Прививка от рака

С ужасной болезнью покончат мыши-киллеры

     — У ребенка, который у вас родится, предрасположенности к раку нет, — облегченно вздохнул генетик, изучив результаты анализа. И с улыбкой взглянул на беременную женщину. Было видно, что он рад этому открытию даже больше, чем сама будущая мать. А та недоверчиво смотрела на доктора.
     — Это точно? У моей матери был рак, и у бабушки, и у сестры…
     Российские ученые научились предсказывать появление онкологии даже у еще не родившихся детей и задолго до того, как в организме появится хоть одна раковая клетка. А еще они расшифровали гены, отвечающие за отторжение опухолей, и научились вводить их в больной организм. И, возможно, недалек тот день, когда людям станут делать… прививки от рака!

Проклятие гена
     Юношу-студента в Онкологический научный центр им. Блохина привела встревоженная мать. Без предисловий заявила ученым-медикам, что ее семью, словно злой рок, преследует рак. И ей, и ее сестре, и матери был поставлен один и тот же диагноз: множественные эндокринные неоплазии. Это заболевание в конечном итоге обычно приводит к раку щитовидной железы. И верно — бабушка и тетя юноши умерли, не дожив и до 30 лет. Что касается матери, она уже перенесла множество сложных операций и изо всех сил боролась со страшным недугом. И одна только мысль, что сын унаследовал болезнь, приводила ее в ужас.
     Парню сделали генетический анализ крови, и тот подтвердил самые страшные опасения. У молодого человека нашли мутацию в гене, которая вызывает злокачественную опухоль щитовидки. Но вот дела — ни УЗИ, ни другие анализы наличие раковых клеток в органе не диагностировали. Меж тем профессор Раиса Гарькавцева торопила с операцией по удалению щитовидки. Ее коллеги были в шоке: зачем вырезать абсолютно здоровый орган? Но Раиса Федоровна настаивала, ссылаясь на опыт зарубежных ученых. А после того, как об операции попросила мать юноши, директор НИИ клинической онкологии разрешил ее провести. И снова врачей ждал шок: результаты гистологического исследования показали, что в удаленной щитовидной железе обнаружены раковые клетки. Выходит, генетики спасли жизнь парню. Не теряя времени, его мать привела к ним свою племянницу — девятилетнюю дочь умершей от рака сестры. Дефектный ген нашли, увы, и у нее. Девочке незамедлительно сделали операцию. Теперь ни ей, ни ее двоюродному брату рак щитовидной железы не грозит.
     Эта история далеко не единственная, но ее особенно любят здесь рассказывать. И даже не столько потому, что генетикам удалось избавить от “родового проклятия” сразу двух членов семьи, сколько в качестве примера того, какое мужество и предусмотрительность проявила мать.

Болезнь в наследство
     М-да, в Онкологическом научном центре особенно четко понимаешь, что наследство — это не только квартира, счет в сбербанке, старый комод или семейные фотографии. Это еще и гены, которые несут в себе информацию о поколениях наших пращуров. А что мы о них знаем? Большинство из нас не в курсе даже, чем болели наши родители. И ведь зря. Ко многим заболеваниям, в том числе злокачественным, человек предрасположен наследственно.
     — Семейный рак составляет примерно 20% от всех онкологических заболеваний, — говорит Раиса Гарькавцева. — Наиболее часто (в среднем в 40% случаев) передаются по наследству рак молочной железы и так называемые эмбриональные опухоли у детей. У тех, кто принадлежит к “раковым семьям”, полипоз кишечника, рак легких и другие заболевания встречаются в 2—3 раза чаще. Если в семье был больной раком, всех членов необходимо включить в группу риска, чтобы в дальнейшем их обследовать и наблюдать. И особенно стоит опасаться тем, у кого несколько родственников имели онкологию, где болезнь настигала близких в раннем возрасте, где диагностировались двусторонние поражения органов. Для их потомков вероятность развития рака очень высока — 50%. А чтобы выявить, является ли человек носителем дефектного гена, нужна ДНК-диагностика. На сегодняшний день мы можем с ее помощью выявлять носителей патологических генов, повинных в появлении нефробластомы (опухоли почки), ретинобластомы (злокачественного поражения сетчатки глаза), рака толстой кишки и щитовидной железы, рака молочной железы и яичников. А ведь это самые распространенные виды рака.
     Кстати, в России тех же злокачественных новообразований яичников ежегодно регистрируется 11,4 тысячи и 6,3 тысячи смертей от них. Вот и посчитайте, скольким женщинам поможет сохранить жизнь ранняя диагностика этой болезни с помощью генетики!
     Кроме того, ученые надеются, что именно генетика сможет давать конкретную индивидуальную рекомендацию: нужна ли больному химио- и лучевая терапия, в какой дозе.
     Уже сейчас российские генетики способны дать прогноз тем, кто собирается вступать в брак и входит в группу риска: какова вероятность, что их будущий ребенок унаследует семейный недуг. Если носительница мутации выйдет замуж за человека генотипически здорового, их дети вероятнее всего не заболеют. И даже если кто-то из них может получить в наследство плохой ген от мамы, то будет только его носителем. Ну а если у родителей одна и та же мутация, то ребенку почти не миновать тяжелейшей болезни. Но немало зависит и от вида рака.
     Если же женщина беременна, с помощью внутриутробной диагностики определяют шанс родить здорового ребенка на первых неделях жизни эмбриона. Порой результаты анализов звучат как приговор: беременность нужно прервать. Но любая мать согласится, что лучше вообще не родить ребенка, чем потом смотреть, как малыш умирает от смертельной болезни, а ты ничем ни можешь помочь.

В ЗАГС со справкой от онколога?
     Во многих странах сейчас всерьез предлагают ввести генетические карты для всех граждан. В них станут заносить информацию о генах-мутантах, о предрасположенности к тому или иному раковому заболеванию. Правда, эта идея уже вызвала много споров. Вдруг информация из генной карты станет доступной работодателю и он не захочет держать сотрудника, которому в любой момент может понадобиться долгое и дорогостоящее лечение? А страховщики? Вряд ли они станут предоставлять медицинскую страховку “меченным” поломанным геном людям на тех же условиях, что и здоровым. А брак? Нужно ли обязать будущих женихов и невест сообщать друг другу о наследственной предрасположенности к раку?
     Но пока все это обсуждается, в Онкоцентре ведут регистр семейного рака, доступ к которому никто, кроме медиков, не имеет. За всеми, кто в него попадает, постоянно наблюдают онкологи. Кстати, орган, который потенциально может быть поражен раком, в профилактических целях удаляют далеко не всегда. На операцию решаются только после того, как будут взвешены все риски. Зачастую же достаточно бывает гормонотерапии, диет. Большое значение имеют профилактика и образ жизни. Скажем, если в семье был больной раком легких, вряд ли стоит искушать судьбу и курить. Рак молочной железы может провоцировать эстрогенная стимуляция. Потому предрасположенным к нему женщинам не следует принимать некоторые контрацептивы и есть мясо животных, которым, чтобы они быстрее набирали вес, добавляют в корм эстрогены.
     Вообще обнаруженные в крови гены-мутанты не означают фатальную неизбежность заболеть раком. Но у такого человека риск всегда больше, чем у любого другого. И ему–то уж точно нельзя не уделять внимание своему здоровью, подвергать себя сильным стрессам, неправильно питаться, жить в неблагополучной экологической зоне. Иначе он сам спровоцирует предрасположенность, которую унаследовал от больных родственников.
     Увы, пока ученые не знают, как заменить дефектный ген на здоровый. Но генетики верят, что еще немного, и смогут вторгаться в половые клетки и проводить генокоррекцию, чтобы снять проклятие мутаций.

Убийцы опухолей
     — Познакомьтесь, вот они, наши первые пациенты, — говорит руководитель лаборатории механизмов регуляции иммунитета НИИ канцерогенеза доктор биологических наук Дмитрий Казанский. Именно в его лаборатории расшифровали гены, отвечающие за отторжение опухолей, пытаются разработать принципиально новое лекарство от рака. За этот свой труд Казанский даже получил грант на Международном конкурсе научных работ по онкологии.
     Но кто бы вы думали выступает в роли счастливчиков, которые уже избавились от рака с помощью нового метода? Мыши! Беленькие, пушистые, с розовыми лапками. В виварии лаборатории их несколько сотен. Мышей сначала заражают раковыми клетками, а потом пробуют вылечить. В поиске лекарства от рака ученые проводят опыты с множеством различных семейств грызунов. Ведь от того, в какой родственной связи находятся животные друг с другом, зависит, как организм будет бороться с раковыми клетками. Вот потому-то среди лабораторных мышей есть похожие друг на друга, как однояйцевые близнецы. Это генетически чистые линии, полученные многократным близкородственным скрещиванием, в процессе которого наборы хромосом у особей стали идентичными. Так вот, ученые берут мышку, зараженную раком, и пересаживают ее опухолевые клетки сначала родственникам “норушки”, а потом “чужакам”.
     — Удивительно, но у первых пациентов раковые клетки (напомню, пересаженные генетически идентичному животному) в конце концов убивали нового хозяина, — объясняет Казанский. — Раковую клетку организм не воспринял как “чужую”. А вот у других мышей, не являющихся близкими родственниками больных, организм сразу учуял опухоль. И в нем стали образовываться Т-лимфоциты — клетки-киллеры, успешно уничтожившие опухоль. Более того, иммунная система эту первую встречу с раковыми клетками “запоминала” и в другой раз отторгала их быстрее, потому что в организме остались Т-клетки памяти, которые их распознавали.
     — Мы выделили гены, кодирующие рецепторы таких клеток памяти, — не без гордости продолжает Казанский. — И даже получили эти гены в виде конструкций, позволяющих вводить их в организм млекопитающих. Раствор, содержащий эти гены, можно легко высушить и в таком виде отправить в любую лабораторию. Уже там их могут размножить и внедрить в организм больного раком. И “генное лекарство” начнет отторгать коварную опухоль. Опыты на мышках это доказали. Кстати, структура рецепторов спасительных клеток памяти может быть расшифрована и записана в виде обычных текстовых файлов. В итоге специалист-онколог в любой точке планеты, зная о виде опухоли, которой страдает пациент, и имея доступ к нашей базе, сам в лаборатории вырастит нужные Т-клетки с лечебными генами.
     Но самое удивительное даже не это. Ученые хотят пойти дальше и создать… трансгенных животных, иммунная система которых изначально будет нацелена на уничтожение опухолевых клеток! С помощью трансгенных мышек онкологи хотят найти способы воздействия на иммунную систему, заставляющие ее саму “распознавать” и уничтожать опухолевые клетки. Эти грызуны помогут создать и новые типы... противоопухолевых вакцин. И тогда можно будет сделать прививку от рака, как от оспы… Впрочем, по словам Казанского, вряд ли это произойдет в ближайшем будущем. Ведь каждая опухоль по-своему уникальна, и придется готовить десятки, если не сотни таких вакцин. К тому же вводить их человеку одновременно на все случаи жизни немыслимо. Но если изначально известна его предрасположенность к тому или иному виду опухоли, можно сделать именно ту прививку, которая нужна. И, возможно, такая вакцина избавит человека от ужаса по имени “рак”.
    
      кстати

     Справиться с раком помогут продукты, содержащие антиоксиданты, которые нейтрализуют химические канцерогены. Их много в капусте, репе, салате, сельдерее, укропе, петрушке.
     
МК-Воскресенье
от 12.11.2006
Ева МЕРКАЧЕВА

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе