Память не отшибло

Мировой океан помнит обо всем, что когда-то происходило с планетой

Недавно научное сообщество было поражено сообщением немецких ученых из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера (AWI). Они заявили о том, что Мировой океан обладает ни много ни мало... памятью.

Якобы каждая капля воды содержит реальную информацию об органическом веществе, когда-либо попадавшем в нее. «Вода ничего не забывает, — утверждает автор исследования Борис Кох, профессор химии из вышеназванного института. — И что бы ни происходило в океане, все в нем оставляет свой след». Если это действительно так, то немецким ученым удалось приоткрыть ларец, хранящий все тайны, накопившиеся на Земле за миллионы лет.

Органик-коктейль

В состоянии ли H2O обладать чем-то, что можно назвать памятью? Споры об этом идут не одно десятилетие. Например, японский ученый Масару Эмото с переменным успехом проводит эксперименты, дабы доказать факт того, что вода обладает способностью воспринимать информацию от окружающей среды, а также менять свою структуру под воздействием человеческих эмоций. Эмото, конечно, критикуют за несовершенство экспериментов, но аналогичные исследования сегодня ведутся в лабораториях самых разных стран, в том числе и в России. В конце концов Образовательный фонд Джеймса Рэнди, занимающийся научной проверкой так называемых паранормальных явлений, даже учредил специальную премию в миллион долларов — за проверяемый опыт, демонстрирующий память воды. Тут-то и подоспели немецкие ученые: вооружившись результатами недавней морской экспедиции в Южном полушарии, они доказывают, что открыли нечто такое, что хоть и с натяжкой, но можно назвать памятью.

Но главное, конечно, в том, что немецким исследователям удалось впервые выявить в океанской воде множество отдельных компонентов органики, растворенной в ней, как предполагается, несколько сотен или тысяч лет назад. Основными источниками биомолекул, по всей видимости, являлись останки морских организмов. Получение данных о структуре растворенной в воде органики стало возможным благодаря сверхточному масс-спектрометру. Этот прибор позволил изучить вещество путем исследования движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях. В результате анализа тысяч органических соединений исследователи узнали химическую формулу каждой молекулы, а также атомарный состав — процент содержания в ней углерода, кислорода, водорода и азота. Это в свою очередь дало возможность определить, частью какого организма та или иная молекула являлась ранее. А возраст органического вещества устанавливали при помощи изотопного анализа.

«Это очень важное исследование! — комментирует Всеволод Твердислов, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой биофизики физического факультета МГУ. — Новейшие технологии и методики исследования позволили совершенно по-новому подойти к исследованию океана, определить не просто температуру или уровень солености, а использовать и новую координату — время. Таким образом можно понять количество соединений в каждой точке океана, относящихся к разному времени его существования».

По сути, немцы открыли самую настоящую память воды, которую предстоит расшифровать и прочесть. Это, конечно, непросто: растворенное в океанской воде органическое вещество — своего рода след, отпечаток, как в криминалистике. Цветение водорослей, прохождение стаи дельфинов — ничто не пройдет без следа, все обязательно отпечатается в воде, даже если это было тысячу лет назад. Но как получить эту информацию, ведь методики такого прочтения пока не существует? Зато есть миллион вопросов. «Нам, например, неясно, почему органическое вещество сохраняется в воде в течение долгого времени в присутствии бактерий, которые, казалось бы, легко должны разрушить этот материал», — делится с «Итогами» Борис Кох. И такого рода загадок много, ведь океан — это не покоящаяся на столе банка с водой, а динамичная система, непрерывно находящаяся в движении и состоящая из множества потоков. Органика в нем то концентрируется, то рассеивается. А состав органики в океане — важнейший ингредиент существования человечества.

Вспомнить все

Научное сообщество так бурно отреагировало на данные немецких исследователей потому, что слишком уж очевидно влияние Мирового океана на жизнь нашей цивилизации. Ведь он — важнейший элемент в механизме теплообмена Земли. Именно океан греет планету: поглощая 70 процентов солнечного света, он преобразует его в тепло и отдает в атмосферу. Благодаря механизму поглощения океаном углекислого газа из атмосферы пресловутый парниковый эффект не разворачивается во всю ширь. Океан — крупнейший резервуар углерода на Земле. То есть растворенное в воде органическое вещество является важнейшим звеном в глобальном углеродном цикле. «Ранее мы показали, что, например, остатки органических веществ, образующихся при сжигании ископаемого топлива или при выбросе из гидротермальных жерл, оставляют свои отпечатки в океанской воде. Эта информация является весьма ценной для понимания глобального углеродного цикла», — отмечает Борис Кох.

Сегодня общий объем углерода, содержащегося в растворенном органическом веществе, исчисляется, по оценкам ученых, 662 миллиардами тонн. Однако Мировой океан не резиновый, и, вероятно, у него есть предел вместимости углерода, после чего его поглощение заметно снизится, что чревато существенными изменениями климата — например, глобальным похолоданием. Как регулируется концентрация «органического коктейля» самим океаном? Может ли вода перенасытиться памятью и тогда стереть ее вместе с нашей цивилизацией? Немецкие ученые находятся в самом начале своего исследования, которое и должно ответить на эти вопросы. Не менее важно открытие немцев для биологов и физиков. Кроме количества органики в конкретном месте исследуется принцип ее перемещения в океане. Скорее всего, механизм распространения растворенного органического вещества в воде схож с распространением запаха в воздухе. Если это так, становится понятной способность океанских животных мигрировать по маршрутам, проложенным еще их предками. Вероятно, они способны улавливать концентрации тех или иных молекул, оставленных представителями своего вида в воде, и таким образом находить «дорогу». Ученые из AWI планируют подтвердить свои предположения — летом они предпримут экспедицию в Антарктику и возьмут пробы воды вдоль путей миграции южных морских слонов, одной из разновидностей тюленей.

Впрочем, чтобы ответить на все эти вопросы, необходим совершенно другой масштаб исследования: требуется изучить и составить карту всей океанской памяти. Немцам одним не справиться, на эту идею должны работать лаборатории и ученые всего мира. Только сначала они должны поверить, что память у океана существует.

Анастасия Пащенко

Мнения

Михаил Бармин, профессор Российской академии естествознания:

— Я солидарен с немецкими учеными. С общих позиций химии и в свете последних исследований информационная активность и «память воды» существуют. Известны не менее 66 аномальных свойств этого удивительного вещества. Предвидение Станислава Лема в фантастической повести «Солярис» о мыслящем океане оказывается пророческим. Вода является носителем информации. И мы, зачерпывая кружкой, получаем часть этой информации, обладающей химическими свойствами.

Петр Маккавеев, доктор географических наук, заведующий лабораторией биогидрохимии Института океанологии РАН им. П. П. Ширшова:

— Конечно, в исследовании немецких ученых много игры на публику, это естественно, когда есть желание придать некий оттенок сенсационности своим исследованиям. Но вода действительно очень загадочное «существо». До сих пор ее структуру полностью никто не понял, но это не просто молекула H2O. Это очень сложный природный полимер. Аномальные свойства, которыми она обладает, пока еще не прояснены ни одной теорией.

«Итоги»