То, что Моцарт прописал

В любом музыкальном произведении упрятан тайный код. Расшифровав его, можно решить массу личных проблем 

Музыковед Светлана Анашкина и астролог Владимир Брылев практикуют новый способ оздоровления души и тела при помощи музыки, индивидуально подобранной по принципам классической астрологии. Изучив гороскоп человека, они могут сказать, какие композиции в каких случаях ему лучше слушать, чтобы решить конкретную проблему, а какую не стоит включать ни в коем случае.

Собственно, сама по себе идея лечить музыкой не нова. Еще в XIX веке американский врач-невропатолог Джеймс Корнинг провел первые исследования о воздействии музыки на человека. Он изучал, как произведения Рихарда Вагнера влияют на больных с психическими расстройствами. Результаты оказались настолько впечатляющими, что вскоре для душевнобольных стали устраивать специальные лечебные концерты. В XX веке исследования Корнинга получили развитие и вылились в целое направление — музыкальную терапию, которая прекрасно существует и по сей день. Спокойную, умиротворяющую музыку, якобы обладающую целебной силой, можно услышать в кабинетах стоматологов, больничных палатах, а в практике психологов и психиатров она занимает немаловажное место.


Специалисты по музыкальной терапии выработали ряд принципов, по которым следует подбирать музыку при различных недугах. Например, как утверждается, звуки пианино благотворно влияют на щитовидную железу, арфа гармонизирует работу сердца, а барабан восстанавливает его ритм и приводит в порядок кровеносную систему, флейта очищает и расширяет легкие, а виолончель воздействует на почки. В свою очередь от душевных расстройств лучше всего помогают скрипка и орган, которые выводят на путь самопознания. По этим показаниям ученые составили ряд наиболее популярных лечебных мелодий. Так, при гипертонии эффективно прослушивание фуг Баха, а свадебный марш Мендельсона и Пятая симфония Бетховена показаны для людей с больным сердцем. Творения Моцарта многие специалисты считают вообще универсальными, якобы оказывающими целебное воздействие при простуде и головной боли, депрессии и умственном перенапряжении. Правда, среди музыкальных терапевтов не утихают споры: всякую ли музыку можно прописывать пациентам или некоторые произведения противопоказаны? Сочинения того же Вагнера наряду с творениями Шопена и Штрауса попали под подозрение: на основании наблюдений за пациентами специалисты утверждают, что музыка этих композиторов может вызывать чувство беспокойства или даже депрессию.

Однако Светлана Анашкина и Владимир Брылев уверены, что музыкальная терапия — вещь более тонкая, чем принято считать, и мелодии для терапевтических целей следует подбирать иначе — с учетом астрологических характеристик. Причем не только пациентов, но и композиторов. «Например, — рассказывает Светлана Анашкина, — в классической музыкальной терапии считается, что симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных ощущений. Однако на практике они могут привести к плачевным результатам. У меня был случай, когда женщина послушала на ночь финал Шестой симфонии, рекомендованный ее мужу в терапевтических целях. В итоге всю ночь ей снились кошмары. Женщина для разрешения своих проблем была вынуждена обратиться к психологу».

В чем же состояла ошибка? Светлана Анашкина считает, что нельзя в терапевтических целях применять одну и ту же музыку к кому попало, пусть даже и симптомы болезни у разных людей одинаковы. При выборе мелодии следует строго руководствоваться гороскопом отдельно взятого человека, особое внимание обращая на влияние Солнца и Луны. «В гороскопе важны, конечно, все планеты, но особая роль отводится именно этим двум космическим телам», — поясняет Владимир Брылев. Солнце, как считают астрологи, символизирует эго человека и его энергетику, оно определяет склонность к тому или иному роду занятий, таланты, способности, возможности. Лунный знак зодиака отражает эмоции человека, реакцию на окружающий мир и наше истинное к нему отношение. Составив точный гороскоп человека, музыкотерапевт и астролог далее выясняют его проблемы. Например, он жалуется на быструю утомляемость, повышенную агрессивность и плохую память. «Повышенная утомляемость — это проблема прежде всего энергетическая. И случается она у тех людей, у кого в гороскопе слабо выражено положение Солнца. Агрессивность связана с нарушением эмоциональных реакций, за которые в гороскопе отвечает Луна. Плохая память — это уже особенности мышления. Влияние на эти процессы оказывает Меркурий», — рассказывает Владимир Брылев.

Выяснив установочные данные, специалисты начинают процесс подбора лечебной музыки. Для этого астролог берет уже составленные заранее космограммы (астрологические карты, построенные по дате рождения) композиторов и выбирает среди них тех, у кого Солнце находится в том же знаке зодиака, что и у пациента. Прослушивание произведений подобранных таким образом композиторов должно положительно воздействовать на пациента, но для достижения полного эффекта астрологической музыкотерапии нужно учесть еще ряд моментов. Определившись со знаком зодиака, специалист выбирает композитора, у которого пересечение с гороскопом пациента проходит по наибольшему количеству точек. В результате сравнения космограмм остается, как правило, один композитор, идеально подходящий тому или иному человеку. Затем музыковед рассматривает факты биографии композитора, особое внимание обращая на деструктивный период в его творчестве, связанный с депрессиями или излишней агрессивностью. Произведения, написанные именно в это время, и будут рекомендованы человеку для терапии, потому что чувства композитора, обладавшего схожими эмоциональными реакциями, якобы передадутся и пациенту через музыку. «Композитор исцелялся, создавая свое произведение, а пациент будет лечиться, слушая и невольно сопереживая», — уверена Светлана Анашкина.

Курс лечения музыкальной астротерапией определяется индивидуально. Как утверждает музыковед, «он зависит, как и в клинической терапии, от тяжести психического состояния того или иного человека». Судя по тому, что методику испробовали на себе около тысячи человек и почти все отметили положительный эффект, методика работает.

Но, как говорят сами авторы идеи, у их метода подбора музыки по зодиаку обнаружился еще один побочный результат: похоже, что музыкальные вкусы каждого человека очень сильно зависят от знака зодиака, а наиболее любимы композиторы, чьи космограммы совпадают с собственными. Впрочем, это понятно — все мы хотим получить от музыки удовольствие и душевное равновесие...  

Владимир Крючков

Мнения 

Алексей Пензенский, астролог: 

— Эта идея, безусловно, здравая. Это не шарлатанство, под которым мы понимаем попытку cрубить денег на том, во что люди сами не верят. Более того, с астрологической точки зрения подход изложен хрестоматийно точно. Правильно, что берется не только «газетная» астрология, где описывается Солнце в знаке зодиака, а настоящая, с составлением индивидуальных карт. Они ведь неповторимы так же, как и отпечатки пальцев, даже у близнецов. Единственное, что у меня вызывает возражение, — это метод подбора произведений. Этот путь очень окольный. Нужно брать конкретное произведение и смотреть, чему оно соответствует. Один и тот же композитор мог транслировать вещи в разных тональностях. Например, Штраус писал и военные марши, которые идут под знаком Марса, и вполне «венерианские» вальсы. Поэтому правильным было бы исследовать конкретные произведения и вычленять в них доминирующие тональности. 

Ольга Серебровская, психолог отдела психиатрии чрезвычайных ситуаций Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского: 

— В своей практике мы используем любую терапию искусством — живопись, музыку, просмотр фильмов. Это себя оправдывает, поскольку точно не приносит вреда и обогащает эмоциональную среду пациентов. Но в первую очередь обращаем внимание на музыку, на ее релаксирующий, успокаивающий эффект. Были попытки применять музыку в качестве тонизирующего средства, но тут действие не очень заметно. Практически всегда релаксирующий эффект музыки действует. Утомленному нужно расслабиться, снять напряжение от усталости, агрессивному человеку — снизить уровень агрессии. Независимо от расстройства, вида отклонения успокаивающий эффект беспроигрышный. Чаще всего используем классику, например Чайковского, Вивальди. У них обычно все произведения многочастные, и мы берем самую медленную часть (первую либо третью). Это должны быть фрагменты произведений не длиннее пяти минут, причем написанные преимущественно не в миноре, а в мажоре. В любом случае это должна быть не депрессивная, а оптимистическая окрашенность, но классика или современные аранжировки классики. 

Выбор конкретного произведения происходит в диалоге с больным. Даем ему слушать музыку, а потом всегда обсуждаем, что он чувствовал при этом. Он говорит о своих эмоциях. Иногда просим нарисовать свое состояние в момент прослушивания. По рисунку и в ходе разговора мы видим эффект. Смотрим не на то, понравилась больному музыка или нет, а именно на его эмоциональное состояние, на то, что он чувствует. Если человек говорит, что ему спокойно, приятно, легко, значит, это его музыка, а если говорит, что ему было тревожно, никаких эмоций не возникло, значит, мы дадим ему другое произведение. Но при помощи астрологии мы никогда не подбираем музыку.

Итоги.RU
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе