Феминистки и «Финист». Как фольклор стал оправданием терроризма

30 декабря 1975 года на советские экраны вышел фильм «Финист — Ясный сокол». 
Пьеса Светланы Петрийчук «Финист ясный сокол». 
кадр видео


Постановка режиссера Геннадия Васильева была посвящена памяти выдающегося киносказочника Александра Роу, который готовился к работе над этой картиной, но не успел ее снять.


30 декабря 1975 года на советские экраны вышел фильм «Финист — Ясный сокол». Постановка режиссера Геннадия Васильева была посвящена памяти выдающегося киносказочника Александра Роу, который готовился к работе над этой картиной, но не успел ее снять.



«Кто за Родину сражается, защищает дело правое, тот бессмертен в доброй памяти»

Эту сказку трудно было не запомнить благодаря блистательной работе актеров. Писарь Яшка в исполнении Михаила Кононова, юная красавица Аленушка, которую сыграла Светлана Орлова, неподражаемый воевода Михаил Пуговкин. А чего стоил тандем Людмилы Хитяевой и Георгия Вицина, изображавших сварливую жену и забитого мужа, которому лучше провалиться сквозь землю, нежели оставаться с ней...


Лейтмотивом сказки была не только любовь, но и верность Родине.

И закованный врагами в цепи Финист произносит: «Кто за Родину сражается, защищает дело правое, тот бессмертен в доброй памяти. Не боюсь я тебя подлого. Не бывало на Руси богатырей предателей».

И сраженный стрелой воин на заставе, умирая, успевает улыбнуться, видя, что его товарищ расправляется с врагом.

Кем надо быть, чтобы испоганить, вывернуть наизнанку и превратить в нечто абсолютно противоположное эту историю?

Впрочем, я перегибаю палку. «Финист ясный сокол», о котором пойдет речь дальше, ни к русским сказкам, ни к фильму 1975 года не имеет практически никакого отношения. Вернее, он спекулирует на фольклорной форме, выдавая совершенно иной смысл.



«Протоколы допросов, смонтированные с инструкциями для новообращенных мусульманок»

Обратимся к порталу «Петербургский театральный журнал», который объясняет суть: «Пьеса Светланы Петрийчук „Финист ясный сокол“ — это протоколы допросов, смонтированные с инструкциями для новообращенных мусульманок, как правильно носить хиджаб или как приготовить торт халяль. Режиссерка Женя Беркович и артистки дописали Марьюшкам монологи, основанные на документах, интервью, текстах и личном опыте. Монологи о том, что да как могло привести девушек сквозь леса темные, горы высокие в Сирию на территорию Исламского государства» (запрещенная на территории РФ организация — прим. aif.ru).

Пока вы поднимаете челюсть с пола, приведем мнение критика Марины Давыдовой: «Героини бросают друзей, родных, университет, работу и отправляются в места боевых действий к своим обещавшим райские кущи возлюбленным. Им, уроженкам стран бывшего СССР (от России до Казахстана), предстоит стать сначала полурабынями в отрядах боевиков, а потом вернуться на родину в качестве заключенных... И мысль этой документальной основы проста: в объятья военизированного домостроя девушек парадоксальным образом толкают патриархальные нравы, царящие на родине. Они бегут из первого круга этого патриархального ада, чтобы оказаться сразу в девятом. Заявленный как документальный и феминистский проект, „Финист“ то и дело оборачивается фольклорным сказом, а иногда и почти философской притчей. Расписной ковер, кокошники и сарафаны, фольклорные запевы и вообще весь антураж спектакля идет контрапунктом к его жесткой документальной фактуре».



«Идейный вакуум» в голове

Итак, группа творческих феминисток выдала спектакль, в котором бегство дам к террористам объясняется патриархальными устоями постсоветского общества. Все это обрамлено в русский фольклор и названо «Финист ясный сокол».

Автор пьесы Светлана Петрийчук замысел объясняла так: «Мы попытались сойти с позиции осуждения, с точки „самавиновата“ и исследовать этот архетипичный сюжет, убеждение, что только выстраданное является чем-то настоящим. А еще поговорить о том, почему мы испытываем кризис убеждений, идейный вакуум, и что именно заставляет нас искать какую-то силу, которой можно принадлежать».

Вообще говоря, 43-летнему драматургу стоило бы знать, что заходить под чужим известным названием — как минимум неэтично. Но выпускнице Высшей школы сценических искусств Константина Райкина, видимо, сам черт не брат. Мало ли что там выпускали в 1975 году — я художник, я так вижу.

Тем более что творческая богема госпожу Петрийчук еще до «Финиста» увешала наградами, как новогоднюю елку.


  
«Золотая маска»

А в 2022 году за «Финиста ясного сокола» госпожа драматург получила театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа драматурга». Вообще на главную театральную премию страны вышеописанное было выдвинуто в четырех номинациях, из которых получило две.

Каждый раз, когда у вас будут возникать вопросы, почему отечественные творцы не ставят спектакли на патриотическую тему — знайте, им просто некогда. Для завоевания «Золотой маски» нужны такие вот «Финисты ясные соколы». А что думает публика, не имеет значения — кто вообще спрашивает.

Проблема у создателей возникла в другом плане. Общественники поинтересовались — не является ли действо, в котором проводится мысль о том, что «Марьюшки» бегут к бородатым убийцам от удушающей патриархальной атмосферы, оправданием терроризма?



Статья 205.2

Тот факт, что творческая тусовка готова отмечать премиями даже фекальные массы, если это массы, у кого надо массы — проблема морально-этическая.

А вот статья 205.2, часть 2 УК РФ — это юридический аспект. И тут нужно привести примечание к статье: «В настоящей статье под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности».

В результате к Беркович и Петрийчук возникли вопросы у правоохранительных органов. Причем последнюю, как пишут ее коллеги, задержали прямо в аэропорту «Внуково».



С кем мастера культуры

Естественно, творцы уже с возмущением кричат, что девушек привлекают за их оппозиционные взгляды. Евгения Беркович позиционирует себя как правозащитница в третьем поколении — в этом качестве выступают и ее мама, и ее бабушка.

Вот только не спрашивайте, сколько раз клан Берковичей выступал в защиту жителей Донбасса — это другое.

Зато выступить с пикетом против СВО Евгения Беркович не забыла, за что получила 10 суток административного ареста.

Но, как уже говорилось не раз, отечественные правозащитники исторически испытывают странные чувства к нацистам — как Андрей Дмитриевич Сахаров, сострадавший заместителю Гитлера по партии Рудольфу Гессу, отбывавшему пожизненный срок по приговору Нюрнбергского трибунала.

Есть ли во все этой истории состав преступления, пусть решают следственные и судебные органы.

Мы же пока получаем ответ на вопрос Горького, с кем мастера культуры — с кем угодно, но только не с народом.

Собственно, об этом сама Женя Беркович заявила в стихах:

Мы не потерпим этой наледи,
Мы не приемлем черни, челяди,
Как хорошо, что эти нелюди —
Не я,
Не я,
Не я,
Не я.

Бог с вами, дамочки. Вы бы Финиста не поганили. Он ведь из сказок той самой «черни», и не нужно приплетать его к вашим высокодуховным галлюцинациям.

А закон надо уважать, даже если ты творец. Это и есть правовое государство.

Автор
Андрей СИДОРЧИК
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе