Плавная деградация

Все дискуссии о кризисе отстают от развития процесса. Некоторые специалисты уже не без оснований утверждают, что происходящее – вовсе не кризис (явление, из которого можно выйти обновлёнными), а скорее, разворачивающаяся на наших глазах и с нашим участием катастрофа. При этом бодрые уверения представителей власти в том, что «Россия всегда поднималась», отнюдь не внушают уверенности.

Во-первых, после катастрофы крушения СССР мы пока что-то подняться не спешим. То есть Россия, как Московия, в конце концов, может быть, и выживет, и поднимется, но только что от этого радости всей России?


Во-вторых, если мы в истории припоминаем случаи, когда власть столь долго упорствовала в своих, скажем мягко, заблуждениях, то это, как правило, заканчивалось радикальной сменой власти – со всеми издержками революционного процесса. И какие массовые жестокости будут сопровождать революционный процесс, и какая сила – сколь конструктивная или деструктивная – окажется в итоге на коне, никто заранее не знает. Так власть сама-то понимает, к чему ведёт?

Не один год многие экономисты и политики, включая автора этих строк, предупреждали власть, что деньги надо вкладывать не в кубышки, а в инфраструктуру и реальные производства, обеспечивающие страну необходимым. Ещё пару лет назад предупреждали, что и «выплата внешних долгов государства», и огромные «золотовалютные резервы» – всё это миф. Объём валютных долгов наших предприятий был равен объёму средств, абсурдно изъятых из экономики в эти резервы. Значит, случись что, нам с вами придётся за эти долги расплачиваться.

И что мы видим теперь?

Оказывается, «удалось сохранить банковскую систему» – ту самую, в которой «пробить тромбы» так и не сумели. И ради чего на сохранение этого бессмысленного чуда потратили чуть ли не половину золотовалютных резервов?
Главное же достижение – «плавная девальвация». Но зачем вообще обвалили рубль в полтора раза?

Нам объясняют, что это – чуть ли не автоматическое следствие падения мировых цен на нефть. Неправда. Наш рубль обвалили правительство и Центробанк государственными деньгами, выброшенными на валютный рынок. Плюс председатель ЦБ – невиданное дело – заявил о будущей девальвации! Банки, получившие госсредства, на спекуляции нажились. А что осталось делать гражданам? Только бежать и менять временные талоны (рубли) на любые деньги – доллары, евро и т.п.

Нам говорят, что теперь рубль дошёл до своего «естественного» состояния – опять обман. В период развития мировой экономики курсы валют открытых стран стремятся к равновесию по покупательной способности. Но в кризис, когда все стараются ничего не покупать, курс валют определяется сугубо психологическими ожиданиями, причём не покупательной способности, а возможности сберечь накопления. Но в нашем случае никакие соросы рук не прикладывали – эти ожидания у нашего населения подорваны прежде всего самой же нашей властью.

Вот так: было у нашей власти одно достижение – рубль стал вроде настоящими деньгами. И это единственное достижение она обрушила своими же руками. А зачем, понятно.

Нам объявили, что все социальные обязательства будут исполнены. Но в чём они номинированы? В рублях – уже подешевевших в полтора раза.

А будет ли падать рубль дальше? Это определяется одним – на сколько власть решит обесценить свои социальные обязательства (зарплаты бюджетников, пенсии и т.п.) и сбережения наиболее инертных категорий граждан – пенсионеров, инвалидов и т.п., не поспешивших вовремя менять рубли на валюту.

И никакая «невидимая рука рынка» здесь ни при чём – всё в режиме абсолютно ручного управления. Зато друзьям власти дали возможность, продавая сырьё за рубежом за валюту, платить рабочим здесь поменьше и тем за наш счёт рассчитаться по набранным кредитам. Всё просто.

Получается, что за хвалёную «подушку безопасности» мы расплачиваемся дважды. В первый раз – когда из-за изъятия средств из экономики мы не развивались. Второй раз – теперь, когда ради сохранения собственности за олигархами обвалили рубль и с ним наш уровень жизни.

И ещё. Благодаря «плавной девальвации» посыпалась вся экономика, в том числе та её часть, что могла бы жить – спрос-то на продукцию есть. Спрос есть, но за продукцию не платят. Почему?

А почему в последние годы про проблему неплатежей забыли – диктатура закона? Нет. Просто неплатежи перестали быть сверхвыгодными. Теперь же пени в одну триста шестьдесят пятую от ставки ЦБ – мелочь по сравнению с тем, что можно «наварить» на валютном рынке. Значит, была хоть какая-то экономика, основа которой – платёжная дисциплина, и нет её. И не кризис виноват – разрушили своими руками.

И каковы наши перспективы?

Если останемся в рамках парадигмы «развития» (точнее, деградации), суть которой в том, чтобы самим ничего не создавать, но только обслуживать развитие других, то нам остаётся сидеть и ждать у моря погоды – когда наконец другие начнут развиваться и востребовать наше сырьё.

Тогда прогноз прост: если практически половину золотовалютных резервов уже растранжирили, а тут ещё экспертный доклад, мол, золотовалютных резервов у нас меньше, чем говорит ЦБ (а кто сказал, что на стройке украсть легче, чем в банке?), то на сколько хватит оставшейся части – на полгода или на год? При этом наши доходы и сбережения, а значит, и доступ к жизненно необходимым лекарствам, завозимым из-за рубежа (а лекарств вместе с исходными субстанциями завозится 90 процентов), будут обесценивать до тех пор, пока народ не начнёт бунтовать или покорно вымирать – в зависимости от того, есть ли у нас вообще воля к жизни…

Но есть и альтернатива: хотя бы половину из оставшихся 380 млрд долларов срочно вложить в развитие. Не в отмывку через «нанотехнологии», которые без развитых «несущих» отраслей (авиастроение и т.п.) всё равно никому не нужны, но в создание жизненно важнейших производств – лекарств, медицинского оборудования, машиностроительных предприятий и т.п. Тогда есть шанс выжить и даже создать региональный центр развития.

Но способна ли решиться на этот вариант наша власть?
Ждать у моря погоды проще.

Юрий БОЛДЫРЕВ

Литературная газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе