Креатив и капитал

Можно ли превратить таланты в стабильный источник дохода?

2021 год назван ООН Международным годом креативной экономики. В России креативные индустрии объявлены одним из приоритетных направлений развития страны до 2030 года.

Разбираемся, что это такое, как творческий бизнес живет в Рыбинске, и почему интеллектуальный и творческий труд может стать нашей золотой жилой, но пока не стал.

 

Нераскрытый потенциал

Креативные индустрии – понятие обширное. К ним относят как минимум 35 отраслей экономики, а с учетом смежных отраслей – 50. В их числе – архитектура и урбанистика, изобразительные и исполнительские искусства, издательское дело, дизайн, телевидение, кино, радио, реклама, ремесла, программное обеспечение, журналистика и новые медиа, образование, развлечения, музеи, парфюмерия и косметика, спорт, туризм, НИОКР, игры, в том числе компьютерные, продукты виртуальной и дополненной реальности.

«В среднем в мире креативные индустрии создают 6,6% ВВП. В развитых странах – от 10 до 12%. В России этот показатель едва достигает 2% ВВП» – такие цифры приводит РИА Новости, ссылаясь на Александра Аузана, члена правления Федерации креативных индустрий.

Внутри страны креативный ресурс распределен очень неравномерно. Он сосредоточен в столицах и миллионниках. А в провинциальных городах вроде Рыбинска творческого бизнеса мало – сказываются и отток молодых продвинутых кадров, и отсутствие центров притяжения.

— Креативная экономика Рыбинска, по оценкам Агентства стратегических инициатив, – это 5 миллиардов рублей выручки в год, около 2500 рабочих мест, 1020 организаций, — приводит данные Алексей Кузнецов, заместитель начальника управления экономического развития Рыбинска.

При этом на две отрасли приходится половина всех заработанных «творческих» денег в Рыбинске – порядка 2,5 миллиарда. Речь идет о «белых воротничках» из организаций с ОКВЭДами «Научные исследования и разработки» и «Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа».

По 400 с небольшим миллионов рублей составляет выручка производителей одежды и мебели (они относятся к смежным отраслям креативной индустрии). На собственно «творческую деятельность», «деятельность в области искусства и развлечений» приходится чуть более 122 миллионов в год. Не густо.

Творческий бизнес Рыбинска не может похвастаться ни количеством занятых работников, ни объемом выручки. А наш вклад в креативную экономику Ярославской области составляет всего 9%. Между тем эксперты АСИ полагают, что у Рыбинска большой нераскрытый потенциал.



«Налоги, как для торговцев водкой»

Итак, что же тормозит рост креативного сегмента экономики? Часто эксперты и представители креативных индустрий указывают на несовершенство налогового законодательства. Основные посылы – «нельзя равнять всех под одну гребенку», «нельзя приравнивать книги, художественные выставки, спектакли к алкогольной продукции или предметам первой необходимости».

Сейчас это происходит именно так. Существующие налоговые режимы «заточены» на промышленные предприятия и торговлю. Они не учитывают особенностей отраслей, где основу составляет не материальное производство, а создание интеллектуального продукта: спектаклей, концертов, фестивалей, художественных выставок, книг.

В частности, развитию креативной экономики не способствует сбор страховых отчислений с авторских гонораров, считает Виталий Горошников, руководитель рыбинского издательства «Медиарост».

— Основные затраты при создании книг – это средства на оплату труда авторов: писателей, редакторов, художников. По закону с выплаты гонораров ты вносишь огромное количество отчислений: в Пенсионный фонд, в соцстрах, НДФЛ. И получается, что нагрузка на создание новых интеллектуальных продуктов очень высокая, — говорит издатель. — Я считаю, что должен быть создан механизм компенсации хотя бы части этих отчислений, предположим, по итогам года, если продукт создается: тираж книги выходит в печать, и часть средств возвращается к издателю. С одной стороны, это существенно снизит налоговую нагрузку на создание новых творческих продуктов для тех, кто работает легально. С другой – позволит избежать того, что в сферу книгоиздания ринутся мошенники.

В качестве возможной меры поддержки Горошников видит частичное возмещение затрат на рекламно-информационные кампании продуктов интеллектуального труда. Издатель убежден – государство должно быть заинтересовано в стимулировании собственного креативного класса:

— Многие издательства массово покупают оригинал-макеты за границей. Это гораздо дешевле, чем создавать собственные, ведь для этого нужно нанимать авторов, редакторов, художников… Зарубежные правообладатели часто продают оригинал-макеты ниже себестоимости, это часть политики, называемой «мягкой силой». Как это работает? Почти все книги по экономике, социологии, политологии, философии, изданные в России, написаны не в России. Картина мира у читателей, таким образом, формируется авторами из других стран, популяризируются философия, мировоззрение других государств. Это не всегда плохо. Но остаются невостребованными собственные интеллектуальные ресурсы.



Нужен креативный кластер

Господдержка творческого бизнеса – это история не про благотворительность, а про инвестиции в будущее. На Западе уже вовсю говорят о том, что культурные ресурсы, новые идеи, воображение, творчество – это новые нефть и золото. И не исключают, что в будущем сырьевую экономику заменит креативная.

В России на государственном уровне до последнего времени не предпринималось мер для развития креативного сектора. В феврале этого года была создана Федерация креативных индустрий. Цель организации – наладить диалог с властью, изучить проблемы отрасли и помочь их решить. В числе мер стимулирования эксперты называют предоставление налоговых преференций, льготных кредитов, производственных и офисных помещений в аренду по сниженным ставкам.

О механизме непрямой финансовой поддержки говорит и Сергей Гусарин, председатель рыбинского отделения Творческого союза художников.

Десять лет на свои средства он строил здание художественных мастерских. И наконец год назад распахнулись двери Центра творческого развития. За это время там прошло множество мероприятий: выставки, пленэры, творческие встречи с художниками, концерты. Желающих побывать здесь все больше. Художники подружились с землячеством Коми, местным заволжским КТОСом. Новым творческим центром заинтересовались в «Кванториуме». В Рыбинске таких точек творческой активности очень мало. Однако из-за финансовых трудностей центр оказался под угрозой закрытия.

— Большая проблема – платежи за аренду земельного участка, который находится в муниципальной собственности. После очередной переоценки кадастровой стоимости земли у нас подскочили начисления. Арендная плата за землю составила 700 тысяч рублей в год. Но так как здание нам не приносит ни копейки прибыли, в нынешние непростые времена это тяжкое бремя, — говорит Сергей Гусарин.

Казалось бы, частная ситуация. Но она опять-таки указывает на несовершенство общего подхода, на все ту же «общую гребенку» в российском законодательстве.

— Арендная плата рассчитывается для земель под жилыми домами, производственными предприятиями и торговыми объектами. Культура, образование – таких категорий нет. Получается, что для торгового центра и центра, который занимается культурно-просветительской деятельностью, одинаковые расценки, — говорит Гусарин.

Может быть, выход – в создании креативных кластеров с льготными условиями для резидентов? Существуют же, и в Ярославской области в том числе, зоны опережающего экономического развития для промышленного сектора. На территории такого кластера творческие, образовательные инициативы, почувствовав налоговые послабления, смогли бы развиваться и генерировать прибыль.



Даешь госзаказ!

Чтобы демонстрировать устойчивую экономическую модель, необходима стабильность. Сейчас у игроков креативного сектора ее нет. Многие из них, те же организаторы концертов и творческих мероприятий, пострадали от ковидных ограничений и еще до конца не оправились, накопили долги по кредитам и налогам. Выправить ситуацию могла бы государственная поддержка или частные инвестиции. Нет, предприниматели не просят: «Дайте денег!». Они приглашают к сотрудничеству: «Давайте творить вместе».

Но реально ли сделать творческий бизнес выгодным для инвестиций и капитализировать нематериальные активы? Михаил Пайков, руководитель арт-клуба «Перекресток» и арт-трактира «Отцы», считает, что перспективны совместные проекты с местной властью – городские фестивали, творческие ярмарки.

Довольно большой процент культурных и социальных проектов реализуется за счет грантов. С одной стороны, это большое благо – государство, Потанины и Алекперовы раздают средства на реализацию важных общественных инициатив. Но с другой – такая поддержка носит несистемный характер. Закончился грант – закрывай проект. Или ищи деньги самостоятельно.

Однако инвесторы не спешат. Поддержка частных театров, музеев, галерей, как правило, рассматривается бизнесом как благотворительность, а не как выгодные вложения. И творческим коллективам приходится рассчитывать только на себя.

Дарья Шишигина, руководитель АНО «Хороший театр», признается:

— Арендные, коммунальные платежи, заработная плата – затрат у нас немало. На развитие собираем по крупицам. Есть люди, которые нам помогают, в основном это малый бизнес. Например, могут предоставить пиломатериалы на строительство декораций. О постоянном партнерстве речи не идет.

Хорошей альтернативой мог бы стать госзаказ. Это дополнительный плюс к стабильности и ресурс для развития. Но Дарья подчеркивает: творческим людям был бы интересен госзаказ при условии, что они могли бы сами выбирать материал.

Такое частно-государственное партнерство способно дать новый импульс к развитию территорий. Это новые культурные, образовательные, коммерческие проекты. Новые рабочие места. Новые события, способные привлечь турпоток и сделать жизнь рыбинцев насыщеннее и богаче. Эксперты подтверждают: потенциал у Рыбинска есть, и неплохой. Удастся ли им воспользоваться?

Автор
ОЛЬГА ГРЖИБОВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе