Разрастающаяся одержимость

Недавно мне пришлось посмотреть вышедший в августе на экраны российских кинотеатров австралийский «ужастик» «Два, три, демон приди!».


Вообще я совсем не любитель такого жанра — смотрел, как говорится, по долгу службы. Редактировал рецензию коллеги на этот фильм и никак не мог уловить фабулу, пришлось лезть в интернет. Фильм оказался, как ни странно, со смыслом. Не думаю, что создатели умышленно заложили его туда — скорее их творение стало чем-то вроде бессознательного зеркала, отразившего состояние среднестатистического западного обывателя.


Сюжет незамысловат. На молодежные вечеринки приносят магический артефакт — фарфоровую руку, внутри которой якобы находится мумифицированная рука умершего медиума. Нужно сжать эту самую руку своей рукой и провозгласить «Войди в меня!». Наверное, вы уже подумали: как, разве можно вот так отдаваться непонятно чему? Но дело именно в том, что для героев фильма такого вопроса вообще не встает. Они с радостью по очереди зазывают в себя неведомого демона и становятся одержимыми, в то время как окружающие с гоготом и шутками снимают это непотребство на мобильные телефоны, чтобы выложить потом в соцсети. Повторюсь, вопросом — «Что же такое войдет в меня?» не задается никто, в том числе присутствующий тут парень «из католической семьи», который принципиально не пьет спиртное и даже не целуется с девушками. Напротив, он в первых рядах жаждет поручкаться с заключенным в фарфоровую оболочку демоном.

Фильм категории Б неожиданно наводит на серьезную мысль: сегодняшний западный человек легко готов впустить в себя все что угодно. Скорее всего, по одной простой причине — там, внутри, у него до звона пусто. Герои фильма, конечно же, не злодеи в классическом смысле. Однако и хорошими людьми назвать их язык не повернется. Они целиком находятся во власти мелких, бытовых проблем, общаются друг с другом исключительно как злобные чихуахуа и даже ни о чем особо не мечтают. То есть не то чтобы там Достоевский с Ницше, нет даже желания «заработать бабла» и «всех сделать». Неудивительно, что эта пустота готова принять все что угодно — природа, как известно, пустоты не терпит.

В августовском номере мы снова обращаемся к теме трансформации западного общества, которая многим из нас продолжает казаться чем-то парадоксальным. Как же так, вот были Боттичелли, Леонардо, Ван Гог — а теперь люди гавкают, едят на полу и уверяют всех вокруг, что они «ощущают себя собаками». Как из точки А (Боттичелли, Ван Гог) Запад пришел в точку Б (ассоциация себя с животными, смена пола как цель жизни, марши голых людей с дряблыми телесами, культ однополых отношений, нарекание откровенно диктаторских режимов «демократиями» и т.д.)? На мой взгляд, австралийский фильм, который, кстати, сняли два тиктокера, дает ответ — была промежуточная стадия. Та самая пустота, в которую легко войдет все что угодно. Она образовалась после того, как Запад покончил с верой, то есть отстроенной определенным образом системой ценностей, задававшей обществу координаты движения. На место веры на какое-то время имплантировали «ценности потребительского общества» — религию брендов, погоню за постоянной новизной всего чего угодно (шмоток, впечатлений, половых партнеров), идеологию «успеха», но этого хватило ненадолго. Пришли те самые пустота и тоска. И тайная жажда чего-то мощного и неудержимого, что может захватить тебя по-настоящему, без остатка.

Происходящие сегодня на Западе процессы пусть и весьма однозначные, но при том крайне непростые. Их нельзя описать широкими мазками — «падение нравов», «с жиру бесятся», «высшие классы хотят задурить голову народу». Да, все это присутствует, но нужен остро отточенный понятийный инструмент, чтобы добросовестно препарировать больного и сформулировать четкий диагноз. Для нас, столь долго проживших в состоянии безответной любви к Западу, восхищения его идеями и почти магическим умением преобразовывать материальный мир, подобное исследование, а также осмысление его результатов способно стать важной отправной точкой. Возможно, именно оттолкнувшись во всех смыслах «от противного», мы наконец-то прозреем, четко узрим свой собственный путь, оставив попытки «догнать Португалию» (если не помните, это официальный лозунг российской власти начала века) или кого-то там еще.

На страницах этого номера мы размышляем над определением «сатанизма», которое с некоторых пор часто звучит из уст наших государственных мужей в адрес Запада. Согласитесь, слово крайне сильное. Настолько, что у многих оно только по этой причине вызывает немедленное отторжение. Плюс стереотипы массовой культуры: сатанизм — это или маньяки-преступники, или безобидные ряженые придурки, что собираются по ночам и играют в колдунов. Но, как известно, все зависит от системы координат — если вернуться в мир, где есть Бог, то и Сатана там будет выглядеть иначе.

Опустим теологические термины. Мир, где есть Бог, — это мир, в котором присутствует смысл, то есть цель, которую следует достичь. Для ее достижения надо, понятное дело, не вилять туда-сюда, а двигаться в определенном направлении — здесь как раз и нужны ценности, позволяющие раз за разом делать выбор, то есть маленький шажок в нужную сторону. Ценности действуют как на личном, так и на общественном уровне, второе скорее страховка, так как человек перед лицом самого себя зачастую мал и слаб. Этот мир обычно иерархичен, потому что всегда есть те, кто четче ощущает цель и ведет за собой остальных.

Мир противоположный зачастую описывают просто как хаос, но то, что мы наблюдаем сейчас на Западе, вовсе не напоминает процесс естественного распада. Как отметил в разговоре с «Культурой» философ Александр Дугин, ощущается воля, разрастающаяся одержимость, что подобно силовому полю стремится затянуть в себя как можно больше людей, зачастую помимо их воли, заставить этих людей хотя бы на словах быть именно такими, какими надо. Одержимые бесом герои из австралийского хоррора в сегодняшней западной реальности оборачиваются персонажами, что воображают себя собаками или драконами, меняют туда-сюда пол или с упоением участвуют в омерзительных даже с чисто эстетической точки зрения гей-парадах. Нынешняя западная русофобия, смесь животной ненависти и лжи пятидесяти трех видов, имеет точно такое же происхождение — темное, глубинное, я бы сказал демоническое.

Есть ли смысл у такого мира? Есть ли смысл в том, чтобы отдавать себя во власть загадочных темных сил, как делают это персонажи фильма «Два, три, демон, приди!»? Только один: то самое состояние одержимости. Бесноватый чувствует в себе невероятную силу, пусть это сила и не его. Кажется, что уставший и пресыщенный Запад, растеряв прежние идеи, решил использовать последний шанс, чтобы разбудить пассионарность своего населения и задержаться на вершине мировой пирамиды. Постепенная ломка всех табу, выворачивание наизнанку самой человеческой природы, формировавшейся множеством культур на протяжении тысяч лет, подобны реакции расщепления атомного ядра в физике. Будет высвобождаться колоссальная энергия. Хотя сейчас мы находимся только в самом начале процессов «активного разложения», хорошо ощущается, как нарастает эта коллективная одержимость, ведущая в конце концов к самоуничтожению. Характерно, что Запад, поставляя Украине самые современные вооружения, все меньше думает о рисках возможного прямого столкновения с Россией, подвергая опасности не только себя, но и всю планету.

Автор
Петр ВЛАСОВ, Главный редактор газеты "Культура", писатель
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе