Странности познания

В коллайдере поймали новую частицу, а на Арарате - "утку" про Ноев ковчег

Большой адронный коллайдер (БАК) не выполнил пока своего главного предназначения - найти "частицу Бога". Этот так называемый бозон Хиггса был давно теоретически предсказан, но экспериментально еще не обнаружен. Зато физики уже нашли частицу, состоящую из "прелестного" кварка и "странного" антикварка.

Скажем сразу: после обнаружения бозона Хиггса счета за свет и газ не уменьшатся, а трещины на наших дорогах не затянутся. Но зато физики узнают, почему мы весим столько-то кило, т.е. откуда у физических тел масса. А это необходимо знать, чтобы разобраться в устройстве Вселенной. Практическое применение теорий строения Вселенной наступит позже, но приведет, наверное, к революционным изменениям в жизни людей. Страшно подумать, но могут не потребоваться даже услуги ЖКХ!

"Прелестный" кварк и "странный" антикварк

Вернемся к прелестной и странной частице. Когда-то небезызвестный публицист Владимир Ульянов написал знаменитое "электрон так же неисчерпаем, как и атом", а студенты химфаков и физфаков должны были осмыслять эту фразу на занятиях по марксистской философии. И только ехидный Саша Клибанов из нашей группы высказал мысль, что ленинский афоризм означает всего лишь одинаковую степень исчерпаемости атома и электрона. Его чуть не выгнали из МГУ. Но правы оба. Если до 60-х годов прошлого века электрон и другие элементарные частицы еще считались именно что элементарными, т.е. мельчайшими кирпичиками мироздания, то уже в 1964 году Мюррей Гелл-Манн предположил, что все они состоят из еще более элементарных частичек, которые он назвал кварками. Эти частички сами по себе не существуют, но формируют элементарные частицы.

Кварки - очень странные частицы. Во-первых, их заряд дробный. Например, +2/3. Или -1/3. Во-вторых, у них помимо "нормальных" свойств, например той же массы, имеются и такие физические свойства, которые невозможно описать привычными нам терминами. Пришлось придумывать, и придумали довольно забавно. У кварков есть свойство "странность" - s (ну это-то уж точно!), а также "очарование", "шарм", "прелесть" - b (beauty), "истинность" и даже "цвет". Каждому кварку соответствует свой антикварк, т.е. частица с некоторыми противоположными свойствами.

И вот совсем недавно на Большом адронном коллайдере обнаружили частицу "странный В-мезон", состоящую из "прелестного" кварка b и "странного" антикварка s. Это открытие состоялось при столкновении пучков протонов с дьявольской энергией 3,5 триллиона электронвольт, и теперь физики могут тщательно изучать В-мезоны. А это очень интересно. Если каждому кварку соответствует антикварк, то почему Вселенная состоит исключительно из материи, а не из материи и антиматерии поровну? Одна из возможных причин - существование вот этих самых странных В-мезонов, которые, оказывается, могут быть и частицами, и античастицами сами по отношению к себе. И превращаются туда-сюда триллионы раз в секунду. Как говорилось в старом грузинском анекдоте про то, что булька-вилька-тарелька пишется бэз мягкого знака, а сол-фасол-антресол - с мягким знаком, понять это нэвозможно - только запомныт...