Офицеры теряют честь

Преступность среди армейских командиров бьет рекорды

Вчера в Москве прошло совместное заседание коллегий Министерства обороны России и Главной военной прокуратуры -- первое в истории взаимодействия органов прокуратуры и военного управления. В коллегии также приняли участие представители руководства департамента военной контрразведки ФСБ, военного следственного управления и военной коллегии Верховного суда России. Заседание было посвящено состоянию офицерской преступности в армии и на флоте. Причина выбора темы совместного заседания очевидна: офицерская преступность в российской армии достигла наивысшего за последние десять лет уровня. Офицерами совершается каждое четвертое противоправное деяние.

По данным ГВП, в прошлом году количество офицерских преступлений в российской армии возросло более чем на треть. К уголовной ответственности привлечены 20 генералов и адмиралов (за последние пять лет рост почти в семь раз), признаны виновными и осуждены 1611 офицеров, в том числе 160 -- в ранге командиров воинских частей. Почти 450 военнослужащих российской армии стали жертвами рукоприкладства со стороны командиров, девять из них получили тяжкие увечья, один погиб. За применение физического насилия к подчиненными в прошлом году осуждены 280 офицеров, в том числе 18 командиров воинских частей. Две трети таких преступлений совершено младшими офицерами.

Особую тревогу, по словам главного военного прокурора Сергея Фридинского, вызывает состояние правопорядка в офицерском составе воздушно-десантных, космических войск, Военно-воздушных сил, соединений и воинских частей Приволжско-Уральского и Северо-Кавказского военных округов, Московского гарнизона.

Ситуация с офицерской преступностью ухудшается и в этом году. Число таких правонарушений возросло еще на 7%. Структура офицерской преступности существенно трансформировалась. Если пять лет назад хищения военного имущества и растраты составляли только четверть всех правонарушений офицеров, сегодня этот показатель приближается к половине, подчеркнул г-н Фридинский. Существенно возросло число выявленных случаев взяточничества, должностных подлогов, присвоений и растрат, наполовину -- число уклонения от военной службы. Количество совершенных офицерами коррупционных преступлений увеличилось вдвое, каждое четвертое совершено командирами воинских частей. Материальный ущерб, «причиненный преступными посягательствами офицеров», по версии Главной военной прокуратуры, в прошлом году увеличился почти вдвое и превысил 2 млрд руб. По данным Министерства обороны, эта цифра составила около 1,5 млрд рублей.

За принятие оперативных мер по исправлению ситуации высказался вчера глава Министерства обороны Анатолий Сердюков. Причиной кризиса с офицерской дисциплиной, по его словам, стали существенные недостатки в стиле и методах работы органов военного управления и должностных лиц на всех уровнях управленческой вертикали, низкая требовательность к подчиненным. Военное руководство не удовлетворено уровнем правовых знаний, замалчиванием преступлений перед воинскими коллективами, членами семей военнослужащих. "Формальное отношение некоторых руководителей к определению лучших офицеров по итогам 2008 года привело к тому, что среди поощряемых ежемесячной денежной премией оказались далеко не лучшие», -- признал министр обороны. Как и то, что нерешенными остаются социальные проблемы военнослужащих.

В Минобороны России до 1 сентября 2009 года по поручению Анатолия Сердюкова будет разработана и апробирована программа определения надежности личного состава вооруженных сил по показателям психофизиологического здоровья. Благодаря программе психологическое сопровождение офицеров будет осуществляться на протяжении всей их службы. Программа в тестовом режиме будет апробирована в войсках до 1 декабря 2010 года. Министру обороны доложат о результатах эксперимента, после чего будет принято решение о постоянном использовании такой программы.

Главный военный прокурор Сергей Фридинский высказался за то, чтобы в российской армии были штатные дознаватели -- «для укрепления режима законности в войсках, более оперативного решения задач уголовного судопроизводства». Он предложил также "возобновить практику выездов представителей командования и военных прокуроров в наиболее неблагополучные по состоянию дисциплины объединения, соединения и воинские части".

Среди других предложений главного военного прокурора -- с учетом формирования нового облика вооруженных сил создать в войсках психологическую службу, серьезно откорректировать деятельность ведомственного контрольно-ревизионного аппарата. По мнению г-на Фридинского, «должна быть сформирована единая централизованная система контрольных и ревизионных органов, обеспечивающая их независимость при проведении проверок и ревизий (воинских частей. -- Ред.) и подготовке выводов их по результатам». 

Время новостей

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе