Покажите язык!

Мог ли «великий и могучий» являться прародителем всех индоевропейских языков?

Англоязычным обитателям планеты Земля повезло — их понимают едва ли не в каждом уголке мира. Как-никак «инглиш» является языком международного общения. Нам же остается только тихо завидовать и зубрить неправильные глаголы... Впрочем, не исключено, что тысячи лет назад все обстояло иначе — на территории современной Европы и Ближнего Востока могло существовать единое наречие и практически все обитатели Евразии общались друг с другом без переводчиков. Самое удивительное заключается в том, что древним праязыком международного общения некоторые исследователи называют тот язык, из которого вырос современный русский.

Пиши еще

На вопрос, откуда пошла русская письменность, казалось бы, есть четкий ответ — из Византии. Именно там братья Кирилл и Мефодий создали алфавит славянского языка — кириллицу, которая потом распространилась на территории современной России и в восточноевропейском регионе. Однако согласно одной из последних гипотез, предложенных доктором философских наук профессором Валерием Чудиновым, кириллическое письмо является едва ли не самым древним на евразийском континенте, как, впрочем, и сам русский язык — его возраст может превышать десять тысяч лет. «Версия с письменностью, которую даровали славянским племенам Кирилл и Мефодий, — это миф более позднего времени, — уверен Валерий Чудинов. — На самом деле в начале были русские руны, которые назывались рунами Рода в честь главного божества».

Заявление, конечно, смелое, ведь главная сложность в изучении древних языков заключается в том, что отсутствуют его звуковые носители. Это сегодня в нашем распоряжении различные аудиовизуальные примочки, с помощью которых можно зафиксировать и звук, и артикуляцию. Нашим предкам приходилось довольствоваться графическим изображением. Нам известно о массе древних азбук — это и угаритский алфавит, и египетские иероглифы, и клинопись, которой шумеры пользовались еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Русская письменность такой, какой мы ее знаем, увы, не встречается. Но, по мнению Валерия Чудинова, на самом деле надписей много — надо лишь уметь их разглядеть. «Проблема заключается в том, что русские писали неярко и очень неглубоко, — объясняет Чудинов, — со временем контрастность и вовсе была утрачена, так что сегодня необходимо проводить манипуляции с изображениями, чтобы получить возможность разглядеть надписи. Практически на всех камнях с германскими рунами вторым, почти незаметным слоем можно увидеть руны Рода. Они встречаются на этрусских зеркалах и даже на памятниках Древнего Египта». Русская письменность, по мнению исследователя, зачастую «вплеталась» в канву самого изображения, а потому невооруженным взглядом человек неопытный ее не заметит. Например, на скифских монетах имя царя Скилура и фразу «Русь скифа — Яра Русь» можно разглядеть в копне царских волос. По этой логике выходит, что скифы либо были одним из русских племен, либо подчинялись Яровой Руси.

Содержание надписей, обнаруженных Валерием Чудиновым, разнообразием не отличается. Послания древних русских, увы, способны немного поведать об их культуре. Согласно расшифровкам профессора Чудинова, большинство сопоставимо с прозаическим «здесь был Вася» или дорожными указателями: «Ярова Русь», «Мим яра», «храм Макоши». По версии ученого, древние русские таким образом обозначали границы своих владений и имена вождей. Так, Мим был чем-то вроде жреца, управлявшего конкретной территорией, а потому это слово так часто встречается в различных надписях. Территория же Яровой Руси якобы охватывала и Скандинавию, и Германию, и север Италии, и всю Восточную Европу. Отсюда большое количество рун Рода именно на камнях с германскими рунами. Свое наследие древние русские могли оставить и в местной топонимике, и даже в теологии. «Судите сами, — говорит Валерий Чудинов, — имя бога Один не что иное, как указание на то, что бог един. Просто со временем ударение стало ставиться на другой слог. Или возьмем местность Мекленбург в Германии. Еще в IX веке она называлась Микулин бор по имени правившего там наместника. Только готы не могли произносить это название по-русски, а потому говорили на свой лад, как им удобнее. То же самое с Бранденбургом — в славянской транскрипции он был «брони бором», или полем брани. С активностью немецких племен русские стали терять свои позиции, однако, по мнению Чудинова, русский еще долгое время оставался языком международного общения — вплоть до позднего Средневековья. Его, говорит ученый, могли знать даже в Венеции. С тех пор как он пошел гулять по континенту, он, конечно, менялся до неузнаваемости, но лингвистический каркас сохранялся, дабы представители разных культур могли общаться друг с другом.

У истоков

Какой бы экзотической ни казалась эта гипотеза, она удивительным образом удачно ложится на практически доказанную теорию о существовании общего праиндоевропейского языка, который был распространен на территории современной Европы и части Азии. Увы, с красивой легендой о Вавилонской башне и разделении общего языка на множество других это никак не связано. Общий для всех индоевропейцев язык существовал десятки тысяч лет назад и начал разделяться на наречия в 6—7 тысячелетиях до нашей эры, когда Вавилонского царства не было и в помине. Лингвисты примерно на протяжении двух столетий пытаются выяснить, на каком наречии говорили наши древние предки. Первые попытки подробного изучения индоевропейских языков предпринял датский лингвист Раск Расмус в начале XIX века, в 30-х годах были заложены основы индоевропейской этимологии, а уже в 1863 году немецкий языковед Август Шлейхер попытался применить новомодную тогда теорию Дарвина в языкознании и даже предпринял попытки создать некое генеалогическое древо. Восстановление праязыков сродни расшифровке генома. Лингвисты составляют грамматические таблицы, в которых сравнивают корни слов, способы словообразования, фонетику и другие особенности разных языков, находят общее и разное. Скрупулезный анализ и позволил создать генетическую классификацию языков, которой пользуется современная лингвистика, а также дать представление о том самом праиндоевропейском языке, ставшем основой основ. Он оказался по-настоящему сложным — с несколькими падежами, склонением по лицам и родам, имел краткие и долгие гласные, 12 дифтонгов. Исследователи осторожно говорят о том, что праиндоевропейский был ближе к русскому языку, который по мере расселения индоевропейцев на континенте изменился до неузнаваемости.

Назвать точную причину того, почему популярный «древний русский язык» вдруг начал сдавать позиции, ученый не берется. Он выделяет две версии. Первая — техническая — сложный в плане грамматики, морфологии и произношения русский язык для многих народов оказался громоздким и неудобным. От него постепенно стали отказываться, и в конечном итоге область его распространения ограничилась территорией «исторической» Руси. Вторая причина, скажем так, конспирологическая. «Вся современная наука отражает западный взгляд на вещи, — сетует Валерий Чудинов. — Вспомните, кто были первые русские историографы — немцы Байер, Миллер и Шлецер. Западная Европа, в том числе и Германия, становясь все более влиятельной, навязывала свою точку зрения, намеренно принижая русскую культуру и создавая впечатление, что она вторична. Параллельно шло возвышение западной культуры, у которой якобы более древние корни. То же самое произошло, когда свои позиции на континенте и в мире стал отвоевывать английский язык».

Воззрения профессора Чудинова при желании можно поставить в один ряд с научной экзотикой типа фоменковской периодизации истории или с псевдоисторическими исследованиями, которые прослеживают родословную запорожских казаков не то от этрусков, не то от троянцев. Но, с другой стороны, появление всякого рода «почвеннических» учений говорит о том, что в глобально признанных теориях остается масса узких мест, изобилующих противоречиями. В конце концов, появление таких вот «теоретических развилок» держит научное знание в постоянном тонусе. Максим Морозов

Предположения

Владимир Дыбо, доктор филологических наук, директор центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ:

— Есть несколько гипотез относительно того, где именно мог зародиться индоевропейский праязык. В том числе был издан фундаментальный двухтомный труд ведущих советских специалистов по индоевропеистике Иванова и Гамкрелидзе, где авторы предполагают, что его прародина находилась на территории Армении и даже южнее. Затем большая часть индоевропейцев двинулась в Европу и Индию через Среднюю Азию. Движение в Европу происходило приблизительно в пятом тысячелетии до нашей эры, а в Индию — где-то во втором тысячелетии до нашей эры. Что касается самого праиндоевропейского языка, он фонетически и грамматически больше был похож на древнерусский и даже литовский языки. Например, праиндоевропейский язык был флективным, в котором разные формы слов были выражены разными окончаниями.

Михаил Горбаневский, доктор филологических наук, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам:

— Когда я слышу громкие заявления, что русский — прародитель всех языков, мне хочется схватиться даже не за пистолет, а за автомат Калашникова. На эту тему еще очень любит говорить Михаил Задорнов. Конечно, можно искать русские корни в языках по всему миру, но с таким же успехом можно утверждать, что Бога нет, только потому, что Гагарин в космос летал и его там не видел. Не стоит путать эти бредовые теории с гипотезами лингвистов о праязыках. Однако и тут, увы, мы сталкиваемся только с предположениями. У археологов есть некие материальные инструменты, они имеют дело с культурными слоями, могут провести радиоуглеродный анализ. У лингвистов этого нет, а потому даже самые изящные гипотезы так и останутся предположениями.

Максим Морозов

Итоги.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе