Как стихи этого поэта стали языком интеллигенции

Как стихи этого поэта стали языком интеллигенции.
Ахматовой выпало жить в совершенно чуждую ей эпоху. 
Фото: Фотохроника ТАСС


23 июня исполнится 130 лет Анне Андреевне Ахматовой.


Слова "великая русская поэтесса Ахматова" давно стали штампом, за которым для многих мало что стоит - в наше время стихи читают немногие. Но в недавнее по историческим меркам время, когда были молоды Евтушенко и Вознесенский, их выступления собирали толпы. А в 20-е и 40-е годы прошлого века стихи были и средством общения, и способом узнать "своих" - тогда Ахматову читали вслух в каждом интеллигентском доме. Точнее говоря, в каждой комнате в коммуналках, где жили интеллигентные люди, - нищая, отверженная новым временем, она была голосом этих людей.


Власти Петербурга не дали выставить на аукцион дачу Ахматовой, теперь она в собственности города. 
Фото: Юрий Лепский


Советская власть навязывала другие культурные нормы, символом эпохи стал Маяковский, большим поэтом считался Алексей Сурков. Новая поэзия разговаривала языком призывов, команд. Новое время и здесь требовало эпического размаха. На фоне литературных баталий эпохи, сражавшегося с РАППом Маяковского, писательских од Беломорканалу, литературных триумфов прочно забытых к 2019 году писателей и поэтов литературное существование Ахматовой казалось глубоко маргинальным. С 1922-го по 1940-й ее не издавали, она жила у друзей. В 1946-м на нее обрушилась вся махина советского государства - ее творчество было осуждено постановлением ЦК. После этого ее исключили из Союза писателей и лишили продовольственных карточек.

Один ее муж был расстрелян, другой погиб в лагере, сын получил 10 лет, председатель КГБ ходатайствовал перед Сталиным об аресте Ахматовой. Член Политбюро Жданов говорил о ее "маленькой, узкой личной жизни, ничтожных переживаниях и религиозно-мистической эротике".

Возможно, Ахматову спасло то, что Сталин был человеком классической культуры и ценил хорошую поэзию - в свое время это сохранило жизнь Пастернаку и долго спасало Мандельштама. Палачи сами принадлежали к той традиции, с которой они боролись.

Автор
Текст: Алексей Филиппов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе