Из полиции за деньги не отпускают

На минувшей неделе в редакцию «Городских новостей» зашел на чашку чая интересный человек – начальник УМВД России по г. Ярославлю полковник полиции Алексей КРУГЛОВ. Мы говорили с ним откровенно обо всем. Например, о том, почему начальник полиции не любит равнодушных людей и не смотрит современные детективные сериалы.

И быть как отец

– Алексей Витальевич, в органы внутренних дел вы пришли в 1989 году. Для страны это было время перемен. Менялось все – идеология, политический строй, ментальность людей… Начало 90-х в Ярославле – это время появления банд, криминальных авторитетов, разборок со стрельбой. Каково тогда было на переднем крае борьбы с преступностью?

– С детства я хотел работать в милиции, мечтал быть похожим на отца. Он 34 года отслужил в органах внутренних дел. Так что представление о том, где предстоит трудиться и чем заниматься, я имел. Очень хотел попасть в уголовный розыск и добился своего. Поступил на юрфак ЯрГУ, который окончил в 1994 году.

Знаете, как тогда работали ребята в угро? С азартом! Их всегда отличал особый кураж: сутками напролет могли гоняться за преступником, для них было делом чести найти и обезвредить. При этом всякие там идеологические, политические нюансы их практически не интересовали, ведь воры, насильники, убийцы при всех режимах останутся ворами, насильниками и убийцами, которых надо изолировать, чтобы гражданам легче жилось.

Конечно, рыночные отношения добрались и до нас, все стало меняться, но, думаю, нашу систему перемены затронули мало. Мы по-прежнему стараемся помогать людям.

А лихие 90-е, конечно, помню. Но в памяти остались не бандитские разборки криминальных группировок, они ведь чаще всего друг с другом сражались за сферы влияния. Мы боролись с этой шушерой и до сих пор боремся. Сегодня многие из тех, кто тогда «воевал», сидят в тюрьме, кто-то, сколотив первоначальный капитал, остепенился, повзрослел и занялся легальным бизнесом, кто-то пошел в политику. Люди меняются…

Тяжелее вспоминать о преступлениях, жертвами которых становились дети. Эти воспоминания останутся со мной на всю жизнь… Хорошо, что многих упырей удалось найти и наказать. Но большинству граждан и тогда, и сейчас больше всего неприятностей доставляют карманники, воришки всех мастей, мошенники. Их тоже ловим.

– Вы бывали в командировках на Северном Кавказе?

– Да, в Ингушетии, Северной Осетии и Грозном. Вспоминать особо нечего: работа есть работа. Единственное, что могу сказать, – из всех командировок вернулся с бойцами без потерь.

– Достаточно взглянуть на ваши фотографии, чтобы сделать вывод: вы любите менять внешность?

– Это часть имиджа, если хотите. Бороду отрастить жизнь заставила. В 23 года я стал начальником отдела уголовного розыска Дзержинского РОВД Ярославля. Многие мои подчиненные были намного старше меня, и, чтобы преодолеть естественный психологический барьер, я отрастил бороду. Для солидности. Коллеги сказали, что это было правильное решение.

После командировки на Кавказ, посмотрев в зеркало, увидел, что борода моя стала седой. Решил сбрить. К тому же и супруге она тоже не нравилось. Так что все совпало, поэтому с растительностью на лице распрощался без сожаления.

Чтобы город стал безопасным

– В Ярославле установлены камеры видеонаблюдения. Облегчают ли они вашу жизнь, достаточно ли их, чтобы поддержать порядок в городе?

– В Ярославле работает программа «Безопасный город». Многие граждане имеют своеобразное представление о том, как она функционирует. По их мнению, сотрудники полиции круглосуточно сидят у мониторов и смотрят за тем, что происходит на улицах…

– А разве нет?

– Ну почему, сидят. Есть камеры, которые выведены на дежурную часть, они установлены в местах массового пребывания людей – стадионах, например. Но задача шире – видеокамеры должны работать в каждой школе, причем не только в самом здании, но и на прилегающей к нему территории, они обязательно должны быть в клубах, магазинах, досуговых и спортивных учреждениях, чтобы при необходимости наши сотрудники имели возможность просмотреть все видеозаписи.

Некоторые собственники экономят, им не хочется платить за установку камер, вневедомственную охрану, надеются на русский «авось». Но когда они сталкиваются с преступлением, например, кражей, сожалеют о собственной бережливости, ведь вернуть похищенное удается не всегда.

– На днях страну потрясла страшная трагедия в одной из московских школ. Старшеклассник в упор из винтовки расстрелял своего учителя и полицейского. Какие меры принимаются, чтобы подобное не повторилось в Ярославле?

– Совместно с мэрией наши сотрудники ведут проверки, мы смотрим, как осуществляется охрана школ. Конечно, в каждом учебном заведении полицейского не поставишь, да это и не требуется. К сожалению, подобные трагические происшествия спрогнозировать в принципе невозможно. Тем не менее проверять дома, семьи, где есть разрешение на пользование охотничьим оружием, мы будем. Но с помощью одних карательных мер ситуацию вряд ли исправишь, людям нужно чувство ответственности. Нельзя забывать, что детей надо не только учить, но и воспитывать.

Здравствуйте, я ваш участковый!

– В советское время наша родная милиция занималась не только расследованием преступлений, но и профилактикой правонарушений. По дворам ходили участковые, частенько они и в квартиры некоторых граждан заглядывали, да и с бабушками, сидящими у подъезда, поговорить находили время. Времена изменились, но участковые-то остались. Правда, не со всеми из них горожане знакомы. Насколько у вас укомплектован их штат?

– Замечу, что, несмотря на высокие требования, которые закон предъявляет к тем, кто хочет служить в данном подразделении, а это и наличие высшего юридического образования, и отличное здоровье, и высокие моральные качества, желающих попробовать свои силы на этом поприще немало. К тому же работа участкового хорошо оплачивается. Однако дефицит кадров у нас все-таки есть. Нагрузка на людей очень высокая, не все ее могут выдержать.

– Женщин на службу принимаете?

– А как же! Никаких различий по половому признаку мы не делаем, я вам приведу немало примеров, когда слабый пол работает эффективнее и качественнее, чем представители мужского сословия.

– Скажите, а дружинники вам помогают в работе? И вообще, ответьте честно, нужны ли они?

– Честно? Очень нужны! Откровенно говоря, я не понял позицию некоторых представителей депутатского корпуса, когда на заседании муниципалитета обсуждали данный вопрос. Мы сразу сказали, что нуждаемся в помощи общественных формирований, взаимопонимание по этому вопросу нашли и с соответствующими структурами мэрии, а вот депутаты отреагировали на все наши предложения о финансировании их деятельности прохладно, заявив, что дефицит городского бюджета не позволяет найти средства. На мой взгляд, это не та статья, на которой нужно экономить. Общественный порядок охранять надо, а силами одних сотрудников полиции это делать непросто. Правда, и федеральный закон, который такие вопросы регламентирует, пока окончательно не принят Госдумой. Надеемся, после того как это произойдет, мы в Ярославле вернемся к обсуждению данного вопроса.

Быть ближе к людям

– Насколько материально-техническое оснащение городской полиции соответствует требованиям времени?

– Всегда хочется большего, так уж устроен человек. Конечно, мы должны быть более мобильны, но, с другой стороны, берем другим – приближаем наши подразделения к людям, например, восстанавливаем в полном объеме работу пунктов полиции в поселке Резинотехника и на проспекте Ленина. Устанавливаем комплексы «Гражданин – полиция», они оборудованы не только голосовой связью, но и видеокамерами, так что при необходимости вызвать наряд, сообщить о происшествии будет несложно.

Не забывайте, что в связи с реформированием полиции произошла большая замена личного состава, в некоторых подразделениях более пятидесяти процентов. Многие кадровые сотрудники отправились на пенсию, на их место приходит молодежь.

– Отличается ли работа сотрудников ярославской полиции от деятельности их коллег из Стокгольма или Барселоны?

– Откровенно говоря, не могу об этом судить, за границей не был, у меня даже загранпаспорта нет. С зарубежными коллегами общаюсь, когда они к нам приезжают. У них другой подход к работе, да и люди на Западе другие, точнее, ментальность там не наша, не российская. Зато тем, какие права есть у американского полицейского, можно только восхищаться, у нас даже у представителей спецслужб таких нет. Впрочем, как бы там ни было, киношный участковый Анискин нам ближе, чем Нэш Бриджес.

Хотя и мы умеем работать жестко, когда надо. Вспомните недавнее ЧП на стадионе «Шинник». Беспорядки, вспыхнувшие во время матча, локализованы только благодаря оперативным и грамотным действиям сотрудников полиции. Трудно представить, что ждало город, если бы разбушевавшиеся фанаты покинули стадион. На следующий день нам звонили граждане, благодарили за хорошую работу.

О нашей службе правду не пишут

– Алексей Витальевич, а вы детективы читаете? Детективные сериалы смотрите? Если да, то в каких, по-вашему, наиболее правдиво и достоверно рассказывают о работе полицейского?

– Да ни в каких. Последние пять-шесть лет не смотрю детективные фильмы вообще, ни отечественные, ни зарубежные. Это скорее шоу, чем рассказ о реальных событиях. Первая экранизация рассказов о знаменитом сыщике, сделанная советскими кинематографистами, была намного лучше.

Из современных сериалов можно отметить первый сезон «Улиц разбитых фонарей». Я его тогда даже по ночам смотрел, супруга с вечера записывала, а я, вернувшись с работы, ставил кассету в видеомагнитофон. Кстати, фильм основан на реальных событиях, прототипы главных героев – это конкретные люди, сотрудники милиции. Я знаком с автором книги, по которой снят сериал, Андреем Кивиновым. Когда служил начальником убойного отдела в Ярославле, он был моим коллегой – возглавлял убойный отдел в Ленинграде. В фильме даже шутки и те наши – милицейские. Поэтому кто хочет понять, как мы работали в 90-х, посмотрите первые серии.

– А «Бандитский Петербург» вам не понравился?

– Написано красиво, снято тоже. Но герои и книги, и фильма – это собирательные образы, хотя многие выглядят весьма убедительно.

Откровенно говоря, сегодня мне некогда смотреть телевизор, времени только на новости и хватает. В восемь утра я уже на работе, а домой попадаю после десяти вечера.

– Жена не бунтует от такого распорядка дня?

– Она привыкла. Когда в Переславле служил, семья-то здесь, в Ярославле, жила. Сын, правда, уже взрослый, маме помогал. Он окончил сельхозакадемию, получил диплом инженера, сейчас в армии служит, летом ждем его домой.

Мошенники любят равнодушных

– В последнее время пресса нередко рассказывает о разного рода мошенниках. Почему они так осмелели? Чувствуют собственную безнаказанность?

– Всему виной равнодушие и беспечность граждан. Вот идут люди, видят, как дамы вполне конкретной национальности бабушке что-то втолковывают. Им бы вмешаться, но нет. А бабули наши бедные отдают последнее, лишь бы от хворей и болячек избавить себя или своих близких. Опомнившись, конечно, начинают в полицию звонить. Спрашиваем, как выглядели аферистки, а потерпевшие уже и не помнят ничего.

Точно так же и с телефонными мошенниками, которые звонят гражданам на сотовый и рассказывают, что, мол, внук твой человека сбил, забрали его в полицию. Чтобы решить вопрос, надо 60 тысяч рублей. Сейчас к вам подъедет человек на машине, передадите ему деньги. Посылают по указанному адресу таксиста, тот деньги забирает, отсчитывает свой процент, остальные отдает кому надо. Занимаются этим видом мошенничества сидящие на зоне граждане, причем зачастую места их заключения расположены очень далеко от Ярославля. Вот и попробуй найди звонившего. Поэтому прошу вас, напишите у себя в газете прямо на первой странице крупными буквами: «Из полиции за деньги не отпускают». Пусть люди об этом помнят.

Людмила ДИСКОВА

Фото Сергея ШУБКИНА

ЯЗЫКОМ ЦИФР

В 2013 году удалось сократить на 10,7% количество совершенных на территории города преступлений, в том числе на 8,4% тяжких и особо тяжких.

Уменьшилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 10,4% ,

грабежей – на 23,8%, угонов транспортных средств –

на 45,5%, краж – на 11,6%, в том числе краж автомашин –

на 38,6% , краж из квартир и домов – на 28,7%. Удалось снизить уровень преступности среди несовершеннолетних на 28,4% . На 3,4% стало меньше ДТП.

В то же время число погибших в них возросло на 2,3%.

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе