Будущее Ярославля: туристическая Мекка или родина хрена?

В последнее время местные чиновники стали обращать больше внимания на туризм.

С тем, что Ярославль – город туристический, никто и не спорит. Любой ярославец по инерции сразу же начнет расписывать красоту городских храмов и сокровища местных музеев. «Ну и у нас это все есть», - парирует ему на это владимирец, нижегородец или даже костромич. «Ну, еще мы… родина хрена», - что еще ответить ярославскому жителю?

Застывший в прошлом

Да, мы действительно с незапамятных времен привыкли к пароходам и автобусам с туристами, заполняющими центр в летний период. Но не хотим поверить, что сознание современного туриста изменилось, его запросы возросли. Посмотреть русскую архитектуру можно и во многих городах. А ничего другого мы так и не можем предложить.

Малые города области уже перешли на интерактивный туризм: Мышкин, Углич принимают больше туристов, чем Ярославль, в Переславле строится ультрасовременный комплекс «Золотое кольцо» и планируется создание грандиозной «Страны детей», под Рыбинском – аквапарк «Бухта Коприно». Даже «дремучее» Пошехонье развивает маршрут «Путешествие в СССР». Везде есть подвижки в лучшую сторону. А Ярославль застыл в 70-х годах прошлого века.

Похоже, надежда лишь на областное правительство, в котором недавно создали отдельный департамент туризма.

Презентация в Лондоне

5 ноября в Лондоне открылась международная туристическая выставка World Travel Market, собравшая лучших представителей гостиничного бизнеса, туристических операторов и транспортные компании и фирмы, занимающиеся организацией различного вида отдыха, со всего мира. В состав российской делегации вошли и представители Ярославля.

Наши на этот раз представили новый взгляд на маршрут «Золотое кольцо», который озвучил посетителям выставки заместитель губернатора Игорь Елфимов:

– Тысячелетний Ярославль, признаваемый столицей Золотого кольца, – это родина русского театра, город-фестиваль, где каждый сезон насыщен яркими событиями. У нас проходят по меньшей мере пять ежегодных фестивалей, привлекающих множество иностранных и российских туристов: Главная Масленица страны, сестра европейских карнавалов; двухнедельный марафон зимних забав «Рождественские гулянья»; традиционный День Медведя, символизирующий приход весны; Дни лета и любви в июле; фестиваль «Преображение», возрождающий традиции колокольной музыки и православного праздника Яблочный Спас.

Немного о психологии туриста

Да, это все есть. Но неужели ответственные за туризм не понимают главного – психологии приезжающих. Человеку хочется всего и сразу. Чтобы понять Ярославль и получить удовольствие, турист не поедет в марте на Масленицу, в июне – на Петра и Февронию, в августе – на «Преображение», а в сентябре – на Волковский фестиваль. То, что они есть, прекрасно, но чем привлечь в Ярославль гостя хотя бы на два дня? Ну откатал он два часа по церквям-музеям. Все, больше делать нечего.

Нет интерактива – исторический костюм из музея-заповедника выжили, исторические реконструкции никто не думает задействовать, колесный пароход в программу не включен, даже уникальный звонарь, играющий по заказу в любое время, просто существует на мизерный процент.

- Меня просто задавили налогами по повышенной ставке, как будто я не несу культуру в массы, не являюсь брендом города, а просто жирный коммерсант, наживающийся на городе, - жалуется владелец самого популярного в городе музея «Музыка и время» Джон Мостославский. – Из-за этого я не могу открыть четвертый музей – не потяну.

До сих пор под вопросом открытие музея Смуты на Волжской набережной. Меценату-бизнесмену Олегу Жарову, превратившему целое село Вятское в туристический центр, городские власти отказались передать в аренду здание бывшего общества врачей и выставили его на продажу.

А еще у нас есть уникальные мастера старинных музыкальных инструментов, играющих древнюю русскую музыку. Их чиновники туризма в упор не видят. А почему бы не вовлечь в интерактив оскароносную студию Петрова? Пусть миллионеры рисуют мультфильмы не в Голливуде, а в Ярославле.

Жилье и дороги

Прежде чем зазывать гостей со всего мира, надо решить еще две главные проблемы – жилье и дороги. Туроператоры отмечают высокий уровень цен на проживание в Ярославле и нехватку номеров эконом-класса. Да, мы построили несколько гостиниц высокого класса, но если привлекать потоки туристов, то с минимальной ценой в сто долларов в сутки много не наприглашаешь. Да и действительно классных отелей для ВИПов у нас в Ярославле, если честно сказать, нет. Не тянет «Святой Георгий» или «Ринг Премьер» на «Хилтон» или «Рэдиссон». А они не пойдут, видя, как у нас здесь обходятся с инвесторами, сначала давая зеленый свет, потом перекрывая кислород, - вопрос со строительством гостиницы на Волжской набережной власти Ярославля завели в тупик.

На недавнем форуме инноваций Сергей Ястребов пообещал пуск нового скоростного поезда из Москвы, позволяющего сократить путь до двух часов. И это, по его словам, поможет туризму. Прекрасно, но туристов, использующих этот вид транспорта, можно пересчитать по пальцам. Вот другое дело – автотуризм, стремительно набирающий обороты в последние годы. Нужны прекрасные дороги, кемпинги и создание связанной с этим полноценной инфраструктуры. А с этим у Ярославля, мягко говоря, проблемы.

Не поправят наши туристические дела ни финские фонарики, ни зонтики на деревьях, пока те, от кого это зависит, не поймут, что туризм – это мощная финансовая отрасль экономики, развивающаяся по своим законам. И пока городские чиновники этого не поймут, Ярославль так и станется родиной хрена.

Тимур БИКБУЛАТОВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе