Андрей КЛИМУШКИН: «Нужно работать, а не митинговать»

Сегодня в гостях у «Юности» – известный ярославский радиоведущий и шоумен Андрей Климушкин.

– Андрей, вы закончили театральный институт, а работать сразу начали диджеем. Как это получилось? Ведь актеры, как известно, народ достаточно амбициозный, не жалко вам было отказываться от планов, связанных с творчеством, от актерских амбиций?

– Планы, амбиции, да, конечно, они были. Но реализовать их в то время в Ярославле было достаточно сложно. Практически все студенты моего курса перебрались в Москву, «пробивались». В то время сделать это, пробиться было достаточно непросто. У меня к тому времени уже была семья, и, выбирая между ней и карьерой, я выбрал семью.
Сегодняшним выпускникам театрального в этом плане гораздо проще – можно, закончив институт, сразу отправляться на «Мосфильм», там на всех этажах снимают сериалы, не в одном, так в другом возьмут. Много различных антрепризных проектов, пускай даже на роль «подай-принеси», но попасть всегда можно. В любом случае голодным не останешься.

– А нет желания попытаться пройти этим путем, наверстать упущенные возможности?

– Сегодня это для меня уже пройденный этап. В свое время я решал этот вопрос для себя – покорять Москву или остаться в Ярославле. Нужно было выбирать, я выбрал Ярославль и не жалею.

– Но как же служение искусству? Возможности творческой работы?

– Искусством у нас в семье занимается жена, она актриса в кукольном театре. А что касается творчества, так оно возможно везде, в любой работе. Можно библиотекарем работать – и заниматься творчеством. Главное – это как сам человек подходит к своей деятельности.

– Как вы относитесь к современному телевидению, ведь это, как ни крути, конкурент? Например, сейчас принято сетовать на огромное количество сериалов, которыми забиты программы телевидения?

– Не вижу в сериалах ничего плохого, если есть на них спрос – почему их не показывать? Да, можно раз за разом снимать «Евгения Онегина» и «крутить» его, ну и кто будет это смотреть?
Конечно, среди сериалов много слабых, низкосортных, но в этом потоке попадаются и очень хорошие вещи. Например, сняли «Идиота» – отличный фильм, хоть и сериал. Но для того чтобы такие ленты появлялись, сериалов должно быть много, чем больше «поток», тем больше шансов, что в нем появятся хорошие вещи.

– Говорят, что актеры воспринимают мир «через рампу», реальная жизнь проходит мимо театра «по касательной». А вы ушли из актерской профессии в реальную жизнь. Как вам удалось «перестроиться»?

– Нормально! Конечно, с актерами бывает всякое. Говорят, Качалов, когда в Малом театре был выходной, покупал бутылку водки и шел к бутафору. Когда водка кончалась, он брал детский гробик, садился в пролетку и катался по Москве, обнимал гробик и плакал. Бывает и такое. Но по-моему, искусство – это искусство, а за порогом театра – реальная жизнь. И актеры это прекрасно понимают, кто из них не зарабатывал деньги выступлениями в разных ДК, не «морозил» на елках и т.д?

– А вы тоже работали Дедом Морозом?

– Да это же святое дело – «морозить», это постоянная история с новыми годами.
Я выступал на елках, еще когда в театральном кружке занимался, потом – когда учился в институте.

– Да они же халтурят по-страшному, эти «елочные» Деды Морозы.

– Ну почему, по-разному люди работают. Одно дело – выступать на елке, другое – брать в прокате костюм, бороду и ходить поздравлять по квартирам. Как же тут без халтуры, если он 30 квартир обошел, да в шубе, в бороде, какой он к последнему ребенку доберется?

– Но говорят, Деды Морозы вдобавок сильно пьют?

– Да вроде и не пьют на работе – но ему там поднесут, 25 граммов пригубит, в другом месте поднесут… К концу дня стакан как раз набегает. Правда, говорят сейчас в Москве чуть ли не корпорация Дедов Морозов существует, так там Деды абсолютно трезвые ходят, как солдаты, строевым шагом.

– Ваши дети верят в Деда Мороза? И вообще как, по-вашему, детям полезно верить в чудеса, в сказки, или в наше время лучше сразу приучать их обходиться без иллюзий?

– Старшей дочери 9 лет, и она верит. На прошлый Новый год он подарил ей сотовый телефон. А в сказки детям надо верить обязательно, и чем дольше, тем лучше. Правда, сейчас эта вера долго продлиться не может, жизнь не способствует.

– Вы человек успешный, что бы вы могли посоветовать молодым? Что предпринять, чтобы добиться успеха?

– Рецепт один – надо много работать. Конечно, есть еще варианты – например, родиться в «правильной» семье, у богатых и успешных родителей, или клад откопать, или дырочку в нефтяной трубе просверлить… Но это мало кому удается, поэтому единственный рецепт – хорошо учиться, потом долго и старательно работать, и потом уже жить счастливо.

– А будет ли в итоге время на это «жить счастливо»? И потом – в какой именно области лучше начинать работать, не везде ведь можно достичь успеха?

– Время будет. А что касается направления – оно может быть любым, нужно только выбранной профессией заниматься всерьез. Если ты точишь детали на заводе, так научись это делать лучше всех в мире и в итоге станешь и востребован, и богат. У нас есть такое отношение к делу, работать «в полноги». «Вот я работаю в колхозе, перспектив нет, так я лучше буду водку пить». А по-моему, не нравится тебе работа, не платят тебе – бросай, ищи другую!

– Кто виноват в этом? Говорят, у русских такое отношение в менталитете заложено?

– Да не в ментальности дело, просто народ развратили 70 лет советской власти. Людей так воспитывали – есть у тебя диплом, хоть весь день на рабочем месте в носу ковыряй, в конце месяца зарплату получишь. А людей, которые хотели работать и зарабатывать, сажали. Как Жванецкий говорил: «консерватория – частные уроки – суд – тюрьма – Сибирь».
Теперь наступило другое время, когда можно и нужно работать, а не собираться на площади с криками: «Вот, всю Россию продали!»

– Так говорят в основном люди пожилые. Но с другой стороны, сейчас довольно много молодежи начинает интересоваться политикой, появились и социалисты, и молодые коммунисты, и «лимоновцы». Это, по-вашему, плохо?

– Не вижу ничего в этом страшного. Молодежи свойственны крайности, и Лимонов им интереснее, к примеру, Путина или Грызлова. Он ярче, он зажигает своими идеями, а Грызлов – ну что он скажет? Ничего страшного в этом нет, со временем в головах у них все «устаканится». Зато эти люди социально активны, а это очень важно.

– Вам нравится время, в которое мы живем?

– По-моему, неплохое время. Главное, что мне нравится, – если сегодня ты хочешь поехать учиться в США, ты в конце концов добьешься, хочешь работать во Франции – поедешь. Хотя сам я за границей жить не хотел бы, там все слишком скучно, нудно. У нас гораздо веселей. Я недавно был во Франции, познакомился с эмигрантом из Белоруссии, бывшим завкафедрой иностранного языка в Минске. В 90-е годы он выехал по контракту и остался. Чем он живет – занимается техническими переводами, продает в Россию грузовики «Рено» (в Лионе завод по их производству), водит тургруппы и т.п. Ему уже за 50, и он копит деньги. Спрашиваю: «Зачем вам столько?» А он отвечает: «Хочу накопить денег, вернуться в Белоруссию и купить там дом». Наверное, права пословица: «Где родился, там и сгодился».

– Словом, вы считаете, что открытость миру – это благо. А как же сейчас многие наши политики и хозяйственники говорят, что интеграция в ВТО «обрушит» российскую промышленность. У нас по географическим и климатическим причинам себестоимость любой продукции всегда выше?

– А это мы возвращаемся все к тому же вопросу «кто как работает». Ведь не «загнулось» же у нас производство автоматов Калашникова? Потому что они лучшие в мире.

– Читаете ли вы современных авторов? Сейчас на слуху Дэн Браун, Паоло Коэльо?

– Есть такой уральский автор Алексей Иванов, недавно прочел его роман «Золото бунта». Очень сильная книга. Людмила Улицкая потрясла романом «Казус Кукоцкого».
Если я сейчас берусь за европейскую литературу, меня она как-то не трогает. Может быть, перечитал ее в институте. У нас очень серьезно этим занимались, преподаватели были сильные. Кортасар, Борхес – после Борхеса читать Коэльо просто скучно. Величины несоизмеримые, там где у Борхеса крохотный рассказ, у Коэльо целый роман написан. А Дэн Браун – ну что о нем сказать? Хорошее чтиво для отдыха.

– У многих в детстве была глобальная мечта – например, стать великим ученым, совершить кругосветное путешествие. Как правило, они не сбываются. А ваша мечта сбылась?

– Вокруг света я никогда не собирался. А мечта – мне в детстве хотелось стать аквалангистом, я грезил подводным плаванием, выпросил у мамы ласты, маску.

– В Красном море пока не ныряли?

– Нет, только в Черном. Но уж там я наплавался, я ведь даже в «Артеке» побывал, причем в международной смене. Это было так пафосно – половина отрядов из наших, половина – иностранные ребята. В нашем были немцы из Западного Берлина.

– В «Артек» ведь посылали за какие-то заслуги, или вы ездили просто по путевке?

– Я ездил как главный пионер города Костромы! В то время на День пионерии всегда проводились парады, и я их вел с трибуны, рядом стоял старший товарищ, но говорил я. Голос у меня был громкий, рост крупный, потом я еще и комсомольские съезды вел, хотя сам комсомольцем как раз не был.

– Как же так получилось?

– По идейным соображениям. Наверное, проявилась та самая «лимоновщина», о которой мы говорили. Тогда уже был рок, были Гребенщиков, Цой, я вырос на этой музыке. Вот и решил «не вступать», остаться вольным человеком.

– Говорят, прежний рок, замешанный в первую очередь на социальном протесте, сегодня умер?

– Да, сегодня рок – это в первую очередь музыка, даже шоу. А Гребенщиков, Шевчук – их уже сложно классифицировать как рок-музыкантов, у них собственное направление.

– Кстати, как вы относитесь к поп-музыке?

– Спокойно. На «Тату» недавно ходил, по работе, посмотрел – да, музыкальные девушки, да, поют «живьем». Ну да, есть такое явление, принимаю его как факт. Ну не бороться же с ней. Я с российской поп-музыкой каждый день работаю в эфире. Куда же от нее денешься.

Оксана ЯКУБОВИЧ

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе