НЕМОЩЬ ПРИНУЖДАЕТ К ЛИДЕРСТВУ

На днях в здании правительства области прошел «круглый стол» «Жизнь без барьеров» с участием представителей органов государственной власти и общественности. Начав с обсуждения проблем инвалидов, участники дискуссии вышли на тему более широкую, касающуюся всего общества, – насущную необходимость «девиртуализации» власти. 

Если рассматривать деятельность общественной организации с точки зрения управления социальными проектами, то, пожалуй, среди самых успешных окажется областная общественная организация больных рассеянным склерозом «Гефест». Зарегистрированная в 2002 году, она названа в честь античного бога, которому хромота не помешала стать личностью воистину неординарной, творческой. 


– Рассеянным склерозом заболевают люди и молодые, и активного среднего возраста, – рассказывает председатель ЯОО «Гефест» Игорь Степанов. 

Эта болезнь подтачивает силы организма исподволь, но неуклонно. Через 10 лет после постановки диагноза у половины больных резко снижается профессиональный потенциал. Через 15 лет они уже с трудом двигаются. Через 20 лет многие больные не могут сами себя обслуживать. 

– Костяк ярославской общественной организации «Гефест» составили сами больные и их родственники, – продолжает Игорь Олегович. – Главной проблемой была недоступность современных препаратов – на Западе они поддерживают больных в форме на протяжении многих десятилетий. Но стоят… Годовой курс лечения обходится в полмиллиона рублей. 

Поначалу, по словам Игоря Степанова, власть их не слышала. Но вода камень точит. Сейчас лечение в рамках соответствующей федеральной программы получают 225 жителей Ярославской области. 

– Ситуация в корне изменилась, когда члены нашей организации получили статус общественных уполномоченных экспертов при управлении Росздравнадзора по Ярославской области, – констатирует Степанов. – Мы можем ставить волнующие нас вопросы и отслеживать, как они решаются. 

– Проблема в том, что принятые законодательной и исполнительной властью правильные в целом решения «повисают в воздухе», их выполнение крайне слабо контролируется, – сетует председатель ЯОО Всероссийского общества инвалидов Александр Фролов. 

Например, представители ГИБДД запросили в обществе инвалидов пожелания по установке новых звуковых приставок к светофорам. Эти приборы подают слабовидящим «знак», что загорелся зеленый свет и пора переходить дорогу. Ответ был немедленно дан. Но ни одного нового «звукового светофора» в Ярославле так и не появилось, в том числе на улицах, недавно открытых для транспорта после реконструкции. 

– А пандусы! Согласно законодательству ими должны быть оборудованы все новые объекты. И даже штраф для нарушителей предусмотрен – 3000 рублей на руководителя, 20000 на организацию. Но порядка-то нет. Видимо, проверяющие смотрят сквозь пальцы, – недоволен Александр Юрьевич. 

Он предложил взять этот вопрос «на карандаш», для начала проведя силами общественности мониторинг создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. А в дальнейшем – общественное «сканирование» оказания различных социальных услуг. 

– Мы готовы в этом участвовать, – горячо поддержала коллегу председатель общества инвалидов Кировского района Ярославля, мама ребенка-колясочника Александра Савельева. 

И добавила еще одно направление общественного мониторинга от себя. 

– Мэрией Ярославля закуплены шикарные новые троллейбусы с низкой посадкой и откидной площадкой для «принятия на борт» инвалидов-колясочников, – сказала Александра Леонидовна. – Много было сказано про социальную значимость подобных нововведений, про заботу о людях с ограниченными возможностями. Но, к примеру, мы с дочкой в троллейбус так ни разу не попали. Водители и кондукторы приводить механизм подъемника в действие или не умеют, или просто не хотят. Так к чему тогда вся хвалебная словесная трескотня? 

– Общественность должна апеллировать к власти более решительно, – считает председатель комиссии Общественной палаты Ярославской области, генеральный директор Российского фонда милосердия и здоровья Светлана Лягушева. – Меня, например, впечатлило, когда правозащитники Сочи усадили мэра столицы XXII зимней Олимпиады в инвалидную коляску и предложили добраться до олимпийских объектов «маршрутом колясочника». В четырех случаях из десяти это оказалось невозможно. Градоначальник был шокирован. Вот бы заставить наших чиновников повторить этот эксперимент на ул. Б. Октябрьской, где пологих съездов с тротуара после реконструкции отнюдь не прибавилось! 

Общественные уполномоченные, общественные мониторинги, публичные экшн-проекты… Все больше общественных организаций берут «на буксир» управленческие структуры разного уровня. И этим структурам, как это ни парадоксально, буксир гораздо более необходим, чем самим общественникам. Дело в том, что информационная революция сыграла с системой власти в стране злую шутку. Необходимость обработки больших информационных потоков, требующая особых коммуникативных компетенций, постепенно привела к виртуализации управления. В конце концов виртуальный мир бюрократической документации оказался настолько далек от реалий жизни, что оказалось, что чиновничество играет в своего рода он-лайн игру под названием «Дистанционное управление государством». 

Поэтому, по мнению участников «круглого стола», так важно развивать институты гражданского общества, способствующие «девиртуализации» управления. Это ответ на один из серьезнейших вызовов современности, создающих угрозу стабильности государства. 

А в каких еще сферах активнее всего проявляет себя пассионарная общественность? 

Сергей ТЕРЕХИН, 
председатель Ярославского отделения Всероссийской федерации автовладельцев: 
– Начинали с защиты прав владельцев праворульных автомобилей. У меня самого такой. Я изучил законодательство, регламентирующее проведение массовых акций, и взялся за дело. С самого начала мы действовали строго в рамках закона. Во время наших мероприятий любой участник может получить микрофон и высказать наболевшее – но только в рамках действующего правового поля. Мы берем под контроль резонансные уголовные дела по линии ГИБДД, добиваясь, чтобы их расследование было максимально открытым и честным. Пытались участвовать в работе областной Общественной палаты. Я даже вошел в состав наблюдательного совета при палате, который собирался осуществлять общественный контроль за распределением заказов на ремонт дорог, ведь это сектор с серьезными коррупционными рисками. Но за полгода своего существования этот совет так ни разу и не собрался. Скажу больше: я до сих пор не могу получить решение комиссии палаты о своем членстве в этом общественном органе.  

Владимир БОРИСОВ, 
сопредседатель общественного совета при управлении Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, директор департамента предпринимательства Ярославской торгово-промышленной палаты: 
– По-моему, чрезвычайно важно наладить общественное наблюдение за рынком жилищно-коммунальных услуг. Сейчас активно идет процесс его передела, в том числе проявляются тенденции к монополизации. А монополист, даже если на словах он радеет об общем благе, де-факто работает только на себя.  

Ольга ПЕТРЯКОВА 

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе