«Слепота – это дар»

В одном из интервью Хорхе Луиса Борхеса спросили: «Борхес, в снах вы зрячи?» На что великий писатель, к старости ставший практически слепым и, несмотря на это, назначенный директором библиотеки, ответил: «О да! В снах я прекрасно вижу. Я столько раз обманывался. Во сне я читаю и думаю: «Чёрт возьми, ко мне вернулось зрение». А потом, не просыпаясь, понимаю: «Нет, на самом деле я вообразил текст, который сейчас читаю»…

Вспоминая о Гомере, философе Алексее Лосеве, писателе Николае Островском, математике Льве Понтрягине или о Борхесе, в первую очередь думается об их творчестве, а вовсе не о том, что все они были слепы… И уже потом приходит вопрос: что же не просто уравняло их с прочими здоровыми людьми, но даже вознесло над ними? Страстная любовь к жизни во всех её проявлениях? Сила духа? Талант? Или же здесь скрыта иная тайна, недоступная человеку, пока он здоров?


Два столетия назад имело смысл говорить только о силе духа и таланте, которые действительно помогают выжить людям, в трагических обстоятельствах потерявшим зрение. И, конечно, о народных традициях, отводящих слепым определённое место в обществе и диктующих окружающим некие нормы поведения.

Ведь издавна в России отношение к слепым было связано с религиозными представлениями о том, что земные физические страдания приближают человека к Богу, а душу незрячих наделяют особой силой и способностью некоего «внутреннего видения». Слепые, не относящиеся к высшим сословиям, на Руси практически всегда становились нищими. В подаянии и сочувствии им люди видели собственное спасение. Благодаря всему этому даже внезапно ослепший человек мог не сорваться в бездну отчаяния и горя.

Однако, если хоть на минуту представить себе, что он чувствовал, оставаясь наедине с собой? Тогда не было телевизоров, магнитофонов и радио… Только шум деревьев, пение птиц, колокольный звон, грохот проезжающей двуколки по мостовой… Поэтому уже в начале XIX века образованные люди и в России, и в других странах мира понимают, насколько слепой человек нуждается в возможности учиться и читать.

В январе весь мир отметил 200-летие со дня рождения Луи Брайля. Конечно, попытки создать азбуку для слепых были и до него, но именно ему, родившемуся во Франции, в семье шорника, и после трагической случайности потерявшему зрение в три года, человечество обязано появлением специального шрифта для слепых. Шесть рельефных точек на листе бумаги, расположенных в определённом порядке, дали слепым возможность читать книги, писать, овладевать нотной грамотой. А ещё через полтора века компьютер и специальные кассеты, – на которых озвучены практически все художественные издания, научные труды, научно-популярная литература и учебники, – позволили им учиться, поступать в престижные вузы, становиться хорошими специалистами, учёными, музыкантами и помогать и поддерживать таких же, как они.

Российской государственной библиотеке для слепых, что находится в Москве, в Протопоповском (бывшем Безбожном) переулке, в будущем году исполняется девяносто лет. Именно здесь сосредоточены все усилия и достижения человечества, призванные облегчить и сделать насколько возможно полноценной жизнь людей, для которых когда-то погасло солнце.

С первого взгляда всё – как в обычной библиотеке. Только, конечно, площадь и читального зала, и абонемента значительно больше. Ведь если учесть, что четыре тома «Войны и мира» в переводе на шрифт Брайля превращаются в 28 томов, то можно себе представить, как выглядит хранилище всей художественной и научной литературы, учебников и журналов: огромные стеллажи с весомыми книгами – на белых переплётах и обложках которых строгим чёрным шрифтом обозначены лишь фамилия автора и название произведения. Естественно, нет ни цвета, ни иллюстраций. Главное для таких изданий – экономия места и специальной бумаги для брайлевского шрифта – ведь она не дёшева. Единственная полка с цветными обложками – детская. Эти книги изданы в самой библиотеке совсем небольшим тиражом, и только в них есть немного рельефных картинок.

Читальный зал соединён с компьютерным. Посетитель может прийти в библиотеку и благодаря брайлевской компьютерной строке или звуковой компьютерной системе «Джос» познакомиться с новостями в Интернете.

– Конечно, звуковая система, книги и учебники, записанные в определённом скоростном режиме на кассеты, более востребованы нашими читателями, – говорит замдиректора библиотеки Елена Васильевна Захарова. – Дело в том, что из наших постоянных 14 тысяч читателей большинство стали плохо видеть или ослепли в силу своего возраста, и они уже не хотят, а некоторые просто не могут выучить шрифт Брайля. Ведь для того, чтобы различать точки, подушечки пальцев должны быть мягкими и чувствительными, а профессия многих людей огрубляет к старости их руки, и они не могут различать рельеф. Им проще слушать.

Поэтому большинство полок абонементного зала заставлены кассетами. Наиболее востребованы сейчас научно-популярная литература, учебники. Что же касается современной художественной литературы, то, к сожалению, на брайлевский шрифт или звук удаётся перевести лишь 1–2 процента новых изданий. Притом что студия звукозаписи при библиотеке работает постоянно, и три сотрудника библиотеки ежедневно начитывают на плёнку новые тексты.

Интересна небольшая выставка, посвящённая знаменитым слепым и 200-летию Брайля – человека, сказавшего в своё время: «Перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды». На стенде рядом с его портретом лежит азбука для незрячих детей и принадлежности, которые используются для письма. На стенах – плакаты, один из которых «Библиотека – территория толерантности» сразу же задаёт определённый тон поведения и общения внутри этого здания, подчёркивающий: плохо видящие и слепые люди такие же, как все, разве чуть больше нуждаются во внимании и заботе.

Чтобы этот принцип не остался лишь на словах, в РГБС есть ещё несколько залов, которых нет в обычных библиотеках. Один из них – музей, основным лозунгом которого в отличие от других музеев стали слова «Руками трогать!». Дело в том, что основа экспозиции – выполненные в художественных мастерских макеты территории Кремля, храма Христа Спасителя, церкви Вознесения – небольшой величины, но с соблюдением всех пропорций и полным воспроизведением архитектуры зданий. На стенах – деревянные иконы… Посетители, родившиеся слепыми, могут все кремлёвские башни, стены, купола церквей и даже слёзы на лике Божьей матери потрогать руками. Конечно, в музей приходят люди разных конфессий, поэтому в планах библиотеки заказать макеты культовых зданий для исповедующих другие религии, проблема лишь в том, что это очень дорогостоящие изделия. В музее представлено и русское народное творчество: резьба по дереву – статуэтка медведя, обнимающего дерево, на котором трепещут листочки, глиняные игрушки. Целый стенд кружев, берестяных коробочков и прочих очень ладных вещиц, причём сделанных слепыми и плохо видящими людьми.

Случается всякое – бывает, в обычной семье, где родители успешны и здоровы, рождается слепой ребёнок. Тогда не только ему, но и его близким требуется помощь. В библиотеке есть игровая комната для слепых детей. Три педагога пытаются адаптировать малышей, никогда не видевших солнца, неба, травы, деревьев, зверей и птиц, лиц мамы и папы, к жизни на этой земле. Поэтому к игрушечным животным здесь особые требования – они должны быть предельно точными копиями настоящих. Пластмассовая лошадка, у которой «слиплись» передние и задние ноги, для невидящего малыша не годится. Он ведь «смотрит» руками, поэтому может решить, что у лошади только две ноги. Здесь есть говорящая азбука, образцы гречневой и рисовой крупы, специальные игрушки, обучающие простым вещам, – слепой ребёнок тоже должен уметь зашнуровать ботинки.

– Наша библиотека в принципе отличается от подобных зарубежных библиотек, – считает Е.Ф. Захарова. – Конечно, у них замечательно отлажен механизм, позволяющий слепому человеку получить любую информацию, которая ему необходима и интересна. Достаточно просто позвонить в библиотеку и сделать заявку – ему на диске отправляют озвученный текст, не требуя возврата. Работа нашей библиотеки ориентирована в первую очередь на то, чего в большей степени не хватает слепым людям – на общение. В зале абонемента читатели, некоторых мы знаем с детства, знакомятся, разговаривают, сотрудники всегда отзывчивы и терпеливы. Всё направлено на одну цель – поддержать человека в этой жизни. Если это необходимо, вытащить его из состояния депрессии. Ведь иногда, и это хуже всего, слепота возникает внезапно…

Лекцию «Слепота» из цикла «Семь вечеров» Хорхе Луис Борхес закончил словами: «Слепота – это дар. Я утомил вас перечислением полученных мною даров: древнеанглийский, в какой-то степени шведский язык, знакомство со средневековой литературой, до той поры почти неизвестной мне, написание многих книг, хороших и плохих, но оправдавших потраченное на них время. Кроме того, слепой ощущает доброту окружающих. Люди всегда добры к слепым. /…/ Она должна стать одним из многих удивительных орудий, посланных нам судьбой или случаем».

Немногим из нас дана удивительная способность рассматривать навалившееся несчастье как дар. Но если есть такая возможность, почему бы этому не научиться…

Наталья ТРОЯНОВА

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе