«Донатас Банионис был символом веры и верности»

Среди картин с участием народного артиста СССР — «Берегись автомобиля», «Солярис», «Мертвый сезон», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Крик дельфина» и другие.

Фото: ИТАР-ТАСС/ООО «Интерпресс»

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, актер и театральный режиссер Донатас Банионис скончался в Вильнюсе в возрасте 90 лет.

Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года в Каунасе, Литва. Во время обучения на керамиста в ремесленной школе занимался в драматическом кружке. В 1940 году в числе энтузиастов во главе с молодым режиссером Юозасом Мильтинисом уехал в Паневежис — создавать новую модель театра. В 1944 году окончил студию при Паневежском театре, получив профессиональное актерское образование.

На театральной сцене Банионис создал более 100 образов, среди них — роли в спектаклях «Смерть коммивояжера» Миллера, «Ревизор» Гоголя, «Как закалялась сталь» Островского, «Предложение» Чехова, «Севильский цирюльник» Бомарше и др. В 1965 году после хвалебной рецензии в газете «Известия» театр Паневежиса обрел всесоюзную известность, а Банионис стал одним из самых востребованных актеров страны.

С 1980 по 1988 год Банионис занимал должность главного режиссера Паневежского театра.

Среди наград Донатаса Баниониса — Государственные премии СССР, приз за лучшие мужские роли на МКФ в Карловых Варах, на МКФ приключенческих фильмов в Софии, Национальная премия ГДР, Национальная премия Литвы в области культуры и искусства, орден Почета и др.

Артист принял участие более чем в 50 фильмах, в том числе «Берегись автомобиля», «Солярис», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Крик дельфина», «Мертвый сезон», «Змеелов», «Тринадцатый апостол», «Красная палатка» и др.

В российских картинах Баниониса озвучивали Зиновий Гердт, Игорь Ефимов, Владимир Заманский, Александр Демьяненко. Собственный голос актера можно услышать в картинах «Берегись автомобиля», «Змеелов» и «Операция «Трест».

Римас Туминас, худрук Театра имени Вахтангова:

— Банионис прожил богатую и красивую жизнь, прежде всего творческую. Многоплановую, разную. Наша небольшая республика гордится этим актером.

Я хорошо его знал. Он надолго задержался в театре Паневежиса после смерти своего учителя Юозаса Мильтиниса. Потом покинул театр — считал, что его эпоха кончилась. И то, что происходило в других театрах, уже воспринимал с трудом или вообще не воспринимал. Не мог приспособиться к новым условиям, а может, и не пытался.

Он поклонялся своим ушедшим партнерам и своему учителю. Вот эта героическая верность театру всегда его украшала. Он стал символом веры и верности.

Ивар Калныньш, актер:

— Банионис всегда был разнообразным, всегда неожиданным. Его актерские «приспособления» оказывались сюрпризом и для партнеров, и даже для режиссеров. В жизни он не был очень веселым человеком, зато был честным. Всё говорил без затей. Пусть земля будет ему пухом. И пусть поклонники его не забудут.

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе