Ученым удалось зафиксировать начало формирования сверхмассивной черной дыры

Астрономы обнаружили, вероятно, две сверхмассивные черные дыры в центре дальней галактики, которые кружатся вокруг друг друга на незначительном расстоянии.

Это чрезвычайно редкое явление было замечено с помощью Широкоугольного инфракрасного обзорного исследователя (WISE) – космического телескопа NASA.

фото: nasa.gov

По словам представителей аэрокосмического агентства, они предполагают, что релятивистская струя (джет) одной черной дыры имеет волнистую форму из-за воздействия другого объекта. Если это действительно так, то оба объекта находятся недалеко друг от друга, а их гравитационные поля переплетены.

Поначалу, обнаружив необычные свойства галактики, ученые предположили, что там с огромной скоростью формируются звезды. Однако более пристальное рассмотрение позволяет предположить, что это, скорее, – слияние двух огромных черных дыр.

Считается, что почти в каждой галактике есть сверхмассивная черная дыра, масса которой в миллиарды раз превышает массу звезд типа Солнца. Предполагается, что такие невероятно огромные объекты появляются за счет притягивания окружающих материалов, а также после слияния с другими черными дырами, которое происходит в результате столкновения галактик.

Начало слияния выражается в медленном вращении объектов вокруг друг друга на расстоянии нескольких тысяч световых лет. На сегодняшний день зафиксировано не так много случаев формирования сверхмассивных черных дыр на этом этапе. Вращаясь, черные дыры сближаются, и в определенный момент расстояние между ними составляет несколько световых лет.

Именно такие пары, которые находятся рядом друг с другом, обнаружить сложнее всего. Они слишком малы для того, чтобы их различить даже в самый мощный телескоп, сообщает iscience.ru. Сейчас есть лишь несколько кандидатов, все – относительно недалеко от Земли. Новый кандидат WISE J233237.05-505643.5 находится от нашей планеты значительно дальше – в 3,8 миллиарда световых лет.

Сверхмассивные черные дыры в центрах галактик обычно имеют ровные джеты, однако зигзагообразный вид струи зафиксировали и телескопы в Австралии и Чили. Все это говорит о том, что ученые действительно могли обнаружить пару вращающихся вокруг друг друга черных дыр на близком расстоянии. На последних этапах слияния черных дыр возникают гравитационные волны, которые ученые надеются засечь с помощью «мертвых звезд» – пульсаров.

материал: Марк Кайфман