Современница

Монолог актрисы Елены Яковлевой, записанный в дни наводнения в Приамурье

Елена Яковлева в переживающем последствия наводнения Приамурье была как раз те дни, когда шел сериал "Вангелия" о болгарской прорицательнице, в котором знаменитая актриса сыграла главную роль. Под гримом слепой Ванги узнать ее невозможно. Другое дело - народная Настя Каменская, с которой хотят все и всегда сфотографироваться.

Елена Яковлева: Не понимаю актерского лукавства, когда люди жалуются, что устали от внимания людей. Врут. Фото: Александр Ярошенко/РГ

Для читателей "РГ" мы предлагаем монолог актрисы.

"Занижала себя провинциальностью..."

Воспоминания детства? Это некое одиночество, которое всегда присутствовало. Быть дитём военного трудно: папа все время менял место службы, мы переезжали, я в школе была в разряде вечных новеньких. Потом я стала в эти переезды играться. Это стало интересной игрой, по типу "кто на новенького?".

Артистка... Сколько себя помню, хотелось быть всем. Потом пришло понимание, что единственная профессия, которая в себе это "все" совмещает, это актерская. Ты можешь быть библиотекарем и космонавтом, врачом и следователем, монахиней и преступницей. Кем угодно. Знаете, в городках моего детства театров не было, и все спектакли я смотрела по телевизору. Но как смотрела! Как завороженная, почти не дышала. После окончания школы я не могла поступить в театральный институт по одной причине - у родителей не было денег отправить меня в Москву. Пришлось пару лет поработать. Помню, получила отпускные и расчетные, которых мне хватило на первое время моей московской жизни. Стояло лето 1980 года, Москва встретила безумной чистотой, порядком и малолюдьем. Я первое время покупала финскую колбасу "Салями", которая мне казалась вершиной вкуса. Кстати, Москва меня не сразу приняла, и по моей вине. Я долго не могла избавиться от того, что я не москвичка, что я из провинции, что мне неловко и многое не по плечу. Занижала себя сильно и этим самым себе же вредила в конечном итоге...

Доллары в глазах и широко расставленные локти? Я этого не вижу по одной простой причине: я не хожу на тусовки, у меня нет на них времени. Тусовки - это безумно сложная работа. Нужно обежать все магазины, чтобы что-нибудь на себя напялить, для того чтобы быть в тренде. Ведь встречают по одежке, как ни крути. А менталитет людей тусовки?! Его же тоже надо соблюдать...

"Интердевочка" - большой кусок моего счастья..."

Картина "Интердевочка"... Если бы не было той роли, то не было бы и меня сегодняшней.

Парадокс этой картины в том, что о ней говорили все, но меня на улице никто не узнавал. Помню, один раз ехала в такси, и таксист спрашивает меня: "А ты смотрела "Интердевочку"? Классный фильм..." Я едва не закричала ему, ты что, меня не узнаешь? Ведь это я там снималась...

На съемках у меня перед глазами был только один человек - Петр Ефимович Тодоровский, режиссер фильма. После картины "Военно-полевой роман" я его полюбила невероятно. И так же невероятно жалела о том, что на несколько лет позже родилась. Я бы билась за роль в той картине, она мне до безобразия близка. Встреча с Петром Ефимовичем - это самое настоящее чудо.

Проститутка моя героиня или не проститутка, мне было не важно. Главное, что работать с Петром Ефимовичем. Вечерами после съемок мы с Петром Ефимовичем пели песни, все было интеллигентно и просто здорово.

Настоящим чудом на съемочной площадке была Люба Полищук, мы на нее смотрели как на суперзвезду. Она была безумно красивая и талантливая и вела себя как настоящая звезда. В хорошем смысле этого слова. К нынешним "звездам" очень часто хочется поменять первую букву...

Что такое Люба Полищук? Непередаваемое. Она заходит, и с ней все здороваются, она со всеми общается просто и достойно. Но у тебя ощущение, что ты стоишь около звезды. И ничего с этим ощущением поделать нельзя.

Честно скажу, что артистам дружить очень сложно. Профессия наша конкурентная и зависимая.

Про безумную странность

Когда прихожу на съемочную площадку, я со всеми знакомлюсь. Со всеми.., без исключения. Мне очень важно, когда я вхожу в кадр, чувствовать, что все смотрят на меня с приязнью. Когда неприязнь - работать очень трудно. Боже сохрани чувствовать себя главным персонажем, которого все обслуживают. С людьми нужно только на равных.

Есть ли у меня нерукоподаваемые люди? (Думает.)

Если только Никита Джигурда и Стас Садальский. Я таких людей немножко побаиваюсь, эпатажных всегда сторонюсь. Не знаешь, какой кинжал от него ожидать. А зачем мне их кинжалы?..

Вот странности Иннокентия Михайловича Смоктуновского мне очень интересны, надо было видеть, как он курил, как он с пожарными общался.

Помню, как я снималась с ним в картине "Сердце не камень". Он был точно такой же, всех замечал и всех уважал, но в нем еще была какая-то безумная странность. Я бы очень хотела ее приобрести, но она не приобретается. Либо дано, либо нет. Честно скажу, что я даже пыталась что-то наподобие придумывать. С завтрашнего дня глаз у меня будет с поволокой, и я буду смотреть в даль светлую. Но это все карикатурно немножко, или не немножко. Жить и играть - разные вещи.

Вернусь к Смоктуновскому - он говорил мне на съемках: "Ленка, пойдем покурим". Я шла, у него были сигареты "Мальборо", сумасшедший дефицит в то время, он был заядлым курякой. По-особому держал сигарету, подзывал голубчика-пожарного и так проникновенно ему что-то говорил, тот безропотно разрешал ему курить прямо в павильоне. Стоял рядом с ведром, полным воды.

"Я принята в "Современник" - ужас!"

Когда шла на показ в театр "Современник", то вообще не волновалась. Не потому, что такая самоуверенная, просто была уверена - не возьмут. Нам, студентам, четко сказали, что нет прописочного лимита, и иногородних никого не берут в столичные театры. То, что Москва не резиновая, говорили еще в те, советские годы. До этого я уже прошла несколько столичных театров, и все было несерьезно. Предлагали ради прописки даже фиктивно выйти замуж. Одна надежда была на то, что кто-то из режиссеров провинциальных театров обратит внимание и предложит работу.

Когда мне сказали, что я принята в "Современник", то первым состоянием, которое я испытала, был ужас. В это поверить было невозможно. Говорили, что это был единственный случай в истории театра, когда худсовет единогласно проголосовал за мою кандидатуру.

На всю жизнь запомнила, как к нам в общежитие позвонил руководитель нашего курса Владимир Андреев, как я кубарем летела с четвертого этажа на вахту к телефону.

"Лен, Галина Борисовна Волчек просит тебя завтра к 10 часам вечера зайти к ней в кабинет", - сказал Андреев. Я чуть не умерла после этой фразы, как я жила ночь и весь следующий день до десяти часов вечера, вы себе даже представить не можете.

Я кругами ходила по Чистым прудам вокруг театра часов с шести вечера, зашла в кабинет к Галине Борисовне, она мне дает репертуар на месяц и говорит: "Ходи и смотри все спектакли, контрамарки возьмешь на служебном входе". Я вышла на улицу с ощущением того, что мне просто повезло и мне дали возможность месяц посмотреть спектакли в театре "Современник", вот и все. Ну, где я, а где "Современник", мне даже страшно было об этом думать. Я ходила на все спектакли как на работу, самое фантастическое, что со мной все здоровались. Думала, боже - сам Гафт мне говорит "Здрасьте". Кваша, Ахеджакова, Неёлова - все со мной здоровались. Мое состояние было близким к обмороку...

Даже когда мне в отделе кадров театра выдали красную книжечку, в которой было написано "актриса" и действительна эта книжечка была на целый год, я все равно не поверила до конца в это счастье.

Только когда вывесили план, в котором у меня были расписаны репетиции в спектакле Галины Борисовны Волчек "Двое на качелях", я стала понимать и осознавать, что это все серьезно. Когда сыграла этот спектакль, меня практически все сравнили с Татьяной Лавровой, с первой исполнительницей этой роли. Был успех.

Но я потом ушла из "Современника". Почему? Молодость, глупость, некий сквозняк в голове. Мне говорили, что ты тут будешь делать? Посмотри, сколько тут замечательных артисток, которые в самом актерском соку, они и будут играть. Ну, соблазнили, и я ушла в театр имени Ермоловой на целых три года. Все обещания, естественно, остались обещаниями.

Галина Борисовна Волчек никогда никого второй раз в театр не брала. У меня опять случилось исключение, мне позвонили из "Современника" и спросили, не могу ли я вернуться в спектакль "Двое на качелях", на разовые работы. Я, естественно, согласилась. Пришла к директору театра, мы с ним оговорили все нюансы. Выхожу из директорского кабинета, напротив кабинет Галины Борисовны, в который дверь открыта. Она сидела за столом и глаза наши встретились. Я поздоровалась, она ответила и пригласила зайти.

"Ну что, поняла, что ошиблась?" - спросила она меня. Поняла, ответила я и расплакалась. Галина Борисовна тоже прослезилась, мы обнялись. И все! Снова пошла работа, работа и еще раз работа, и никто никогда в жизни этот момент больше не вспоминал и предательницей меня не называл.

Почему снова ушла из "Современника"?.. Все взрослеют, и театр уже стал не тот, который я безумно любила, в последние годы театр стал резко меняться, и не в лучшую сторону. Театр стал абсолютно другим - таким, как все...

"Ты звезда, а я - собак выгуливаю..."

Сегодня мой телефон звонит намного чаще, и открытых дверей много, входи, входи. Но проблема в том, что открыть новую дверь и войти в нее намного сложнее, чем я думала. Это все к поговорке про то, что обожжешься на молоке, дуешь на воду. Я безумно благодарна тем театрам и тем режиссерам, которые меня приглашают. Но вливаться в театральный коллектив, как когда-то в "Современник", я уже не буду.

Обидно видеть и слышать ту грязь, которая полилась после моего ухода, я же молчала, как партизан в засаде. Я же ничего плохого не сделала, просто ушла - и все.

Трудно ли с мужем-актером жить под одной крышей? Бывали периоды очень нелегкие. Я поступала мудро, всегда Валере говорила, прежде чем к чему-то приступить: как ты скажешь, так и будет. Хотя, конечно, решение уже было принято мной... Как будто мы это решение принимали вместе, и поэтому он часть ответственности брал на себя. Я снималась, а он порой сидел дома с ребенком и выгуливал собак. Провожал, встречал и ждал. У нас до сих пор так.

Все бывает, иногда в нем прорывается актерская жила. "Конечно, ты звезда, а я тут собак выгуливаю..." Но я знаю, что это не его сущность заговорила, а минутная человеческая слабость.

Бывает, говорю ему: Валера, вот есть сценарий, я в нем играю, посмотри себе какую-нибудь роль, я поговорю с режиссером. Никогда в жизни, говорит он. Тут уже мужские амбиции лезут наружу.

Сын?... Популярность, которая обрушивается на маму, бьет больно по ребенку, и в какой-то момент ребенку перестает нравиться, что его воспринимают как сына такого-то или такой-то. А потом, сколько близким приходится слышать и читать ерунды, которую пишут про популярную маму или дочь. Мой сын просил меня встречать его из школы за углом, чтобы лишний раз меня не видели. Как-то со своим Денисом я поехала в Московский зоопарк, иду с ним, разговариваю, общаюсь. Но это удавалось слабо, люди постоянно просили автографы и разрешения сфотографироваться со мной. Возвращаемся домой, он и говорит: вот, люди будут показывать фотографии с бегемотом, с жирафом и с мамой моей. И столько в этом было обиды. Мне стало страшно оттого, что в его маленькой голове происходили такие вещи.

Денис всегда пытался утвердиться в своей самостоятельности, и бывало, что совершал ошибки и глупости. Еще момент: меня часто не было дома, съемки, гастроли, репетиции, возвращаешься домой с чувством вины перед ребенком. Пытаешься эту вину загладить подарками, какими-то материальными благами. Тоже протест в ответ. Он носит самую простую одежду и обувь. Боже сохрани, никаких брендов. Кроссовки "Дольче и Габбана" - никогда! Догадываюсь, почему: чтобы не сказали, что ты, мол, сын Яковлевой... Я бегала по заграничным магазинам, выискивала ему самое хорошее, но в ответ протест. У него в гардеробе все самое обыкновенное. Белая майка, черные джинсы.

Но, слава богу, сейчас у нас нормальные отношения, Денису 21 год, он не пьет и не курит, имеет черный пояс по карате, хорошо знает английский. Нормальный парень получился.

"Колченогая мебель и бешеные миллиарды..."

Жизнь за окном?.. Не дай бог я начну ее понимать. Если я открою это окно и целиком окунусь в эту жизнь, то я сдохну. От жалости к людям, от того, что с ними делают. То же самое делают и со мной, но я больше зарабатываю и больше независима.

Если бы я попала в ряды наших думцев, я бы с ними дралась день и ночь, кидала бы в них камнями и меня бы просто убили. Как можно издавать законы, полные ерунды, бороться с курильщиками не там, где надо, или с надуманной гей-пропагандой, когда вокруг столько нищеты и запредельного.

Наводнение на Дальнем Востоке - без слез смотреть невозможно было на эти кособокие домишки, на колченогую, убогую мебель и слышать про какие-то бешеные миллиарды, которые ушли и уходят непонятно куда. Когда я увидела, как к затопленным хатам подъезжала лодка с ящиком для голосования, я просто рыдала от этой меры цинизма. Когда накрашенная тетка совала бабке урну для голосования вместо помощи, от вида всего этого, думала, сердце разорвется.

Хорошая ли я дочь? Наверное, не очень. Родители живут в Харькове, материально помогаю, конечно. А вот общения не хватает. У родителей моих сейчас очень трудное время, у моего младшего брата двое детей, которые остались без матери. Все заботы по воспитанию внуков легли на плечи моей мамы, и ей сегодня многого нельзя. Нельзя болеть и опускать плечи. Непросто все, очень непросто.

Популярность моя меня не раздражает, я спокойно хожу по улицам. Фотографы и автографы - это часть актерской профессии. Иди в бухгалтеры, сиди в офисе, и никто тебя не будет фотографировать. Не понимаю актерского лукавства, когда начинают жаловаться, что они устали от внимания людей. Врут.

Думаю, что нигде, кроме России, жить не смогу, если меня спросят, куда ты, Лена, хочешь съездить, в Австралию или на Камчатку, то выберу Камчатку. Там такая мощь, такая дикая природа. И все без людей, и до безобразия много медведей. Душа там лечится.

Чего от жизни хочу? Во-первых, хочу, чтобы мой сын нашел себя. Появилась возможность отправить его в Америку, в колледж, где за год можно будет пройтись по всем профессиям кино. Слава тебе господи, от режиссуры он отказался, теперь ему нравится профессия художника кино. Пусть ищет и пробует. Дерзает.

Найти своего режиссера, который бы поставил на меня хороший спектакль. Сценариста хорошего встретить хочу, который бы написал на меня хороший сценарий для фильма.

Если доведется встретиться с Богом? Я однажды после наркоза улетала в трубу, ощущения как на Камчатке. Это безумное блаженство света и звука. Потом очень яркий свет, который не режет тебе глаза, и я видела дядечку с белыми волосами, спокойный такой. Я ничего ему не говорила. А он мне сказал: "Возвращайся обратно, тебе еще сына нужно поднять"... Я и вернулась. Сказать мне ему нечего, он и так все знает.

Феномен "Каменской"

Вторая волна популярности пришла к Елене Яковлевой в 1999 году, когда состоялась премьера 1-й серии телефильма "Каменская", снятого по циклу детективных романов Александры Марининой. Сериал пережил 6 сезонов и выходил на экраны 11 лет. Героиня Яковлевой - Настя Каменская - за эти годы из майора дослужилась до полковника. За свою роль в "Каменской" Яковлева получила в 2003 году премию Международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм "Закон и общество". В 2004-м она стала обладательницей ТЭФИ как лучшая актриса в телесериале.

Примечательно, что Маринина изначально хотела, чтобы Каменскую играла Вера Глаголева. На роль пробовались Юлия Рутберг, Полина Кутепова и многие другие. Съемки почти полностью проходили в Минске, а кабинет Каменской и интерьеры здания на Петровке, 38 выстроили в павильонах киностудии "Беларусьфильм".

Текст: Александр Ярошенко

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе