Селекция есть, рынка – нет

На конференции «Возрождение и сохранение овец романовской породы» обсуждали перспективы романовского овцеводства в области. Порода эта уникальна по шерсти и плодовитости. Однако долгое время была не востребована ввиду кризиса отрасли. 

Ленин поддержал, кризис помешал 

– Кризис пагубно отразился на сельском хозяйстве нашей страны, – рассказывает директор ООО «Ярославское» по племенной работе Михаил Коренев. – На начало текущего года общая численность овец романовской породы в сельхозпредприятиях страны составила 37,6 тысячи голов – 1, 2% от общего поголовья в России. 


Для нашей области романовская овца – один из сельскохозяйственных брендов наряду с ярославской породой крупного рогатого скота и брейтовской породой свиней. Испокон веков селекцией романовской овцы занимались крестьяне. И только в начале 20-х годов ХХ века Ленин подписал декрет о племенном животноводстве, началась организованная селекционная работа. 

Однако за пятнадцать лет «перестройки» рынка животноводства поголовье романовских овец, как в России, так и в Ярославской области, значительно снизилось. Если в 50-х годах ХХ века в РСФСР – 1800000 голов романовских овец, то в 2000 году – уже только 16 тысяч, чуть более 5 тысяч из которых – в Ярославской области. 

В настоящее время в нашем регионе романовских овец разводят 23 хозяйства с общим поголовьем 5,7 тысячи голов. 

На новый уровень 

По данным целевой программы «Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области» на 2008–2012 годы племенная база по разведению овец романовской породы состоит из 16 племенных репродукторов и генофондных хозяйств: 15 сельскохозяйственных предприятий и одно крестьянское фермерское хозяйство. В племенных хозяйствах сосредоточено 83% поголовья овец, имеющегося в сельскохозяйственных предприятиях региона. 

Основным структурным звеном в племенном курсе является в области ООО «Ярославское», действующее в тесном контакте с департаментом АПК и другими сельскохозяйственными организациями. 

– Сегодня в области 14 генеалогических групп с различными продуктивностью и качеством поголовья, – отмечает Михаил Коренев. – С помощью микросателлитного метода устанавливается принадлежность животных к чистому поголовью. На основании исследовательской и мониторинговой работы, ведущейся специалистами племобъединения, хозяйств и Ярославского НИИ животноводства и кормопроизводства Академии сельскохозяйственных наук, будет решено, какие линии продолжат работать в романовском овцеводстве. 

Селекция необходима, чтобы вывести количество шерсти, число приплода от ярок, мясную продуктивность животных и т. п. на качественно новый уровень. 

– Финальным аккордом любой племенной работы является продажа племенных животных. И сегодня от Камчатки до Калининграда ярославские животные, можно сказать, идут влет, – доволен Михаил Коренев. – И если бы все поголовье направляли на племенные цели, мы смогли бы скорее приблизиться к доперестроечным цифрам, в полной мере возродить породу. Но сегодня ситуация на рынке несколько другая, хотя спрос на романовскую овцу все же не удовлетворен. Поэтому наряду с фермерскими хозяйствами мы работаем с частниками. 

700 граммов баранины в год 

Однако при общей положительной динамике для племенного романовского овцеводства положение рынка довольно плачевно. Для того же частника, занимающегося разведением животных на мясо и на шерсть, весьма трудно порой найти сбыт своей продукции на уровне хотя бы самоокупаемости. Равно как и для частника, занимающегося переработкой продуктов овцеводства в товары потребительского рынка, сложно найти отечественное сырье по удовлетворительным для себя качественным или ценовым параметрам. Возможно, виноваты перекупщики, а, может, отечественный рынок просто не готов принять отечественный же продукт. 

– Стыдно сказать, но в России нет рынка ни шерсти, ни баранины, – считает генеральный директор Национального союза овцеводов Михаил Егоров. – Сегодня россиянин потребляет в среднем 700 граммов баранины в год. В Новой Зеландии этот показатель составляет 37 килограммов, в Австралии – 27. Мы производим 51 тысячу тонн шерсти, а российская промышленность перерабатывает не более половины. Страна производит шерстяной ткани на душу населения 26 сантиметров! Основа внутреннего рынка – импортные продукты из той же Новой Зеландии и Австралии. 

– И все потому, что мы не готовим нашу продукцию как товар, – продолжает Михаил Егоров. – Как обстоит дело с семенами? Мы их чистим, приводим в товарный вид, занимаемся селекцией. С овцеводством ситуация, к сожалению, обратная. Наши селекционеры добиваются получения тонкорунной шерсти с волокном в 18, 19, 20 микрон. Из нее можно получить лучшую ткань. Но сырье такого уровня по-прежнему приходит из-за рубежа. Кто же из крупных заказчиков работает с отечественной шерстью? В основном – оборонка, МЧС. Но им требуется дешевое, грубое волокно. Повышению качества отечественной продукции это не способствует. То же и с мясом. Мы добиваемся, чтобы сетевые магазины, ресторанный бизнес получали охлажденную баранину. Одно только это может повысить закупочные цены для производителей в 1,5 – 1,8 раза. Но процесс данный опять же не развит. А ведь при грамотном подходе отечественное овцеводство может снабдить рынок и качественной шерстью, и диетическим, полезным и дешевым мясом. А также обеспечит занятость. Ведь где развивается овцеводство? На самых худших землях – овцы неприхотливые животные. Частнику разведение овец при грамотной организации сети сбыта может принести большой доход. Но для такой трансформации рынка необходимо обеспечить государственные дотации на поддержку и организацию нового бизнеса. 

Вопрос количества 

– За нами стоят люди, и для развития овцеводства необходимо, чтобы они чувствовали себя социально защищенными, – убежден Михаил Егоров. – Этим сейчас и занимается правительство. В этом году хозяйства получили 960 миллионов рублей, из них 300 миллионов – из областных бюджетов. Однако не факт, что мы получим сходную сумму на следующий год. 

Но при этом для развития овцеводства для неблагополучных в сельскохозяйственном отношении территорий является вопросом именно количества: и овец, и дотаций, и хозяйств. Именно от заинтересованности частника в романовской овце зависит будущее породы. 

Алексей КАЛЮГИН

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе