Брать, когда дают

Участие в федеральных и областных целевых программах позволяет муниципальным образованиям эффективнее решать социально-экономические проблемы. 

Полмиллиарда НА 44 программы  

На одни города и районы деньги из вышестоящих бюджетов проливаются благодатным золотым дождем, а на другие – всего лишь капают. Обильно орошен привлеченными средствами Ярославль. Успех достигнут благодаря удачной маркетинговой стратегии, воплощенной в программе подготовки к 1000-летию. А Угличский муниципальный район и без юбилея привлек 306 млн. рублей дополнительных доходов из вышестоящих бюджетов. В прошлом году он включился в реализацию 12 федеральных и 32 областных целевых программ. Благодаря успешному финансовому лоббированию, обусловленному умением тонко чувствовать тренды государственной политики, импульсы для возникновения мультипликативных эффектов, району удается успешно решать многие социальные проблемы. 


Несмотря на кризис, он активно строил. Благодаря вхождению района в программу Фонда содействия реформированию ЖКХ по расселению аварийного жилья почти 600 угличан – 240 семей – получили возможность переехать из ветхих домов в новые квартиры. 285 млн. рублей, или 75% общего объема финансирования программы, – средства федерального фонда, 11% – доля областного и 14% – местного бюджетов. По объему введенного в эксплуатацию жилья, приходящегося на душу населения, район занял второе место в регионе после областного центра. Участие в другой программе фонда позволило в 2008–2009 годах капитально отремонтировать по 185-му федеральному закону 102 многоквартирных дома. В планах на текущий год – еще 50 домов. 

На дне кризиса уровень безработицы в районе подскочил выше среднего по области значения. Коэффициент напряженности на рынке труда зашкаливал. 

– 45 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов, выделенные на реализацию политики занятости в 2009 году, позволили стабилизировать ситуацию, – рассказывает заместитель главы по экономике Угличского МР Алексей Ясинский. – Муниципальная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам конкурсного отбора получила наибольшее количество баллов и областное софинансирование в размере 2,5 миллиона рублей. С учетом собственных средств местного бюджета на эти цели было направлено более 3 миллионов. Угличский район вошел в тройку лучших муниципальных образований области по привлечению организаций для участия в антикризисной программе. 

Всего на реализацию федеральных и областных программ в Угличском МР направлено 478 млн. рублей, в том числе 172 млн. рублей, или 36 %, из бюджета района. 

Выбирают приоритеты 

– Наше участие в федеральных и областных целевых программах ограничено возможностями софинансирования, – признается глава Ростовского МР Валерий Токарев. – В условиях жестко лимитированного бюджета приходится выбирать приоритеты. 

Статистика свидетельствует: они выбраны правильно. По объемам введенного в эксплуатацию жилья, по инвестициям в основной капитал в пересчете на одного жителя, по среднемесячной начисленной заработной плате в промышленности ростовцы – на втором месте в регионе после Ярославля. Ростов, Семибратово, Ишня получили десятки миллионов рублей на капитальный ремонт жилья по 185-му ФЗ. На строительстве дорог, в том числе ведущих к площадкам под малоэтажное строительство, освоено 200 млн. рублей. Хотя и не без трудностей, но реализуется программа поддержки сельского хозяйства, предусматривающая возведение и реконструкцию животноводческих комплексов, закупку продуктивного стада, техники для растениеводства. 

Для Гаврилов-Ямского МР, по словам заместителя главы муниципального района – начальника управления финансов Натальи Смолиной, безусловный приоритет – участие в Федеральной программе развития моногородов. 

– Составной частью комплексного инвестиционного плана развития Гаврилов-Яма станет муниципальная целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, – рассказывает Наталья Николаевна. – Она предусматривает гранты начинающим предпринимателям, компенсацию части затрат по лизингу и присоединению к сетям, создание инфраструктурного центра поддержки предпринимательства и промышленного парка на свободных территориях льнокомбината. Стоимость программы порядка 60 миллионов рублей в год, из которых 95% – средства федерального бюджета. 

Нет специалистов – нет средств 

Не так интенсивно, как хотелось бы, развивается Рыбинск. Хотя по объему отгруженных товаров собственного производства в разрезе трех важнейших видов деятельности промышленный город по-прежнему занимает второе место после Ярославля, но инвестиции в основной капитал упали почти вдвое и составили 2475,2 млн. рублей, что в 10,2 раза меньше, чем в Ярославле. Это всего 6,2% инвестиционных вложений в целом по Ярославской области. По объему инвестиций в пересчете на одного жителя Рыбинск – на 11-м месте среди двадцати муниципальных образований региона. Он пропустил вперед даже Мышкинский, Первомайский, Даниловский, Рыбинский муниципальные районы, не говоря уже о Ярославле. По темпам роста среднемесячной заработной платы Рыбинск – на 19-м. Объем вводимого жилья в пересчете на одного жителя в пять с лишним раз меньше, чем в Ростовском МР. 

Масса проблем требует скорейшего решения. Например, существует угроза размыва берега и обрушения городских водозаборных сооружений на Рыбинском водохранилище. Износ водопроводных сетей – 95%. В связи с их ветхостью увеличивается количество аварий, растут потери воды, возникают перебои в водоснабжении, нарушается санитарное состояние города. 

Не в том ли причина, что город не очень умело использует инструменты бюджетного лоббирования? Анализ показывает, что он разрабатывает собственные городские целевые программы – их уже три десятка! – куда активнее, чем заявляется для участия в федеральных и областных. 

– Наши муниципальные программы в большинстве своем по тематике совпадают с областными целевыми программами, но доля местного бюджета в финансировании обычно выше, – констатирует начальник управления перспективного развития и инвестиций администрации городского округа г. Рыбинск Юлия Дмитриева. – Рыбинск в последние годы получал финансирование из вышестоящих бюджетов в пересчете на количество жителей значительно – порой вдвое – меньшее, чем многие другие муниципальные образования. 

Чтобы кардинально изменить ситуацию, департаментам администрации поставлена задача – найти возможности включения Рыбинска в федеральные и областные целевые программы. К июлю планируется подготовить комплексный план развития «северной столицы» региона, разрабатываются концепция развития потребительского рынка, реестр перспективных инвестиционных площадок. 

– Дефицит специалистов в области проектного менеджмента – для муниципальных образований проблема не менее острая, чем ограниченные возможности софинансирования, – высказывает свое мнение глава Ростовского МР Валерий Токарев. – Чтобы подготовить пакет документов для участия в федеральных программах, порой приходится оплачивать отнюдь не дешевые услуги консультантов со стороны. 

Получается, что две главные беды сегодня мешают более успешному бюджетному лоббированию интересов муниципальных районов – дефицит собственных доходов и современного уровня специалистов. 

Компетентно 

Районам, которые удручающе отстают от лидеров, придется начинать с азов – учиться наполнять бюджет по максимуму. 

– В будущем основными доходами сельских, отдаленных районов, собственные доходы которых составляют лишь 7–8% бюджета (Большесельский МР, Брейтовский МР, Борисоглебский МР и другие), должны стать имущественные, земельные налоги. В частности, налоги на домовладения – землю и стоящие на ней строения. Надо только научиться их собирать, – подчеркивает Анатолий ФЕДОРОВ, заместитель губернатора – директор департамента финансов Ярославской области. 

Ольга ПЕТРЯКОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе