Ученые исследуют семь смертных грехов и пытаются понять суть порока"

В свет вышла монография профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук Юрия Щербатых "Семь смертных грехов", которые в настоящее время включают зависть, гордыню, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние. Автор детально разбирает каждый из них. Вместе с ним и мы попробуем. Вдруг получится оградить себя от соблазнов и не грешить...

- Юрий Викторович, почему, кстати, грехи в христианстве называют смертными? Ведь от похоти или зависти не умрешь, как от бледных поганок?

- Но они ведут к погибели души согласно религиозному учению. Вообще первое упоминание о грехах можно найти в древнеегипетской Книге Мертвых, созданной четыре тысячи лет назад. Там есть зависть, гордыня, гнев, прелюбодеяние, уныние. И если человек злоупотреблял при жизни этими пороками, то путь в царство мертвых ему был заказан.

Вопреки распространенному заблуждению Библия не содержит точного перечня смертных грехов. И мы лишь косвенно можем понять, какие грехи являются тяжкими, исходя из заветов Моисея (Десять заповедей) и Иисуса Христа (Нагорная проповедь). При этом Моисей в своих Заповедях упомянул только похоть и зависть, а Христос обличил гнев, похоть и алчность. Первоначальный список смертных грехов появился в трудах Евагрия Понтийского, и было их там восемь, но потом печаль заменили на зависть, а тщеславие объединили с гордостью. В такой редакции список появился в VII веке в трудах Папы Григория Великого. А окончательно концепция смертных грехов получила всеобщее распространение после работ известного богослова Фомы Аквинского (XIII век) - обман, воровство и убийство, которые строго осуждал Моисей, не попали в список.

- Поскольку строгого перечня грехов нет, какой начнем разбирать первым?

- Я бы предложил зависть. Это самое вредное чувство! Если похоть, обжорство, гордыня доставляют человеку удовольствие, то зависть заставляет его переживать целый комплекс негативных эмоций, отравляющих жизнь. Она превращает все хорошее в плохое, радость окружающих - в собственное раздражение, успехи и преимущества других - в чувство собственной ущербности. Кроме того, если люди порой бравируют своими другими грехами, то свою зависть стараются скрывать. Ведь она есть явное признание бессилия человека получить то, что есть у другого. А в своей слабости и беспомощности никто признаваться не любит.

- Но если этот грех приносит только огорчения, почему от него не пытаются немедленно избавиться? А некоторые даже смакуют: "Ну и пусть мне будет плохо!"

- У зависти оттенков много. Она же бывает не только "черной", рождающей тупую злобу, но и "белой" - то есть с преобладанием радости за другого человека. Кстати, по-латыни слово "зависть" звучит livor - "синева". Древние римляне говорили "посинел" от зависти, в то время как русские - "позеленел". А в Китае зависть имеет красный цвет, потому что ее там называют "болезнью красных глаз".

- Я заметила, что с возрастом чувство зависти начинает ослабевать. С чем это связано?

- Действительно, по данным социологических исследований, начиная с 60 лет люди меньше завидуют. Может быть, это связано с тем, что пожилые наконец начинают ценить жизнь за ее простые радости. Меньше предъявляют к ней претензий за то, что судьба, по их мнению, им недодала. Больше же всего недовольны распределением благ молодые люди от 18 до 25 лет. Им хочется "всего и сразу", и часто они не желают понимать, что деньги, слава и другие атрибуты успеха являются результатом упорного труда, а не подарком слепой фортуны.

- А чему больше всего завидуют женщины и мужчины?

- Данные социологов европейских стран, в том числе и России, показывают, что женщины больше всего завидуют вниманию мужчин к другим женщинам. На втором месте у них - социальный статус, зарплата, машина. Мужская половина более чувствительно реагирует на карьерный взлет приятелей, их материальный успех, престижную марку автомобиля, размер коттеджа, славу.

- Как вообще появилась у человечества зависть?

- Существуют две версии ее возникновения - врожденная и приобретенная. Согласно первой версии зависть - это некая генетическая программа наподобие лени, которая досталась нам от предков и закрепилась в процессе эволюции. Сторонники этой теории считают: те древние люди, которые завидовали своим соплеменникам, имели больше стимулов для самосовершенствования. Соответственно у них было больше шансов выжить и передать "гены зависти" своим потомкам. Например, один древний охотник завидовал другому, более удачливому, и старался сделать себе более совершенное копье или лук, потом упорно преследовал добычу и, в конце концов, победителем приходил в племя. Или женщина завидовала красоте соперницы и старалась ее превзойти. Украшала себя, старалась приготовить более вкусную пищу или была более ласкова с мужчиной, который ей нравился, и в результате имела от него детей.

- Теория в принципе логичная, но она никак не объясняет тяжелое, иссушающее душу чувство, которое вовсе не толкает к соревнованию с соперником. Что говорит другая теория?

- Теория "социального научения" получила гораздо больше сторонников, потому что считает: зависти человек учится в процессе социальной жизни. Когда родители в воспитательных целях начинают вслух сравнивать своего ребенка с другими детьми - более успешными, с их точки зрения, то в результате они невольно и засевают чистую душу ребенка семенами греха зависти. В результате ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми, причем сравнение получается не в его пользу. Возникает недовольство собой и, как следствие, негативное отношение к тому, кого взяли примером.

- Говорят, что завистники выделяют "психический яд", который мысленно направляют в сторону объекта своей неприязни. Это не опасно для здоровья?

- Нет, сколько бы несчастий ни посылал завистник на голову счастливца, вся его злоба остается в нем самом, подтачивая его силы и здоровье. Ведь зависть, как и любая другая отрицательная эмоция, активирует симпатическую нервную систему, которая заставляет напрягаться мышцы, учащает пульс, повышает артериальное давление и нарушает нормальную работу пищеварительной системы.

- Этак и до гипертонии или язвы желудка можно дойти?

- Конечно! Поэтому, прежде чем завидовать кому-то, нужно спросить себя: "Разве я хочу испортить себе здоровье? Мало того, что у меня нет того, из-за чего я завидую, так еще и здоровья лишусь". Если вы хотите чем-то досадить другому человеку, который, по вашему мнению, получил от жизни слишком много, то нет лучшего средства, чем стать более здоровым, чем он, более богатым и успешным.

- Кстати, а может, зависть зря занесли в список смертных грехов? Ведь в спорте, искусстве, науке зависть всегда была стимулом к победе. Даже прогресс человечества во многом обязан именно ей. Например, зависть людей к птицам послужила толчком к созданию самолета, а к рыбам - к разработке акваланга.

- Конечно, хорошо, когда зависть конструктивная, соревновательная. Но если не хватает сил и желания преуспеть, то это чувство быстро "чернеет". Самый яркий пример - легенда о Сальери, который не стал совершенствовать свой дар, а взял и отравил Моцарта.

- Как излечиться от этого порока?

- Научитесь контролировать свои мысли. Задайте себе вопрос: "Зачем я буду испытывать негативные эмоции? Что мне это даст?"

Следует осознать, что нельзя судить о благополучии человека только по каким-то его внешним признакам. Фасад чужой жизни нередко бывает лживым или сильно приукрашенным.

Необходимо признать тот факт, что богатство и успех пришли к объекту вашей зависти в результате тяжелого многолетнего труда. А не свалились с неба просто так.

Надо прекратить сравнивать себя с другими, более успешными, и сосредоточиться на собственной уникальности. Позвольте другим быть ими, а себе - собой. Со всеми недостатками и достоинствами.

Подумайте, в какой профессии вы будете настоящим мастером, возьмите себе лозунгом "Догнать и перегнать", и тогда вам будут завидовать, а не вы.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ

Отец Владимир, Московская патриархия:

- Грех зависти заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. А Бог дает каждому человеку то, что нужно именно ему в соответствии с замыслом Божиим. Желание же обладать тем, что Бог дал другому человеку, таким образом, по определению противоречит планам и замыслам Творца. Таким образом, получается, что зависть содержит в себе стремление человека осуществить свою волю наперекор воле Бога. Так как церковь считает, что все в этом мире делается по воле Божией, следовательно, завидовать ближнему или дальнему - значит гневить Господа, ибо все в этой жизни совершается по Его воле.

Грех №2 - Чревоугодие

- Юрий Викторович, странно, что к смертным грехам причисляют удовлетворение естественной человеческой потребности в еде.

- Вот своей якобы безобидностью этот порок и убийственен для здоровья человека. Трудно точно определить уровень смертности, вызванной чревоугодием, так как чрезмерное потребление пищи стимулирует развитие различных заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, выделительной и опорно-двигательной системы. Последние исследования показали убедительную связь между избыточным питанием и сокращением продолжительности жизни человека.

- А другие исследования ученых из университета города Бристоля показали: толстые люди меньше подвержены депрессии и реже сводят счеты с жизнью по сравнению со своими худыми собратьями. Оказалось, что худые люди доводят себя до депрессии собственными усилиями по поддержанию фигуры. А толстяки, даже терпящие неудачи при попытках соблюдать диеты, не теряют бодрого расположения духа. По словам ученых, "они научились получать такое большое удовольствие от еды, что свой позитивный настрой распространяют на все остальное".

- Действительно, английские ученые установили, что лишний вес не просто снижает риск депрессии. Он снижает его пропорционально: чем вы толще, тем меньше вероятность того, что вы совершите самоубийство. Конечно, если не считать опасное для жизни ожирение изощренной и весьма приятной формой суицида.

- В чем же суть порока?

- Суть его состоит в том, что человек ест гораздо больше, чем ему требуется для поддержания жизнедеятельности. Причем слабо контролирует этот процесс на сознательном уровне. Или же получает от него такое удовольствие, что даже не хочет себя контролировать, а просто ест и ест, пока еда влезает в желудок. Некоторые диетологи называют обжорство "синдромом пищевых эксцессов". Подразумевают, что на такого человека время от времени нападает непреодолимое желание есть все подряд, а затем его сознание "входит в норму", и он раскаивается в содеянном.


- Но, согласитесь, само по себе переедание, если оно происходит время от времени, не опасно?

- Конечно, нет. Однако люди, как правило, переживают, когда переедают, их мучает чувство стыда за свою слабость. И на этой почве они подвержены риску депрессии. Поэтому тут я с английскими учеными не соглашусь! Чувство вины у людей, уступивших своему желанию наесться до отвала, обычно сопровождается клятвами никогда не делать этого снова. Но потом наступает очередной праздник или человек проходит мимо соблазнительной витрины кондитерской - и все начинается сначала.

- Что толкает людей на этот опасный грех?

- Причин обжорства множество, и лежат они на физиологическом, генетическом и психологическом уровнях.

Физиологическая основа обжорства - чувство голода, которое возникает при нехватке питательных веществ в крови. Когда в крови становится мало глюкозы, специальные чувствительные датчики возбуждают "центр голода", который включает программу по добыванию пищи. Эта реакция закреплена на генетическом уровне, так как наши предки периодически голодали и им нужно было наедаться впрок, чтобы не умереть. Однако древнему человеку приходилось изрядно побегать по полям и лесам, чтобы добыть себе пищу. А нашему современнику достаточно открыть дверцу холодильника или заглянуть в ближайшую закусочную.

Что касается психологических причин, то обжорство может являться реакцией на стресс, скуку, плохое настроение. В этом случае человек как бы заедает нерешаемые проблемы. Также чревоугодие может быть ответом на длительное воздержание от пищи после окончания срока диеты или религиозного поста. Пример обжорства могут подавать родители, стиль жизни которых дети копируют с самого раннего возраста.

Ученые из Кембриджского университета считают, что причины чревоугодия следует искать в генах. Ведь оказывается, что часть пациентов, страдающих неконтролируемым обжорством, обладает генетической мутацией, которая приводит к нехватке гормона лептина. Этот гормон регулирует в организме чувство голода и сигнализирует определенным участкам мозга, что организм человека уже насытился. Если же в организме не хватает лептина, то люди постоянно испытывают чувство голода.

Существует целая индустрия, эксплуатирующая грех обжорства. В первую очередь это система фаст-фуда (быстрого питания), которая работает под лозунгом "Быстро. Дешево. Калорийно". Жаренная в растительном масле картошка, котлета с булочкой и большой стакан колы - все это классический пример "неправильной пищи", которая тем не менее пользуется спросом у населения. К сожалению, негативные последствия подобного питания не видны сразу, и поэтому не пугают человека. Обычно он не связывает избыточный вес, больную печень, плохую кожу или запоры со своим пристрастием к гамбургерам и картошке фри.

Второй бизнес, эксплуатирующий этот грех, - современные супермаркеты, куда категорически не рекомендуется ходить на голодный желудок. Если человек пренебрегает этой рекомендацией, то при виде разнообразной пищи в красивых упаковках начинает интенсивно перекладывать ее в свою корзинку. И в результате покупает гораздо больше продуктов, чем ему необходимо. А дома все это приходится есть - не пропадать же добру!

- Как бороться с пороком?

Сделайте своей привычкой взвешиваться. Ежедневно, натощак, с записью в ежедневнике. Небольшие колебания веса тела в пределах 1 - 1,5 кг можно игнорировать, но вот неуклонное увеличение должно стать тревожным симптомом и сигналом для начала изменения своего образа мыслей и жизни.

Лечение обжорства нужно начинать не с принудительного уменьшения пищевого рациона, а с психологического настроя. Иначе борьба с этим пороком будет сущим мучением. Проанализируйте: почему вы стали есть больше или двигаться меньше? Часто бывает так: как только человек решает свои проблемы, вес тут же приходит в норму.

Учитесь преодолевать стрессы.

Найдите в жизни иные радости, кроме обильного питания: спорт, секс, общение, хобби.

Начните много есть свежих овощей и фруктов. Вегетарианцев редко называют обжорами, даже если они съедают целую гору салата.

Уменьшить вес тела сегодня можно с помощью когнитивно-поведенческой, межличностной, групповой психотерапии. Или использовать препараты, подавляющие аппетит. Или прибегнуть к липосакции. Но помните: это не решает ваших внутренних проблем, из-за чего часто вес через некоторое время вновь возвращается к прежнему.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ

Отец Владимир, Московская патриархия:

- Негативное отношение к людям, злоупотребляющим пищей, можно обнаружить как в книгах Ветхого, так и Нового Завета. Например, царь Соломон писал: "Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище". А также советовал: "И поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен".

Еще более отрицательно относились к обжорству религиозные деятели христианской эры, которые призывали своих последователей ограничить прием пищи и больше предаваться постам и молитвам. Например, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем". В то же время деятели христианской церкви понимали, что полный отказ от пищи приведет к смерти, поэтому они заставляли есть наиболее рьяных своих последователей, чтобы те не заморили себя голодом, а также советовали, какую пищу, с их точки зрения, употреблять следует, а какой нужно избегать.


Грех №3: похоть

- Юрий Викторович, известный психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что сексуальный инстинкт обладает непреодолимой силой, справиться с которой невозможно. Церковь же считает, что люди могут и должны противостоять плотскому искушению. Кто прав?

- Отношение к сексуальному инстинкту науки и христианской религии действительно диаметрально противоположно. Церковь скорее склонна видеть за сексуальными потребностями козни врага человеческого - дьявола. "Блуд находит помощника в свойстве тела... Где блуд, там обитает Диавол", - писал святитель Иоанн Златоуст, и большинство знаменитых подвижников церкви с ним полностью согласны. А наука считает инстинкт размножения естественным и необходимым для существования любого вида, в том числе человеческого. Все без исключения живые организмы на Земле содержат встроенную программу, требующую передать свои гены максимально возможному числу потомков. Поэтому изначально сексуальное влечение выполняло исключительно позитивную роль и способствовало процветанию человеческого рода. Однако люди с их стремлением к экспериментам довели некоторые формы секса до уровня патологии.

- Но ведь вслед за церковью и общество порой кричит: "Нехорошо! Стыдно! Грех!" - как только уличит в измене одного из супругов.

- Общество таким образом - ценой подавления инстинктов - пытается сохранять свою стабильность. Ведь впасть в грех похоти означало бы всеобщую анархию и разрушение семьи как ячейки общества.

- Когда возникло понятие "грех похоти"?

- Одновременно с возникновением христианства. В ранние античные времена понятия "грех похоти" не существовало. Древние греки ценили красоту человеческого тела и не стыдились его обнажать, и сексуальные желания считались естественными, а не постыдными. Они без стеснения сбрасывали платье, чтобы бороться и бегать. Даже молодые девушки в Спарте занимались гимнастикой и фехтованием почти нагими. Совершенство тела у древних греков считалось божественным, а физическое половое наслаждение во всех его проявлениях было для них естественным.

Но в эпоху раннего христианства первым апостолам нужно было увлечь людей идеей духовного преображения, и сексуальный инстинкт стал сильно мешать, так как это отвлекало паству от служения Богу. Поэтому он и был объявлен вне закона. С другой стороны, размножаться-то людям нужно. Поэтому разрешили сексуальные отношения только в рамках законного брака, а все остальное назвали "грехом похоти".

- Но этому пороку предаются почти все. Согласно соцопросам, проведенным в странах Европы и России, сохраняют верность только пять процентов супругов. Это единицы! Может наконец этот грех реабилитировать?

- Большинство психологов не считают сексуальные отношения достойными осуждения, если они совершаются по взаимному согласию двух взрослых людей и не ущемляют прямо интересы других заинтересованных сторон. Ведь в жизни встречаются разные виды половых отношений, помимо брачных: секс между любовниками, случайный секс, секс в деловых отношениях, секс на продажу, секс как знак признательности, секс как месть, секс как форма проявления жалости, дружеский секс. Список можно продолжить, но и этого достаточно, чтобы понять: неразумно пытаться вмещать все многообразие сексуального поведения в один ящик с надписью "Осторожно: смертный грех - похоть!" В каждом случае нужно разбираться отдельно.

- А церковь сменит когда-нибудь гнев на милость по отношению хотя бы к любовникам? Если учесть, что "на 10 девчонок, по статистике, 9 ребят".

- В 2005 году по благословению Иоанна Павла II в Италии был издан первый в мире католический путеводитель по сексу с революционным названием "Грех не делать этого". В книге кардиналы и епископы открыто призывают католиков чаще заниматься любовью. Вот цитата из книги: "Сексуальную близость можно сравнить только с любовью, связующей Отца, Сына и Святого Духа... Мастурбация допустима, если женщина во время любовного акта не может испытывать наслаждение... Если ты импотент, должен лечиться" и прочее. Но забота церкви о сексуальной жизни итальянцев меркантильна: число католиков неуклонно уменьшается, а вместе с ним - богатство и влияние церкви. Отсюда и призывы - размножаться.

- А Русская православная церковь не заинтересована в демографическом взрыве? Ведь в Евангелии от Матфея даже повторный брак считается греховным, в то время как, согласно статистике, у нас в стране разводится почти каждая вторая пара.

- У нас тоже есть подвижки. Так, например, ранее, согласно древней традиции, на протяжении всех семи недель до Пасхи супруги должны были воздерживаться от интимных отношений. Но в начале 2009 года иеромонах Димитрий (Першин), сотрудник отдела Московского патриархата по делам молодежи, заявил в СМИ, что "супружеская жизнь в христианстве - пространство свободы в любви и внутреннее дело семьи, не подлежащее никакой регламентации извне". Таким образом, и в нашей церкви начинается кампания по уменьшению запретов, чтобы среди прихожан стало больше молодежи.

- Чем мужское сладострастие отличается от женского?

- Мужчины быстрее и легче впадают в грех похоти. И он у них более физиологичен. А у женщин этот грех более романтичен, но они могут "застревать" в нем глубже.

- Очень долго бытовало такое утверждение: мужчина по своей природе полигамен и поэтому всегда стремится пополнять свою коллекцию связей, а женщина по своей сути моногамна и поэтому может любить одного человека, не нуждаясь в новых половых партнерах. Это утверждение до сих пор верно?

- Нет, нынешние эмансипированные женщины не меньше мужчин желают испытывать положительные эмоции, связанные с сексом, и все легче предаются сладострастию. Ведь достижения современной медицины в области контрацепции позволяют им чаще вступать в сексуальные контакты, нацеленные не на рождение ребенка, а исключительно на получение удовольствия. И в этом плане служители церкви могут со всем основанием утверждать, что мир все больше погрязает в грехе плоти.


- Стоит ли бороться с пороком?

- У секса может быть много предназначений, и, помимо стимула для размножения, многие из них весьма позитивны, соответственно их трудно назвать похотью.

1. Секс является способом познания другого человека. Так, в Библии и многих других древних текстах выражение "познать женщину" означает иметь с ней сексуальную связь.

2. У многих людей сексуальное поведение служит попыткой сбросить напряжение, избавиться от стресса.

3. Для некоторых людей секс - это средство компенсации "серых будней" и недостатка ярких эмоций.

4. Наконец, есть творческие люди, которые черпают в сексе вдохновение.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ

Патриарх Кирилл (из речи на встрече с активистами молодежных организаций в Москве, февраль, 2009 г.):

- Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода тесно связан с духовной жизнью человека. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья.

Отец Владимир, Московская патриархия:

- Я могу лишь частично согласиться с психологом, ибо стоит нам начать оправдывать грех сладострастия в одной малости, как он неприметно захватит всю душу человека. Недаром святитель Иоанн Златоуст учил: "Избегай прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, ты одновременно становишься и нарушителем закона, и убиваешь свое тело, и позоришь себя, и душу свою подвергаешь мучениям, и бесчестишь свой род, и прогневляешь Бога". Никто не будет отрицать, что венерические заболевания, СПИД, проституция, преступность тесно связаны с похотью человеческой.

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе