Кормление XXI века

Игорь Николаев о причинах тотального воровства и коррупции

Мздоимство, воровство снизу доверху, управляемость, достигаемая в том числе за счет имеющегося на каждого вороватого чиновника компромата, – это и есть фундаментальные основы отстроенной в стране системы. Если начать демонтаж одной из основ, может завалиться вся конструкция, рухнуть вся вертикаль.

В современной России возродилась средневековая система кормления чиновников

Фотография: Константин Трутовский, «Сбор податей», 1886

«Жить-то надо как-то…» — это не о тех, кто в современной России еле сводит концы с концами, живет от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии. Это скорее о тех, кто не считает взятки, откаты и вообще «распил» бюджетов в какой-либо форме чем-то запредельным.

Заехал на днях на автомойку помыть машину. За мной в очереди оказался, как потом выяснилось, достаточно высокопоставленный чиновник (уровня директора департамента или, как максимум, замруководителя федерального министерства или другого ведомства). Разговорились… В общем, человек оказался из нынешней системы. И меня поразило, насколько спокойно этот безымянный чиновник рассказывал о житье-бытье. Когда зашла речь обо всем том, о чем мы ежедневно слышим по радио и ТВ – о тотальном воровстве и взяточничестве – он и выразился в том духе, что, а чего, мол, «жить-то надо как-то…».

До этого разговора у меня наиболее яркие впечатления на эту тему были из собственной профессорской практики, когда, принимая зачет, я заметил очередному студенту, что я не видел его на лекциях. Он сказал, что работает уже в министерстве, что его скоро сделают начальником отдела, и ему трудно было посещать занятия. Когда речь зашла о его чиновничьей зарплате, он меня долго не мог понять, смотрел, как на какого-то чудом выжившего динозавра.

Смотрел он на меня так потому, что я не обратил должного внимания на его рассказ о том, что его должны скоро сделать начальником отдела, а значит, объяснил мне этот молодой человек, размер зарплаты уже не будет иметь никакого значения.

Ладно, это эмоции, личные впечатления… И все же:

почему коррупция и казнокрадство получили столь массовое распространение в последние годы? Это что это за «лихие 2000-е» у нас получились?

Сразу хочу заметить, что наши высшие чиновники полностью согласны с тем, что масштабы воровства в 2000-е годы стали беспредельными.

Помните, несколько лет назад на встрече тогдашнего президента Дмитрия Медведева с начальником Контрольного управления президентской администрации Константином Чуйченко была обнародована информация о том, что у нас только на госзаказе из федерального бюджета ежегодно разворовывается около 1 трлн рублей.

Да все говорили и говорят об этом. Вот, Валентина Матвиенко, к примеру, констатировала совсем недавно: «[Коррупция] пронизала все сферы жизни нашего общества».

Разумеется, никто из нынешних руководителей не акцентирует внимание на том, что именно в последние годы ситуация стала из ряда вон выходящей.

И понятно почему.

Однако вот вопрос, ответ на который тогда хочется получить: а почему «вдруг» таковы стали масштабы воровства? Нет, правда, объясните, пожалуйста. Тогда и борьба с коррупцией и воровством, как будто активно развернувшаяся в последнее время, будет более эффективной. Это же логично и правильно, когда пытаются дать честный ответ.

Что-то на этот счет уже приходилось слышать: типа, на Руси всегда воровали, это происходило веками, это чуть ли не на генетическом уровне и т. п. В таком объяснении, безусловно, есть доля правды. Однако оно никак не может разъяснить интенсивного распространения этой заразы именно в 2000-е годы.

Что ж, не услышав ответа на поставленный выше вопрос от властей, приходится находить объяснение самим.

В этой связи еще один эпизод из собственного опыта. Как-то, в начале 2000-х, мне сделали (кулуарно, разумеется) предложение возглавить одну крупную государственную организацию. На предварительных переговорах я поинтересовался размером зарплаты.

Извиняющимся тоном мне назвали размер зарплаты (он был вполне нормальный, но все-таки достаточно скромный). Однако тут же оговорились, что, разумеется, реальные доходы могут быть значительно выше. Намеки были более чем прозрачны.

Вот оно.

Так отстраивалась вертикаль. Тебе дают подворовывать, но ты попадаешь «на крючок», и поэтому ты зависим и управляем…

Современный такой институт «кормления» получается. (Как известно, кормление существовало на Руси до середины XVI века: назначенные великим или удельным князем должностные лица в течение всего периода службы содержались за счет местного населения). Управляемость обеспечивалась тем, что компромата на как можно большее число людей в вертикали должно быть больше.

Получается эдакая вербовка. Что, как известно, вполне апробированная практика в известной сфере деятельности.

Разговор о должности у нас дальше не получился. Поэтому я только могу допустить, что предложили бы и делиться с вышестоящими, последним же тоже кушать хочется.

И это была и во многом, по-видимому, и есть именно система.

Не учли одного. Сворованных денег мало не бывает. Найдется, увы, достаточное число людей, которые согласятся играть по предложенным правилам.

И в один «прекрасный» момент оказывается, что масштабы воровства такие, что денег начинает элементарно не хватать на удовлетворение необходимых социально-экономических потребностей общества, на выполнение обязательств государства.

И даже огромный поток нефтедолларов не спасает.

Ладно бы воровали (что я такое говорю?), но хотя бы дело делали, а то ведь воруют и ничего не делают, со своими элементарными обязанностями не справляются. Вот с этим властям уже было трудно смириться. И началось то, свидетелями чего мы являемся сегодня фактически в режиме онлайн. Каждый день мы узнаем о новых и новых фактах мошенничества, воровства, взяточничества.

Однако воровство, компромат и достигаемая, в том числе таким образом, управляемость – это и есть фундаментальные основы отстроенной системы. Когда начинается демонтаж одной из основ, может завалиться вся конструкция, рухнуть вся вертикаль.

Ведь те, которые раньше были встроены в систему и вполне удовлетворяли власти, вряд ли согласятся с отведенной им теперь ролью «козлов отпущения». Действительно, им трудно понять, почему только они должны отвечать за то, что цементировало всю систему. Начинают сдавать своих.

И что в такой ситуации делать? Оставить все как прежде не получится.

Что же, в таком случае борьба должна быть решительной и системной. Не видимости ради, без сегодняшней показухи и кампанейщины.

Проблема в том, что невозможно демонтировать одну из основ отстроенной системы власти, не затрагивая другие, потому что все взаимосвязано.

Придется проводить и другие не показушные, а реальные реформы в той же политической сфере, в сфере правосудия, в экономике… Готовы ли власти пойти столь далеко? Честно говоря, не верится.

Самое плохое, к сожалению, в том, что благодаря такому, я бы сказал, примитивному взгляду властей на пути достижения управляемости произошла деформация ценностей в обществе. Для многих молодых людей такая система стала представляться нормальной («Все куплено. А как по-другому?»). Вот это по-настоящему страшно. Ведь именно это лишает нас будущего. Хотя и с таким настоящим невозможно согласиться.

Игорь Николаев

Автор – директор Департамента стратегического анализа компании ФБК

Газета.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе