эстраде. Впервые стала проступать гордость, основанная не на ненависти к другим, а на уважении к себе. Именно такие чувства порождают желание сделать себя и страну лучше.

Сейчас это уходит. Но власть продолжает совершать ошибку, валя всё на других. Это не успокаивает, это обессиливает и раздражает. 

Люди начинают пребывать в мрачном ожидании – ведь им, по сути, говорят, что они ничего сами не могут сделать. Возникает консервация состояния. Маленькому бизнесу не обещают поддержку, в которую он бы поверил, если поверит в себя. Тысячам, занятым в строительном бизнесе, ничего не светит.

…Был у человека бизнес, например, по перегону иномарок. И не стало. Были деньги в семье и иссякли. Жена злая, ребенок исподлобья волчонком смотрит. В последние 3-4 года люди начали планировать – снова может уйти эта привычка. Это порождает не только безответственность. Это порождает порой вседозволенность. Кто же станет беспокоиться о завтра, когда оно может и вовсе не настать?.. 

Правы те, кто говорит: Не надо кричать во весь голос «кризис, кризис, Лёлик, все пропало!». Верить в хорошее российский народ нужно долго приучать. В плохое мы верим сразу. Возможно, если бы не твердые заверения по осени, сегодня была бы более удручающая ситуация с банками, экономикой в целом.

Но во всем нужно знать меру. Нужно не искать врагов где-то, нужно искать силы внутри.

Внешний враг имеет смысл, когда необходимо сплотить нацию. Так ли необходим внешний враг сегодня, когда есть враг внутренний – угроза возвращения скудости и тоски? Да, власти боятся перенаправлять внимание людское на дела внутренние. Регионы будто выпадают из пространства – есть заграница, где все рушится, где снегопады парализуют движение, пожары слизывают дома. В России все тихо и благостно.

Видимо, есть устойчивый страх – начни мы говорить о своих проблемах, люди захотят найти крайнего здесь. Так помогите людям не искать крайнего за соседским забором! Помогите людям находить силы, а не культивировать злобу.

Светлана Бабаева

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе