Пальчик судьбы

Российские криминалисты доказали научную состоятельность хиромантии

Опознанием преступников по отпечаткам пальцев сегодня никого не удивишь — дактилоскопия уже более века успешно применяется в криминалистике. Как известно, отпечатки пальцев у каждого человека уникальны, их практически невозможно скопировать или стереть. 

Однако в последнее время входит в оборот криминалистическая дерматоглифика, которая изучает зависимость папиллярных рисунков на ладонях человека от его анатомического строения, а также от индивидуальных черт характера. Это направление в 1996 году основал доктор юридических наук, профессор Василий Яровенко, который считает, что по руке о человеке можно узнать все: от национальности до профессии. Иными словами, Яровенко подвел прочную научную базу под древнее учение хиромантии — систему гадания по ладони. Теперь точно известно — все работает!

Вдоль по линии

Сегодня криминалисты могут, не видя преступника, по отпечаткам его ладоней составить не только его расовый и поведенческий портрет, но и узнать о наличии у него заболеваний и даже о сексуальных предпочтениях, рассказал «Итогам» Денис Еремин, аспирант юридического факультета Балтийского федерального университета имени Канта. Денис — автор исследования с мудреным названием: «Применение дерматоглифических исследований в решении следственных задач при расследовании преступлений, связанных с экстремизмом».

Как же работает метод считывания информации с ладоней? Абсолютно научно. Так, например, определение возраста базируется на количественных характеристиках. Подсчитано, что на ладошке у детей от 8 до 12 лет в отрезке, равном пяти миллиметрам, умещается 12—13 папиллярных линий, у подростков от 13 до 17 лет — 10—12 линий и, наконец, у взрослых от 18 лет и старше — 9—10 линий. Известно также, что к старости очень часто в следах нечетко отображается узор из-за уплощения папиллярных линий на пальцах.

Можно по отпечатку ладони определить и антропологические признаки, например рост. Так, с большой вероятностью у человека высокого роста от центра узора на среднем пальце левой руки до так называемой дельты — участка узора, где сходятся три потока папиллярных линий, число гребней (линий) не менее 21, у низкорослого — всего 2—3 гребня.

Пол человека можно установить по размерам кисти. Для этого эксперты измеряют длину кисти со стороны ладони, длину и ширину ладони, а также отдельных пальцев. У мужчин обычно эти показатели больше, чем у женщин. Есть и другая возможность определения пола, основанная на явлении асимметрии. Так, у женщин одинаковые по длине указательный и безымянный пальцы на обеих руках встречаются примерно в два раза чаще, чем у мужчин.

Географическое происхождение человека, его национальность удается определять по имеющимся статистическим базам данных, которые пополнялись учеными еще со времен Дарвина. Из-за того что конфигурация папиллярных узоров передается генетически, в разных географических широтах и у разных национальностей есть свои особенности построения рисунка на ладонях, которые хорошо видны специалистам. Если мы в интересах дерматоглифики пробежимся по миру и рассмотрим разные цивилизации со времен неолита, то увидим специфические отпечатки у охотников, для которых залогом выживания была скорость реакции, у землепашцев, смысл существования которых заключался в циклическом повторении действий, у кочевников, которые постоянно находились в движении. Типы папиллярных узоров собраны в каталоги, сверяясь с которыми эксперт может сказать, представителю какой национальности принадлежит тот или иной отпечаток, из какого района планеты он произошел, вплоть до конкретного села.

Характер как улика

Кроме того, по ладоням специалисты сегодня способны прочесть даже такую информацию, как социальная роль того или иного человека. «Однажды из аналитического центра МВД мне принесли дактилокарты трех преступников, — рассказывает завлабораторией спортивной антропологии, морфологии и генетики ВНИИ физической культуры и спорта доктор биологических наук Тамара Абрамова. — Специалистам было интересно, могу ли я определить, кто какую роль играл в банде. Я мало что знаю о преступном мире и, тем не менее, выделила по характерным отпечаткам лидера группы — аналитика, который формирует задачу и находит способы ее решения. Так же я определила и того, кто способен выполнять самые простые функции, что называется, стоять на стреме. Следователи сказали, что я не ошиблась».

Как Абрамова смогла отличить пахана от шестерки? Существуют закономерности, которые действуют не только в преступной среде. Например, простые петли на подушечках пальцев в большей мере соответствуют прямодушию, открытости, вспыльчивости, не всегда адекватной, но очень быстрой реакции. Сложные узоры характерны для замедленной стартовой реакции включения в процесс мышления. При этом реакция у людей с такими узорами более сложная, учитывающая большое количество факторов, более адекватная смыслу задачи. Если касаться конкретных примеров из жизни, то, по словам специалиста, «большей частью начальники — это «петли», скоростно-силовые, взрывные, эмоциональные, открытые люди. Их заместители — чаще всего «серые кардиналы» со сложными рисунками на ладонях. Они анализируют всю информацию, собирают за начальниками все порубленные головы, налаживают отношения, балансируют их. У них преобладают завитки и S-узоры». Если у человека больше петель, то этот тип личности координированный, с хорошими мыслительными способностями, и плюс к тому — психоэмоционально устойчивый. Для него главное — его цель.

Люди с рисунками на ладонях в виде дуг недобирают по физическим возможностям, но они идут вперед несмотря ни на что. Целеустремленность — их главное отличие. Люди-«петли» видят всего одно решение. Если им нужно пройти в дверь, но она закрыта, они вышибут ее. «Завиток» же найдет другую, открытую, войдет в нее и посмотрит, нельзя ли с другой стороны подойти к закрытой двери.

Каков ваш индекс?

В настоящее время исследователи пытаются набрать статистику отпечатков, которая в будущем поможет заранее выявлять лиц, склонных к противоправным деяниям. Речь идет о так называемом индексе Тh, характеризующем узорность первой межпальцевой подушечки, расположенной у основания большого пальца. Для каждого человека индекс Th определяет базовые параметры личности. Люди с высоким индексом Тh являются экспрессивными и склонными к силовым действиям. Профессор Института этнологии и антропологии РАН Генриетта Хить, автор исследования «Дерматоглифика народов СССР», утверждает, что из всех этнических групп, исследованных ею, наибольшим индексом Тh обладают жительницы Урус-Мартановского района Чечни. Причем если у мужчин-чеченцев, проживающих в этом районе, индекс «агрессивности» 16,7, то у прекрасной половины он составляет 22,5 — самый высокий в мире. Арабы-кочевники, например туареги из племени кель-куммер, имеют «мужской» Тh 20,5, у женщин — 21,5. У русских, как и у остальных европейцев, «коэффициент агрессивности» в среднем составляет 8—9 как у мужчин, так и у женщин. На Кавказе самыми «мирными», по данным дерматоглифики, являются абазины и абхазцы из Очамчирского района, у которых индекс Тh составляет от 1,4 до 2,3.

Юристов и ученых, похоже, не смущает, что криминалистическая дерматоглифика вобрала в себя опыт хиромантии — науки, считающейся нетрадиционной. Это, пожалуй, один из тех уникальных случаев, когда наработки, привнесенные из альтернативных областей знаний, успешно используются в правоохранительной работе. При помощи этой методики возможны успешный розыск пропавших и определение неопознанных жертв. В спортивной генетике уже сегодня изучают корреляцию между ладонными узорами и врожденными способностями человека к занятию определенными видами спорта. Генетика вовсю исследует дерматоглифические метки, которые могут служить диагностическими маркерами для раннего выявления врожденных заболеваний.

Похоже, все идет к тому, что настоящему криминалисту или тренеру придется наравне с трудами по анатомии и медицине штудировать и книги хиромантов.

При участии Евгении Ванеевой

Владимир Крючков

Мнения

Игорь Спиридонов, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Биомедицинские технические системы» МГТУ им. Н. Э. Баумана:

— Дерматоглифика в отличие от хиромантии оперирует числами. Количество гребешков на ладони от одной точки до другой можно пересчитать. Когда появляется число, уже начинается накапливание знаний. Систематизация шла с конца XIX века, и к сегодняшнему дню накоплено огромное количество статистических данных, позволяющих делать верные выводы в каждом конкретном случае. Мы не хироманты, мы определяем особенности человека не по отличительным признакам всей ладони, а говорим об особенностях гребешковой кожи, которой устлана поверхность ладони. Их практически невозможно определить невооруженным глазом, только тренированный человек может, долго разбираясь, увидеть нужное.

Наталья Рыбакова, эксперт-криминалист:

— Действительно, научными центрами МВД России ведутся исследования в области расширения дактилоскопических экспертиз. Любые методики, позволяющие раскрывать преступления, имеют право на жизнь. Вместе с тем пока исследования в области дерматоглифики не могут претендовать на абсолютную надежность в виде доказательной базы, как это, например, происходит с дактилоскопией.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе