Книгу на помойку

История, которая появилась в интернете, стала самой обсуждаемой в блогосфере, вероятно, потому, что у большинства пользователей Cети еще остался пиетет к печатному слову

Вероятно, знания, заключенные в этих книгах, теперь никому не нужны

Фото: Photoxpress


http://warkalap.livejournal.com/11271.html [1]

«Сегодня из библиотеки Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) было выброшено около 6 тонн книг. Книги в связках грузили в открытый самосвал, вероятно, для отправки на свалку или для сдачи в макулатуру (если эта практика у нас еще сохранилась). Это была научная литература прошлых лет издания. Конечно, наши сотрудники «попаслись» и некоторые книги отобрали (грузчики этому не препятствовали) — и для себя, и для библиотеки архива. И вот что я видела среди отобранного. Самое ранее издание — брошюра 1919 года (!). Были издания 20–30−х годов, в том числе книги Н. Бухарина, Л. Троцкого в переводе на немецкий язык и др. Я прибрала несколько пачек с иностранной литературой (из стран соцлагеря) 60–80−х годов. Отдельные книги оказались в 2 или 3 экземплярах и без каких-либо штампов и следов инвентаризации. Вероятно, они были присланы в Главное архивное управление, свалены в кучу, но не переданы в архивы. А теперь просто выброшены. Среди списанных встретились агитационное издание, распространявшееся немцами на оккупированной территории, брошюра для офицеров вермахта (наследство НКВД, которому архивы подчинялись). Я, конечно, не специалист по этому периоду, но мне кажется, что подобные издания крайне редки и, независимо отсвоего содержания, уничтожению не подлежат. Заведующий нашей библиотекой был крайне удивлен тем, что его не поставили в известность, поскольку часть книг он непременно забрал бы, и именно для библиотеки. Сотрудники охарактеризовали данную акцию однозначно: должностное преступление руководства ГАРФ, и правильно некоторые говорили, что библиотека ГАРФ не собственность ГАРФ. По слухам, завтра будут выбрасывать художественную литературу. Мы ждем книг издательства «Академия»: давно изданы». (Из письма моей коллеги ЛМ.) Как говорится — без комментариев…

gerraa

Да! Куда выбросили?? И где будет завтрашний «сброс»? Лет 10–15 назад среди студентов в ДАСе прошел слух о выброшенных книгах из библиотеки (не помню уже, какой). И мы ломанулись с рюкзаками на место выброса. Это был подвал в центре Москвы, полузатоп­ленный, где слежавшиеся книги лежали на метр от пола. Ходили мы туда ночью, пролезали чуть ли не через подвальные окошки, потому как было низззяяяя… Я тогда какие-то дореволюционные издания утаскивала, словари, еще что-то… Сердце обливалось кровью ходить по книгам, причем среди них попадались совершенно уникальные вещи… Не понимаю я этой странной традиции: достаточно вывесить объяву — и народу набежит куча. А Ленинка вон вообще прекрасно продает за копеечку все эти лишние и древние в своей ненужности книжки.

jerveza

Знаете, а я не удивлена. Я работала в библиотечной системе и со всей ответственностью могу сказать: она относится к книгам без всякого пиетета. Такие случаи — общее место, просто мы не всегда знаем о них. А хотите еще интересный факт? Есть такая организация — Книжная палата. Ей положено хранить сигнальные образцы всего, что издается. Вечно хранить, между прочим. В одном из хранилищ прорвало трубы. Дело было зимой, и администрация решила не эвакуировать фонды до весны — пусть, мол, сначала само подсохнет. Когда весной открыли хранилище, на полках лежали пласты папье-маше. Там погибли книги 20−х и 30−х годов. Это вам культура, а не прачечная.

heckfyy

Мне одиннадцать лет, районная библиотека, библиотекарша складывает в мешок истрепанные книги. Увидел полуразвалившийся том любимого Майна Рида.

— Вы их выбрасываете?

— Списываем.

— Продайте Майн Рида. За любые деньги!

— Не положено. Их сожгут…

— Ну продайте!

— Нет.

Слезы навернулись на глаза. До сих пор вижу эту сцену как наяву.

dyorkach

Я работаю в Библиотеке Академии наук. Она находится в Питере, а еще есть библиотека им. Ленина в Москве. Также существует Книжная палата, и, как правильно написали, одна из ее функций состоит именно в сохранении контрольных экземпляров книг, выпущенных и выпускаемых на территории страны. Эти контрольные экземпляры в количестве одна штука отсылаются на хранение в Москву и Питер в соответствующие библиотеки, указанные выше. Так вот, со всей ответственностью могу сообщить, что лично в Библиотеке Академии наук к книгам относятся трепетно, на каждую книжку есть бумажка, куча шифров и печатей. Процесс регистрации и сор­тировки книг достаточно долог и медлен, бывает и такое, что книги иногда где-то застревают, теряются. И когда на каком-то этапе книга действительно потерялась, за нее дают очень хороший втык. Историю про прорвавшую трубу не слышала, возможно, было и такое. А вообще книг действительно очень много, и у БАНа есть хранилища при различных НИИ и т. д. Все это я к чему: не волнуйтесь, по идее, уничтожить книгу навсегда очень сложно, государство позаботилось, есть два хранилища. И даже если в одном прорвало трубу, есть на всякий случай второе. Поэтому не бывает такого, чтобы утилизировали в какой-нибудь Тюмени последний экземпляр малоизвестных стихов Бродского в переводе на идиш. А вот тот факт, что где-то интересные книги выбрасывают за здорово живешь, — это действительно грустно.

se_boy

Такая же ситуация творится, полагаю, во всех странах — бывших рес­публиках СССР. По крайней мере, в Узбекистане, в Ташкенте, зашел в книжный магазин — там в букинистическом отделе стояла такая классная литература, которую здесь надо месяцами заказывать! На воп­рос «Откуда?» сказали, что русские уезжают из Узбекистана, а лишний багаж с собой не берут…

Ссылки

[1] http://warkalap.livejournal.com/11271.html

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе