НЕДОЛЕТ

Почему наш "Фобос-Грунт" разваливается на части, в то время как американский марсоход уверенно движется к Красной планете?

У американских космонавтов праздник: американский марсоход Curiosity (в переводе с английского - "любопытство"), запущенный в конце ноября с космодрома на мысе Канаверал, благополучно вышел на связь. Все системы аппарата работают в штатном режиме. Представители NASA утверждают, что запуск Curiosity прошел настолько удачно, что решено отменить ранее запланированную корректировку траектории. Журнал Time, опубликовавший на прошлой неделе десятку самых значимых событий в космосе за 2011 год, поставил запуск американского марсохода на первое место. Увы, наших достижений в списке не было.

В российской космонавтике иные настроения: едва ли не самый амбициозный проект последних лет - межпланетная станция "Фобос-Грунт" - провалился. Сбившийся с пути и зависший на околоземной орбите аппарат утратил ориентацию на Солнце. Это плохо, так как солнечные батареи являются основными источниками энергоснабжения станции. На прошлой неделе аппарат начал разваливаться. Специалисты Европейского космического агентства (ЕКА) пытались помочь россиянам наладить связь с "Фобос-Грунтом", но после ряда неудачных попыток отказались от этой затеи. Судя по последним наблюдениям, станция постепенно снижается и, по мнению специалистов, от неминуемого падения на Землю ее отделяет не больше месяца.

Почему так случилось? Это, наверное, главный вопрос, который себе сейчас задают ученые из НПО имени Лавочкина - производителя станции. И, возможно, этот же вопрос они регулярно слышат и от Роскосмоса.

С миссиями на Марс советским и российским исследователям как-то не везло. По мнению редактора журнала "Новости космонавтики" Игоря Лисова, из всех когда-либо отправленных к Марсу миссий успешными можно считать лишь три. Первые две попытки доставки аппаратов к Марсу состоялись еще в 1960 году, но оба пуска были аварийными, ракеты разрушились при взлете. В 1962 году - еще три пуска. Два аппарата остались на околоземной орбите, а третий ушел к Марсу, получив название "Марс-1", но на подлете к Красной планете связь с ним была потеряна. В начале 1960-х было еще несколько неудачных пусков, по разным причинам аппараты до Марса не долетали. В 1969 году - два неудачных пуска из-за аварии ракеты "Протон". В 1971 году к Марсу стартовали еще три станции. Одна осталась на околоземной орбите, две другие ушли к пункту назначения. "Марс-2" вышел на марсианскую орбиту, провел съемку поверхности, но снимки получились неудачными из-за пылевой бури, а спускаемый аппарат разбился при посадке. "Марсу-3" повезло больше: его спускаемый аппарат впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность. Увы, вскоре после посадки связь с аппаратом также была потеряна. Сразу четыре аппарата отправились к Марсу в 1973 году. "Марс-4" из-за сбоя в работе бортовой ЦВМ пролетел мимо, но успел сделать хорошие снимки. "Марс-5" вышел на орбиту планеты и в основном выполнил исследовательскую задачу. "Марс-6" достиг поверхности, но перестал выходить на связь, а "Марс-7", как и "Марс-4", из-за аварии бортовой ЦВМ промахнулся мимо Марса.

От такой статистики у кого угодно могут опуститься руки. Амбициозный проект доставки грунта с Марса тихо закрыли, и с 1975-го по 1988 год все силы переключили на изучение Венеры. Были получены панорамы поверхности, исследован состав ее грунта и атмосферы.

Возвращаясь в середине 1980-х к исследованиям Марса, их решили проводить на новой базовой платформе и верили, что все должно пойти удачно. Но нет. Две отправленные в 1988 году станции "Фобос" потерпели неудачу. Первый аппарат был потерян на траектории перелета к Марсу из-за неверно поданной команды. "Фобос-2", долетев до Марса, провел серию экспериментов на орбите, но потерял связь с Землей перед самой посадкой на Фобос. После очередного перерыва в 1996 году к Марсу стартует "Марс-96". Большая, напичканная оборудованием станция зависла на околоземной орбите и через несколько дней после пуска сгорела в плотных слоях атмосферы. Причина, по которой не сработал разгонный блок, так и не была определена.

У проекта "Фобос-Грунт" тоже была долгая и непростая история. В отличие от миссии Curiosity, которая началась в 2004 году, работы по "Фобос-Грунту" стартовали еще в прошлом веке. Как рассказал в беседе с корреспондентом "Профиля" эксперт космической отрасли Александр Ильин, после неудачного запуска станции "Марс-96" на "Фобос-Грунт" возлагались большие надежды по возрождению российской марсианской программы. Тогда родилась идея использовать для запуска межпланетных станций вместо мощных и дорогих ракет "Протон" более дешевые "Союзы". А чтобы не копировать американскую программу исследований Марса, в 1997 году было решено заняться его спутником Фобосом и доставить грунт с него. Сейчас, по мнению Александра Ильина, этот проект кажется слишком амбициозным, но в те годы еще свежи были воспоминания об успешных миссиях к Венере и комете Галлея, а потому экспедиция к Фобосу выглядела вполне решаемой, хотя и сложной задачей. Фобос был выбран потому, что он ближе к Марсу, чем второй спутник - Демос, и на нем может находится марсианский грунт, выбиваемый с поверхности планеты при падении метеоритов. Но главной задачей миссии было установить механизм возникновения Фобоса: образовался ли он вместе с Марсом или был захвачен позже из пояса астероидов. Это позволило бы создать модель образования Солнечной системы.

Миссия действительно была сложной, ведь раньше все аппараты, отправленные к Марсу, летели в один конец. А "Фобос-Грунт" должен был не только долететь до спутника и сесть на его поверхность, но и вернуться. Такого раньше никто не делал. При этом стоит отметить, что последние полностью успешные отечественные межпланетные миссии были отправлены в середине 1980-х. То есть к моменту работы над "Фобос-Грунтом" из российской космонавтики ушло целое поколение специалистов, которые имели опыт создания автоматических станций и их управления на межпланетных траекториях. Передать свой опыт им было некому - молодые ученые в начале и в середине 1990-х в космическую отрасль почти не приходили. По словам Александра Ильина, многому в проекте "Фобос-Грунт" приходилось учиться с нуля - и сразу же на очень сложной миссии.

В итоге то и дело менялась конструкция аппарата. Его регулярно переделывали и улучшали. Вдобавок пришлось взять попутчика - китайский спутник. Китайские товарищи попросили подбросить их до орбиты Марса, а после даже родилась идея провести совместные эксперименты по изучению атмосферы планеты. Однако инженеры из НПО имени Лавочкина, которые проектировали станцию, отнеслись к совместному проекту без энтузиазма. Из-за появления дополнительного элемента на завершающем этапе подготовки пришлось почти полностью перекраивать схему аппарата. Вместо отработанного автономного разгонного блока "Фрегат" была использована специализированная двигательная установка, управляемая от компьютерного "мозга" самой межпланетной станции. Возможно, в ходе этих многочисленных изменений и возникла ошибка, не позволившая аппарату улететь от Земли.

По плану, запуск был назначен на 2009 год, но затем дату старта перенесли на 2011 год - в следующее марсианское окно. По официальной версии, старт пришлось отложить из-за неготовности грунтозаборного устройства. Но даже дополнительные два года подготовки не уберегли миссию от провала. После пуска, находясь вне зоны слежения наших станций, аппарат должен был в автоматическом режиме отработать два импульса, перейдя сначала на переходную эллиптическую орбиту, а с нее уже отправиться к Марсу. Но на утро 9 ноября стало понятно, что к Марсу аппарат не ушел и остается на околоземной орбите. По мнению Александра Ильина, возможны две версии случившегося. Либо допущена ошибка в программном обеспечении, либо сбой произошел по вине "железа". Во втором случае возможны самые разные неполадки материальной части. Так как никакой внятной информации со станции получить не удается, инженеры НПО им. Лавочкина пытаются смоделировать возможные сценарии на наземном стенде. Правда, пока у них не получается привести аппарат в то состояние, в котором он пребывает на орбите.

Наш эксперт видит основную причину последних неудач в недофинансировании именно научной составляющей космической отрасли. Финансирование космической науки составляет всего 7% от бюджета Роскосмоса, да и эти средства не идут полностью на межпланетные станции, а распределяются между всеми научными разработками, будь то орбитальные телескопы или пилотируемые проекты. К примеру, стоимость всех научных работ по проекту "Фобос-Грунт" за все 15 лет составила примерно $170 млн. Да и те начали выделять лишь в последние годы. Для сравнения: стоимость американских научных разработок по марсоходу, который недавно успешно стартовал к Красной планете, составила $2 млрд. По мнению Александра Ильина, одного лишь энтузиазма и целеустремленности для современной космонавтики недостаточно. Чтобы станции не терялись на околоземных орбитах, а спутники не падали в океан, нужны испытательные стенды, тщательная, многократная отработка всех систем, грамотные специалисты, которые будут всем этим заниматься. И, наконец, нужна школа, где происходит связь поколений и передается наработанный годами опыт. Из-за тотального недофинансирования в 1990-е этот опыт был утрачен. Самые талантливые и энергичные специалисты, которые сейчас могли быть руководителями среднего звена, покинули отрасль, не передав свой опыт молодежи.

По мнению Александра Ильина, правильней было бы начать с подготовки лунных миссий. Достаточно создать недорогой зонд, на котором можно было бы отработать и новую платформу, и технологию связи, и способы взаимодействия специалистов. Игорь Лисов, в свою очередь, напоминает, что Марс был выбран лишь потому, что деньги выделялись на какую-то одну программу, а марсианский проект предполагал более масштабное и длительное финансирование. При этом оба эксперта сходятся во мнении, что на эти деньги можно было бы подготовить несколько лунных миссий и сформировать целое поколение молодых опытных специалистов. Получилось же все наоборот. Сперва, чуть ли не с нуля создавали сложнейшую межпланетную станцию, а на 2015 год запланировали старт лунной миссии. В итоге молодые специалисты, конечно же, получили опыт, но слишком дорогой ценой. Амбициозный проект, на который возлагали надежды не только наши и китайские специалисты, но и европейские коллеги, установившие на станцию свои приборы, вот-вот завершит свое существование в плотных слоях атмосферы, унеся с собой тайну случившегося. На фоне прежних неудач в российской марсианской программе "Фобос-Грунт" может стать последним проектом, в котором захотели поучаствовать иностранные партнеры. В конце концов есть США, у которых межпланетные аппараты чаще летают и реже теряются.

Утрата "Фобос-Грунта", судя по всему, поставила крест и на других, не менее амбициозных российских проектах. В обозримой перспективе планировались миссии не только к Марсу, но и к Венере, Меркурию и Солнцу. Вот только каждая из этих миссий должна была строиться на платформе "Фобос-Грунта", надежность которой теперь под большим вопросом.

Самые крупные неудачи Роскосмоса последних лет

15 марта 2008 года американский спутник связи АМС-14 не вышел на целевую орбиту из-за аварии разгонного блока "Бриз-М".

5 декабря 2010 года три спутника "Глонасс-М", отправленных в космос ракетой-носителем "Протон-М", сошли с орбиты и упали в Тихий океан.

1 февраля 2011 года геодезический спутник "Гео-ИК-2" из-за сбоя в системе разгонного блока "Бриз-КМ" был выведен на нерасчетную орбиту и вышел из строя.

18 августа 2011 года спутник связи "Экспресс АМ-4" из-за ошибки в программе разгонного блока "Бриз-М" не вышел на целевую геостационарную орбиту.

24 августа 2011 года в момент запуска грузового транспортного корабля "Прогресс М-12М" отключились двигатели ракеты-носителя "Союз-У", корабль упал на территории Республики Алтай.

Роман Уколов