Хождение за море

Обитатели Юршинского острова сушат сухари и лечат немощи народными рецептами

Жители острова Юршинский, что в Рыбинском море, приспособились жить оторванными от мира. У них есть общественный пожарный, медсестра и почтальон и даже свои правила дорожного движения. Однако островитяне рискуют остаться без связи с «большой землей».

Спасительная «Мошка»

Маленький юркий теплоходик Мо­513, или, как его здесь ласково называют, «Мошка», резво отчаливает от Рыбинской пристани и берет курс на Юршинский остров. Путь занимает около двадцати минут. Сменный капитан Александр Кулагин стоит за штурвалом «Мошки» с 80­х годов прошлого века, а самой «Мошке» на следующий год исполнится полвека.

– До пенсии ей еще далеко, – смеется Кулагин. – Корпус переварили, поставили новый двигатель – побегает еще старушка. Ходим и в шторм, и в туман: людей ведь на берегу не оставишь.

Кулагин вспоминает, как раньше «Мошка» совершала по 12 рейсов в день и один рейс ночью – возили домой рабочих с кабельного завода. Теперь же всего два рейса – некого возить. На острове в 5 деревнях осталось 36 постоянных жителей, остальные – дачники. Расписание «Мошки» крайне неудобно – первый рейс в 8 утра, второй, он же последний, – в 6 вечера. Если островитянин поехал на «большую землю» в магазин или больницу, то куковать ему в городе 10 часов. Для речников же такое расписание – мера вынужденная. Перевозки пассажиров убыточны, поэтому в промежутке между рейсами приходится зарабатывать деньги. Сегодня турфирмы предлагают экскурсии на остров. «Мошка» плывет с городской пристани через шлюз, затем вокруг острова. На суше туристы устраивают на острове пикник, дабы почувствовать себя настоящими островитянами.

Недавно аборигенов облетела неприятная новость: «Мошка» – единственная ниточка, связывающая их в сезон навигации с «большой землей», – возможно, со следующего года ходить не будет. Дело в том, что Переборский причал продали частному лицу, и теплоходу неоткуда будет отчаливать. Договорятся ли речники с новыми хозяевами – вопрос открытый.

– Когда банкротили Рыбинский речной порт, причал попал в перечень объектов, подлежащих продаже, – говорит директор ООО «Рыбинские пассажирские перевозки» Владислав Марков. – Конкурсный управляющий поставил меня об этом в известность и дал координаты предпринимателя из Ярославля, купившего причал. Новый владелец собирается построить здесь плавучий ресторан. Поначалу мы договорились о сумме аренды причала, но предприниматель заломил сумму в 5 раз выше. Мы получаем областную дотацию на перевозки, а экспертиза вряд ли включит такую огромную сумму в дотации.

Рукотворный остров

Юршинский остров встретил хорошей погодой и скрипучими сходнями на причале. Старушки, нагруженные котомками, карабкались наверх, некоторым пришлось помогать. По дороге 76­летняя Анна Павловна Морозова рассказывала о житье­бытье юршинских робинзонов. Среди этих историй были и трагические. В голове не укладывается, как эти люди живут на острове без всяких благ цивилизации – магазина, медпункта, аптеки. Между тем сегодня большинству старожилов перевалило за семьдесят.

Юршинский остров образовался после заполнения чаши Рыбинского водохранилища. До 1944 года между Юршиным и «материком» протекала небольшая речушка – Юг, больше похожая на ручей. Через речушку был построен деревянный мост, по которому ездили повозки и ходили люди. Больница располагалась совсем близко, в бывшем монастыре – Югско–Дорофеевой пустыни, который скрыт сегодня под водами Рыбинского моря. Когда вода начала прибывать, жители окрестных деревушек поспешили перенести на высокое место свои дома. А речка Юг стала такой же широкой, как Волга! Так на острове 7 на 9 километров образовалось 5 деревень – Юршино, Антоново, Обухово, Липняги, Быково. Раньше трудоспособного населения было хоть отбавляй. Кто­то ездил на работу в город – благо «Мошка» ходила, пока на Юге не вставал лед, а весной приплывала с первыми льдинами. Основная часть островитян трудилась в местном колхозе «Свобода», головное предприятие которого находилось в поселке Каменники – на соседнем полуострове. Технику гоняли оттуда по льду зимой или перевозили летом на специальной платформе.

Сегодня колхоз развалился, поля заросли бурьяном...

Удивительно, но на острове действуют свои правила дорожного движения, ведь ГАИ здесь никогда не появляется. На клочке суши можно ездить без прав. Бывает, пьяные трактористы рассекают на технике, пугая местных жителей. Анна Павловна Морозова рассказала, как в прошлом году тракторист поломал мостки через ручей. По мосткам шла 80­летняя жительница и упала в ручей. Весь остров недоумевает, как ей удалось оттуда выбраться.

Электричество на остров провели только в 1966 году. Но и без него здесь научились обходиться – недавно баржа повредила кабель. Долго добивались его восстановления. А несколько лет назад охотники за цветметом обрезали линию от деревни Антоново до Липняг. Год деревня жила без света. Теперь местные охраняют как могут провода, выполняя функции милиции.

Юршинские благодетели

Медпункта на острове давно нет: местные власти посчитали его содержание нерентабельным. Однако в Антонове живет медсестра Переборского интерната Жанна Портретова. Она – настоящее спасение для местных бабушек. Если что случится – звонят Жанне, у всех теперь сотовые телефоны. Медсестра никогда не отказывает – знает, что кроме нее помочь некому. «Неотложка» из города на остров не приедет. Вот и лечит Жанна вместо врача. От постели больного, бывает, по 2 часа не отходит. Только вот беда – Жанна два дня работает, два дня отдыхает, а в межсезонье, когда «Мошка» на приколе, а лед не встал, она живет в городе у брата.

Пожарных на острове тоже нет. Островитяне придумали выход. Бывший пожарный, а ныне пенсионер Николай Брыкин, выхлопотал через местный сельсовет пожарную помпу. Случись что, прицепляет ее к трактору и спешит на пожар. К счастью, серьезных возгораний пока не случалось. Выручает островитян и жена Николая – Шура. Она работает почтальоном в Переборах. 50­летняя женщина в тихую погоду сама гребет на веслах через Юг. В шторм ее перевозит муж. Благодаря Шуре у островитян всегда свежая пресса и пенсия приходит вовремя. А самое главное – пенсионеры наказывают Шуре купить разные вещи и продукты. Обязательно все привезет, хотя приходится порой нелегко. Но бывают дни и даже недели в межсезонье, когда и Шуре на работу не попасть.

Легкомыслия остров не прощает

Легкомысленного отношения остров к себе не прощает. Люди, рискнувшие отправиться на лодке в шторм до Юршина, иной раз не предполагают, какой смертельной опасности себя подвергают. Два года назад на воде произошла трагедия – осенью в шторм перевернулась лодка с четырьмя пассажирами, среди которых был маленький ребенок. Утонули все. Полтора года назад утонул муж 75­летней Людмилы Дмитриевны Рябининой.

– Я его проводила, – плачет пенсионерка, – и домой пошла. Больше его не видела. Нашли только лодку. Потом лед встал, а тело достали только весной, через 7 месяцев.

С тех пор бабушка Люда из дома почти не выходит: подводит здоровье, ноги очень болят. Ей бы в поликлинику, но не добраться. Если бы в городе жила – можно вызвать такси, а здесь никак. Недавно до кладбища дойти хотела – всего­то с полверсты. Села на полпути и заплакала: путь осилить не смогла. Пенсионеры лечат немощь народными рецептами, черпая их из телешоу и газет.

Другая проблема, связанная с водой, – перевозка усопших односельчан в морг. Когда здесь был медпункт, фельдшер знала все диагнозы и без вскрытия давала справки. Теперь же вскрытие обязательно. Покойника переправляют в Рыбинск на санках зимой или на лодке летом. А потом на берегу часами ждут машину из морга. Исключений нет даже для тех, кто желал упокоиться на островном погосте. Анна Павловна рассказала и вовсе вопиющий случай. На остров приехала в гости пожилая пара из Прибалтики. Мужчина пошел искупаться, в воде случился сердечный приступ. Смерть наступила мгновенно. Жена обратилась в милицию. Стражи порядка ехать на остров отказались. Как выкрутились из положения – отдельная история. Врагу такого не пожелаешь. Только в прошлом году на острове умерли 2 человека; хорошо, в межсезонье никто не преставился.

А межсезонье не за горами. Это главный бич островитян. Бывают годы, когда лед на реке никак не установится. Тогда неделями, а порой и месяцами люди сидят без хлеба. Сейчас, пока «Мошка» ходит, местные жители стараются сделать запас продуктов на зиму. Сушат сухари.

Ко всему этому островитяне привычные. Только вот отношение властей с каждым годом все хуже и хуже. Перед выборами глава Каменниковской администрации раздавал листовки с обещаниями – сулил горы до небес. На деле – пшик. Пенсионеры обижаются, что сейчас их даже с Днем пожилого человека никто не поздравляет...

Светлана Будилкова

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе