По ком звонит Подрабинек

Движение "Наши" против движения "Своих"  

Трагифарсовая история с "Антисоветской" закусочной получила на прошедшей неделе неожиданное продолжение. "Радикальный диссидент" Александр Подрабинек написал в своем блоге короткий текст, озаглавленный "Письмо к советским ветеранам". В нем Подрабинек заявил, что ветераны Великой отечественной войны не имеют права на почет и уважение, и что их время кончилось. Теперь, надо полагать, наступило время Подрабинека. Радикальный диссидент написал еще много слов, но обсуждать его - значит напрасно терять время. Гораздо интереснее проанализировать последствия гражданской активности публициста Подрабинека.

На зов Александра откликнулось молодежное движение "Наши", представители которого пообещали Подрабинеку, что его жизнь отныне разделилась на две части, до "Письма ветеранам" и после. И действительно, "Наши" подали на Подрабинека гражданский иск о защите чести и достоинства, а также организовали пикет у его дома. "Наши" требуют от журналиста принести ветеранам извинения. Сам Подрабинек, разумеется, считает себя выше таких мелочей. Зато он немедленно стал утверждать, что "где-то очень высоко в верхах принято решение" - чуть ли ни о его физической ликвидации.

Реакция "Наших" на текст Подрабинека естественна и достойна. Время советских ветеранов не прошло. Время Подрабинека не начиналось. Жаль, что за исключением ребят из "Наших" не осталось никого, кто напомнил бы об этом зарвавшемуся господину диссиденту.

Удивительно другое. Вокруг Подрабинека начали мгновенно концентрироваться "свои". "Свои" начали собирать подписи с требованием защитить журналиста от "травли". В чем конкретно заключается "травля", впрочем, не сообщалось. Отчего-то "свои" не решились подавать в суд на тех, кто "травит": очевидно, в силу своего явного презрения к гражданским законам страны, в которой они живут. Общество в интернете поляризовалось. Одни защищают журналиста "от травли". Другие призывают покарать его.

***

Моя однокурсница Таня Постникова, стажирующаяся сейчас в Бостоне, написала пару слов в защиту известного героя и борца, чем спровоцировала меня высказаться, уже второй раз, по этому важнейшему вопросу. Мне вообще кажется, что основная проблема заключается в крайней мифологизации в массовом сознании всех действующих лиц.

Так получилось, что я хорошо знаю движение "Наши" и относительно неплохо - некоторых российских правозащитников. Так вот, "Наши", как это ни странно, не являются бандой циничных отморозков, готовых убивать старушек по рублю по приказу сверху. В этом движении полно карьеристов комсомольского типа и/или идиотов, а методы его руководства обычно действительно являются весьма циничными. Но в то же время среди "Наших" я встречал нескольких молодых людей, единственной проблемой которых было то, что они хоть что-то делали, помимо того что сидели вконтакте и пили пиво (это они тоже умеют). Причем под делом я тут понимаю вовсе не стремление заработать как можно больше денег. Я встречал иную систему мотивации, близкую к моей собственной.

Следует помнить, что заниматься каким-то делом - это существенный порок в глазах нашего общества, нарушение культурных традиций, почти преступление. Единственный способ прослыть порядочным человеком в глазах большинства - это не делать совсем ничего. Тогда вы будете считаться своим. Этот урок, кстати, я запомнил крепко и своим для таких людей быть не хочу. Нашим, впрочем, тоже. Среди талантливых и умных нашистов отношение к движению амбивалентное, что-то вроде отношения внука к старой бабушке, которая всегда была в маразме, а в последнее время еще и начала ходить под себя.

Большинство российских правозащитников, в свою очередь, омерзительны в основном тем, что для них существует очень четкая система сигналов "свой-чужой". И они охотно защищают только своих. Эта некая основополагающая ценность, транслирующаяся из поколения в поколение. Так, например, делает не очень, судя по всему, умная девушка _temnota_, которая в комментариях под призывами сплотиться, честно признается, что будет поддерживать Подрабинека, потому что он, в конце концов, свой. Проговорилась, бывает. Там же в комментариях комплимент темноте отвесил известный блогер Александр Морозов, который изысканно цитирует Канта. Как если бы, повторив сто раз о том, что жить нужно своим умом, Морозов начал бы это делать на самом деле. Как если бы, повторив сто раз слово шиллинг, мы находили сто шиллингов у себя в карманах. Я хотел было написать блогеру Морозову, что он придурок. Но ведь он все равно счел бы это таким куртуазным смешком. В то время как в данном вопросе я как никогда серьезен.

Но - возвращаюсь к правозащитникам - я уважаю этих людей. Основание очень простое. Если вас по каким-то причинам начнут вдруг стирать в порошок, от вас могут отвернуться все. Посмотрите на историю банкиров Агеевых, которые в один момент потеряли друзей, коллег, работодателей, и за которых заступились только несколько соседей, которые просто не смогли объяснить своим детям, куда делись их сверстники из соседнего дома. Так вот, если это произойдет с вами, то слушать вас, вообще разговаривать с вами будут только правозащитники. В определенных ситуациях это значит очень много, сам этот факт может спасать.

Среди правозащитников есть равнодушные "профессионалы". Типичный пример - обозреватель "Новой газеты" Леонид Никитинский, он специализируется на освещении судов присяжных. Такие рассматривают события и людей как повод для повышения собственной капитализации, и выглядит это, надо сказать довольно смехотворно. Если вы, конечно, не находитесь в положении человека, который стучится в дверь к этому "профессионалу" в надежде на то, что он соизволит вас выслушать. Но есть и другие, которые приходят сами и пытаются помогать сами. Есть даже такие, у кого отключена система "свой-чужой". Их немного. Это удивительные люди.

Мораль этой басни, собственно, тривиальна. Мир устроен сложнее, чем об этом пишут блогеры. Хотите понять мотивацию движения "Наши", устроившего пикет у подъезда правозащитника и журналиста, идите и спросите у этих людей, они умеют разговаривать. Хотите понять мотивацию Подрабинека, написавшего хамскую заметку в своем блоге, ну тоже можно поговорить с ним об этом. Вместо этого мы отчего-то хотим немедленно, как можно скорее взяться за руки и под крики "ура!" пойти бить образ врага. Возможно, даже ногами. С пеной у рта, улюлюканием, без мозгов и очень неопрятно как-то, что ли. Мы ведем себя как разгильдяи.

Означает ли это, что я предлагаю жить дружно? Да нет, конечно. Наоборот, я призываю к войне. Но я думаю, что воевать нужно по правилам, в соответствии с тем впечатляющим прогрессом, которого добилось человечество за последние тысячелетия, когда оно отказалось от каннибализма (последней идеей я обязан совладельцу культового магазина "Фаланстер" Борису Куприянову).

Я также считаю, что свобода слова является фундаментальным правом и не должна ограничиваться. Поэтому Подрабинек может исторгать из своего чрева любые слова. Welcome! Но свобода слова должна работать в обе стороны. Поэтому, например, нельзя сажать людей в тюрьму за отрицание Холокоста. I'm so sorry. Поэтому же нашисты могут призывать любые небесные кары на голову Подрабинека, как то молнии, проклятия ветеранов и пенсионеров и даже - требовать его выдворения из России (последнее особенно смешно). Друзья, это не травля. Это - свобода слова. Точно такая же, как и та, которой пользовался Подрабинек. Угрозы же физического насилия неприемлемы лишь настолько, насколько они реальны - эта сфера регулируется уголовным правом.

Тане я написал следующее в частности: "Если бы я был на месте Подрабинека, и угрозы были бы реальными, то я бы написал заявление в прокуратуру. Не потому что я доверяю этим людям или надеюсь, что мои права там будут защищать. Нет, чтобы соблюсти процедуру разрешения конфликтов законным путем. Если бы ее соблюдали все, страна была бы другой. Прокуратура бы отказала в возбуждении дела против тех, кто угрожал. Это решение я бы обжаловал в суде. Суд бы признал действия прокуратуры законными. И с этим судебным решением я бы пошел в ЕСПЧ. И вот если бы там признали, что российский суд нарушил мои права, не обязав прокуратуру защищать меня от тех, кто мне действительно угрожал, - вот в этом случае я бы сказал: смотрите люди, мои права нарушены.

Прогрессивная же общественность предпочитает пропускать все эти шаги и сразу закатывать истерику. Которая Подрабинеку, конечно, не поможет, если ему действительно кто-то угрожает (во что я не верю - потому что если бы я верил всем, кто мне угрожал в интернете, это было бы глупо). Но с другой стороны, именно благодаря этой удивительной способности впадать в неплодотворные истерики мы и живем во всем этом дерьме".

Конец цитаты.

Пикет у подъезда Подрабинека - это, в свою очередь, проявление неотъемлемого права на свободу собраний, закрепленного Конституцией. Площадка у многоквартирного дома не находится в частной собственности и, следовательно, является публичной, доступ туда открыт всем желающим. Можно спорить о моральной стороне этого вопроса, но точно также аморальным можно признать и исходный текст героя-правозащитника.

Давайте воевать по правилам. И выступать за свободу слова и свободу собраний не только в тех случаях, когда это выгодно своим.

 

www.liberty.ru 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе