Метро-2010

Интернет наиболее точно отразил реакцию общества на теракты

В метро кричали от боли и ужаса люди, по улицам отчаянно завывая сиренами, мчались кареты скорой помощи и машины МЧС, в переполненном метро поезда «по техническим причинам» следовали с увеличенными интервалами, а на голубых экранах продолжал о чем-то своем толковать целитель Малахов, веселиться сериальные герои…

Поразительно, но наиболее быстро и подробно отреагировал на трагедию телеканал “Russia Today”, вещающий на заграницу. А телезрители НТВ впервые узнали о терактах лишь в 10 утра.

И тогда главным источником информации стал Интернет. Первые сообщения о трагедии появились в блогах, на форумах, социальных сайтах уже через полчаса после трагедии. Свидетельства очевидцев, слухи, первые официальные разъяснения – все это мгновенно разносилось по сети. Из средства распространения информации Интернет стал ее источником – из него черпали новости электронные и обычные СМИ.

Но Интернет – это не только средство распространения информации, это и возможность высказаться, выразить свое мнение, показать отношение к произошедшему. Это самый быстрый и точный срез настроений, первой реакции общества на трагедию в Москве.

О чем же говорили вчера пользователи рунета?

Выражали удивление

Нельзя сказать, что теракты в новинку для современных жителей столицы. Были в Москве и взрывы, и захваты заложников, и террористы-смертники, но все же нынешние теракты оказались для москвичей неожиданными. Может быть, потому что все предыдущие были четко вписаны в информационный контекст войны на Кавказе. Не то, чтобы терактов ждали, скорее им не удивлялись.

Сейчас же СМИ рисуют картину замирения Кавказа. В Чечне, символе напряженности в регионе, официально отменен режим контртеррористической операции. Да, периодически появляются сообщения о ликвидации отдельных «известных лидеров боевиков», но поскольку для большинства населения их имена становятся известны только после их уничтожения, то особого беспокойства это не вызывает.

Лишь немногие понимают, что «плата за обладание Кавказом теперь будет вноситься и таким страшным образом».

Удивление, - вот как можно описать первую реакцию жителей Москвы. Теракт? Но почему? Может быть, мы еще не осознали новой реальности, а может наши спецслужбы слишком хорошо работают и подобные акты еще не вошли у нас в постоянную привычку как, скажем, в Израиле. И неизбежно встает вопрос – как жить под дамокловым мечом терактов?

О хорошем и плохом

Тема о таксистах, которые беспощадно наживались на коллапсе одной из центральных линий метро, стала широко известна благодаря тому, что попала в официальные СМИ. Удивительно, но в СМИ не попало другое, – как тысячи московских автолюбителей совершенно бесплатно подвозили людей. Очевидцы пишут, что около станции метро «Юго-Западная» машины добровольцев выстроились в небольшую очередь, забирая людей, едущих в сторону центра. Крутые тонированные джипы, кредитные «Фокусы» и старенькие «Жигули» - здесь не было социальных различий. Московские автолюбители проявили истинную гражданскую солидарность, тем более благородную, что она осталась «незамеченной» большими СМИ.

Комментаторы и журналисты предпочитали рассуждать о циничном поведении московских таксистов, сравнивая его с благородством таксистов американских, не желая замечать благородства соотечественников. Но его заметили многие, кому оно помогло: «Я в 10 утра добиралась на встречу четырьмя машинами (по центру, от Покровки до Курской). Во всех машинах за рулем были люди, явно не занятые извозом. Во всех, кроме водителя, сидели два-три таких же случайных попутчика, как я. Мне просто говорили: "Мы едем в сторону того-то, хотите?" - и довозили до какой-то промежуточной точки. Никто не согласился взять денег. При мне на кольце у Курской в страшной пробке ползущие машины так же собирали голосующих, без переговоров о деньгах (ехали медленно, было слышно). Причем не только мужчины-водители, но и женщины (собственно, последний отрезок пути ехала с такой дамой, предложила каких-то денег, она сказала: "Побойтесь Бога")».

Таких свидетельств в интернете много.

Нет, наше общество – это не только общество циников, готовых наживаться на чужой беде, но общество тех, кто способен бескорыстно прийти друг другу на помощь, вот только по телевизору почему-то больше говорят об обратном.

Добрые порывы вчера были не только у водителей. Во многих блогах и других электронных площадках появились объявления с призывом сдать кровь для пострадавших в теракте. Появились и конкретные рекомендации знающих людей, как и где это лучше сделать.

А вечером того трагического дня, около выхода из станции метро «Лубянка» прошла первая акция по поминовению погибших. И огоньки свечей во тьме московской весенней ночи, огоньки, зажегшиеся по зову сердца и без какой-то команды «сверху», - лучшее свидетельство тому, что наше общество умеет чувствовать общую боль, что оно не омертвело, не дошло еще до состояния распада и гибели.

О национальном вопросе

Как известно, с официальной точки зрения - в России «преступность не имеет национальности», а терроризм тем более. Но общественное мнение почему-то упорно связывает теракты с представителями конкретных национальностей. У нас очень много говорят о толерантности, о единстве нации, о том, что все народы России осуждают терроризм, но при этом реальные проблемы межнациональных отношений игнорируются и не замечаются. Коллега, ехавший на работу в электричке в день теракта, рассказал о веселой компании молодых людей южной внешности, которые слушали по переносному радио новости и громко радовались растущему числу жертв и пострадавших. А некий студент Университета дружбы народов на своей странице в «Контакте» пишет – «вечная память нашим сестрам, отдавшим сегодня свою жизнь во благо Аллаха, зачистка прошла удачно». Потом эта запись была стерта, и появились объяснения, что это, мол, шутка. Веселая такая шутка. Скорее всего, так оно и было, но соответствуют ли такие шутки росту той самой толератности? А ведь это не единственная запись в блогах и форумах, наполненная подобным смыслом. И разве москвичи не знают, кто в своей массе занимается извозом на столичных улицах и кто именно те пресловутые таксисты, что по-мародерски взвинтили цены?

Говорят, что одной из целей террористов является подрыв межнационального единства российского народа. Может и так, террористы всегда наносят удар в слабые места.

Куда проще взорвать бомбу в метро, чем на военной базе, но если это так, значит, отношения между народами внутри России и есть наше слабое место.

В этот раз, несмотря на все вышеприведенное, в российском Интернете не появилось призывов к погромам на национальной почве. Но как верно заметил блогер mike67:

«Если б на борьбу с терроризмом тратилась десятая часть тех усилий, что расходуются на доказательство его вненациональной природы! Если бы благополучие пораженных вирусом терроризма народов, которые изнывают на землях северных "варваров", не беспокоило местные власти больше, чем безопасность своего народа».

Это проблема не только российская, она свойственна и современной Европе, и Западу в целом, может быть, даже больше, чем нам. Это проблема гипертрофированного отречения от прошлого, когда людей, живущих «звериным образом», не стеснялись называть дикарями. Да, никто не предлагает решать национальный вопрос так, как решали его двести лет назад, но то, что без решения этого вопроса ситуация будет только ухудшаться – понятно всем.

О власти

Теракт в столице всегда будет иметь политическое значение. Надо отдать должное российскому Интернет-сообществу – маргинальные точки зрения о том, что взрыв был устроен коварными спецслужбами с целью подавления протестных настроений общества, хотя и были высказаны, но не получили заметной поддержки.

Однако произошедшее обострило вопрос, который в общественно-политическом сегменте российского Интернета волнует многих – социальное разделение власти и общества. Та проблема, которая остро обсуждалась в связи с аварией на Ленинском проспекте, когда существуют негласно закрепленные привилегии для одних, и беззащитность у других.

«Взрывают не коттеджи на Рублевке и не черные Мерседесы, взрывают метро, где едут обычные обыватели».

Социальные проблемы отражаются на национальном единстве перед лицом внешней угрозы – то о чем неоднократно предупреждали эксперты.

Взаимное недоверие власти и общества, общества и правоохранительных структур – ослабляет страну, делает ее еще более уязвимой.

А недоверие это есть. Примечательно, как многие очевидцы событий или люди, оказавшиеся в метро в то утро, описывают поведение милиции: «Я был на станции Кузнецкий мост через час после взрыва и не увидел ни одного милиционера, куда-то все попрятались что ли, лишь один стоял у перехода на Лубянку и говорил, что переход закрыт»

Мнение СМИ о том, что милиция была предупреждена о готовящемся теракте и не смогла его предотвратить, сопровождалось комментариями в духе «конечно, террористов ловить – это не деньги за отсутствие регистрации с приезжих собирать». Многие рассказывали истории о том, как пытались привлечь внимание милиции к разного рода подозрительным обстоятельствам, и как неохотно милиция реагировала на эти сигналы. Если суммировать настроение – то вчера общество почувствовало себя брошенным один на один с террором.

Отчасти это настроение удалось переломить лишь вечером, когда Дмитрий Медведев сделал то, что сделали сотни обычных москвичей – приехал на место теракта и возложил цветы в память о погибших. Этот жест главы государства был замечен и оценен обществом даже больше, чем его энергичные заявления о необходимости найти и покарать злодеев. В сущности, обывателю не так уж много и надо от власти – просто понимания своей беды и живого выражения сочувствия.

О вере

Когда в связи с терактом говорят о религии, то, как правило, говорят об этом в отношении террористов. Между тем, этот аспект важен не только для злодеев, прикрывающихся религиозными формулировками для оправдания своих злодеяний, но и для нас, для тех, кто попадает под удар. Для тех, кому каждое утро нужно войти в метро и выйти на перрон станции, где еще вчера шли те 39 человек, которые сейчас значатся в списке погибших. Это не просто. И вчера днем в метро действительно было заметно меньше людей, чем обычно. Но, скорее всего, это было следствием не испуга, а нарушений в работе метро, вызванных терактом. И когда вечером система метрополитена заработала в полном объеме, поезда и станции снова наполнились людьми.

Напугать москвичей не удалось. И лучше всех эту позицию жителей города, и верующих и неверующих, выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Отвечать на эту опасность нужно не страхом, не паникой и не озлоблением. Пусть нашим ответом станет единство нашего народа, его твердая воля к тому, чтобы остановить террористов и тех, кто их поддерживает, финансирует или оправдывает. Их настигнет Божия кара. Верю, что не замедлит и человеческая справедливость» - подчеркнул Архипастырь.

Многие православные пользователи Интернета обратили внимание, что теракт пришелся на Великий понедельник – первый день Страстной Седмицы и увидели в этом обстоятельстве особый смысл и вызов православным: в воскресенье - Пасха. В храмы должны прийти десятки тысяч людей. И их тоже пытались напугать те, кто совершил злодейство.

Россия под ударом. Анализ первой, мгновенной реакции русского общества в Интернете показывает, что страна и общество еще умеют такие удары держать. От государства теперь зависит, сможет ли оно эффективно ответить. Ответить, не только беспощадно уничтожив тех, кто организовал убийство невинных людей, но и обратив внимание на те социальные проблемы, которые ослабляют наше общество, на те болевые точки, которые стремятся поразить террористы. Ведь от того, сумеют ли государство и общество прийти к взаимоприемлемому сосуществованию, и зависит в конечном итоге исход борьбы и с терроризмом, и с другими вызовами нашего предельно жесткого мира.

WWW.STOLETIE.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе