Самая дорогая страна

Россия медленно, но верно превращается в одну из самых дорогих стран мира. Поразительно, но кризис не исправил, а усугубил ситуацию. По размерам зарплат мы откатились в четвертый десяток государств, зато по уровню цен все ближе к первому. Откуда такой перекос?
Ценовые аномалии множатся на глазах. Скажем, электроэнергия в крупнейших городах РФ уже дороже, чем в США. Тарифы на железнодорожную перевозку грузов вдвое выше, чем в ЕС. Мы входим в знаменитый блок БРИК, но с другими его странами наши цены и сравнивать смешно.

Жилье в России по-прежнему одно из самых недоступных в мире. Стоимость квадратных метров настолько оторвалась от реальных зарплат, что в среднем гражданам РФ приходится копить на крышу над головой вдвое-впятеро дольше, чем жителям большинства стран мира. Бизнес обдирают еще хлеще. Аренда офисов отбирает у российских компаний слишком большую часть выручки. Например, германским бизнесменам аренда доступнее вчетверо, бельгийским и греческим – впятеро, испанским и ирландским – вдвое-втрое.

Народ не проведешь – он знает, что в мире почем. Возмущение по поводу диких российских цен, давно превысивших стоимость тех же товаров в самых богатых странах, стало одной из основных тем кухонных разговоров. Ситуация действительно близка к абсурду. Например, дошло до того, что жители Ленинградской области стараются ездить за бытовой техникой в соседнюю Финляндию. Потому что со всеми транспортными расходами такие покупки получаются заметно дешевле, чем в соседних магазинах. Между тем Финляндия – одна из самых дорогих стран Европы, местные налоги, включая НДС, выше, чем в РФ.

Обычно бешенство цен списывают на жадность торговцев. Конечно, дыма без огня не бывает. Наценки порой действительно поражают воображение. Например, в Ивановской области в магазинах при текстильных фабриках одежду великолепного качества можно купить за 100–200 рублей. В двух часах езды от Ивановской области на рынках те же вещи стоят уже 500–700 рублей. А добираясь до столичных прилавков, дорожают еще в три-четыре раза. При этом продавцы упорно срезают бирки, скрывая российское происхождение товара.

Примерно в том же духе действуют торговые сети. Трудно не вспомнить историю неожиданного визита премьера В. Путина в один из крупных сетевых супермаркетов. В молочном отделе владелец сети уверял его: «Наценки небольшие – всего 10%». На его беду премьер прихватил с собой владельца завода-поставщика. Выяснилось: кефир отпускают по 20 руб., а в розницу он стоит 35 рублей. Мясо при оптовой цене 160 руб. на прилавке лежало по 320 рублей. Понятно, почему при виде наших цен на продукты питания жители некоторых богатых стран вздрагивают.

В общем по дороговизне всего и вся РФ давно ближе к верху, чем к середине мирового списка. При этом мы уверенно движемся все выше и выше. В последние три года зарплаты почти не растут, а цены разгоняются все бодрее. Вроде бы при рыночной экономике такого быть не должно. Правительство решило выяснить причину аномалии и заказало независимое исследование о состоянии конкуренции в РФ.

Ярлык на правление

Для чиновников выводы оказались неутешительными. Краткий итог – конкуренции толком нет. Как в свое время выразился известный политик, едва не ставший президентом РФ: «Какие могут быть конкуренция и снижение цен, если все торговые сети принадлежат членам правительства?»

На деле ситуация, конечно, не так плачевна. Но основная причина всеобщей дороговизны не жадность продавцов. Дикие наценки – лишь следствие, а не причина. Первоисточник ценовых бед – чиновничья орда, наложившая дань на всех и каждого.

Разумеется, прежде всего обирают бизнес. Насколько сильно? По расчетам экспертов, если бы неким чудом бюрократия внезапно зажила честно, на одну зарплату, жилье в России подешевело бы на 25–30%, в крупных городах – на 60–70%. Связь подешевела бы на 10%, продукты питания – на 15–30%.

Рассчитывать на это не приходится, но размер «доли начальства» понятен. Заметно, что особенно сильно обирают строителей (через них – все население, нуждающееся в жилье). Потому что это проще и выгоднее всего. «Цена административных согласований на различных уровнях власти в зависимости от региона составляет от 30 до 60% себестоимости строительства здания. Еще 7–10% уходит на подключение к коммуникациям. В столицах – больше. При этом размер неформальных платежей, как правило, в семь раз больше официальной стоимости разрешений и согласований», – рассказывает наш источник в строительном бизнесе.

Сбор бесчисленных бумаг может растянуться на многие годы. Все это время работы будут в подвешенном состоянии. Подсчитано: если в ЕС строительство от первой линии на чертеже до сдачи здания занимает 2–3 года, у нас – 4–7 лет.

Чиновничество создало настолько стройную систему сбора дани, что ему даже не приходится преступать закон. Деньги за разрешения собирают не сами хозяева высоких кабинетов, а карманные компании, во множестве разросшиеся при ведомствах. «Например, вы хотите подключиться к инженерной сети (свету, водопроводу и т.д.). Пожалуйста. Но выбирать не приходится. Право выдавать разрешения имеет очень ограниченное число посредников. Они назначают монопольно высокую цену», – говорит владелец крупной сети магазинов.

Отсюда и жуткие цены. По словам опрошенных экспертами Европейского университета предпринимателей, почти никто не закладывает в планы срок больше чем на пять лет вперед. За это время нужно успеть вернуть все вложения, в придачу получить какую-то прибыль. Вот и задирают стоимость жилья, аренды помещений, бытовой техники, продовольствия и т.д. Почти всего, что движется и не очень. В конечном счете население в полной мере оплачивает эту дань, которую можно назвать налогом на неуверенность предпринимателей в завтрашнем дне. Вот почему в кризис вопреки законам экономики цены бодро поехали вверх. Неуверенность выросла – увеличилась и подать.

Похоже, если кто не сомневается в своем светлом будущем – так это чиновничье сословие. Тут напрашивается сравнение. Оно, как золотая орда, обложило страну огромной данью, переписало законы под себя и почивает на лаврах. Власть чиновников превратилась в нечто наподобие ига. Которое далеко не безвозмездно выдает бизнесменам ярлыки на правление в той или иной отрасли, жалует привилегии. Порой карает непокорных и совершает набеги на независимые владения. Впрочем, как показала история, со временем любая орда рассыплется. Или все же превратится в нормальное цивилизованное государство.

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе