Клонируйте на здоровье!

В Америке государство решило вложиться в исследования стволовых клеток

Последние новости из лабораторий: американским ученым из Школы медицины Файнберга Северо-восточного Университета в Чикаго удалось улучшить состояние пациентов с ранней стадией рассеянного склероза при помощи их собственных стволовых клеток. Рассеянный склероз – это заболевание, при котором разрушаются миелиновые оболочки нервных волокон (на снимке).

Регулирующие органы США сняли все преграды к разработке методов терапевтического лечения, основанных на использовании стволовых клеток эмбрионов человека, сообщает Би-би-си. Событие, что называется, знаковое. По многим причинам. 
Во-первых, произошло оно сразу же после вступления в должность нового президента США Барака Обамы. И хотя Управление США по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), разрешившее исследования с эмбриональными стволовыми клетками (ЭМСК), не зависит в своей деятельности от Белого дома и действует вполне самостоятельно, эксперты вполне обоснованно предполагают, что новый президент США может принять более прагматичный научный подход к проблеме исследования стволовых клеток. 

«К этому сообщению надо отнестись с очень большим позитивом, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» академик РАМН, профессор, директор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ Геннадий Сухих. – Я думаю, что этим шагом Америка еще раз демонстрирует свое понимание того принципа, что любой научный прогресс невозможно остановить ни политическими, ни экономическими препонами. Все это только ситуация ненужного напряжения для общества». 

Действительно, при президенте Буше-младшем, с 2001 года, федеральное финансирование было ограничено шестью десятками линий стволовых клеток, полученных из эмбрионов, которые были уничтожены до августа 2001 года. Американские ученые уже давно предупреждали, что из этих линий только 20 остаются пригодными для исследований, и даже многие из них проблематичны. А существовавшие ограничения, как говорили ученые в интервью Би-би-си, серьезно тормозили ход работ. 

Кстати, объем заявки, которую в течение нескольких месяцев рассматривало FDA, составил 21 тыс. страниц! Это и понятно: по некоторым сведениям, США планируют вложить в исследования стволовых клеток около 50 млрд. долл. за два года. В общем, дело серьезное. 

Стволовые клетки – это клетки, которые потенциально содержат в себе возможность развиться в клетки любых специализированных тканей и органов. Их уникальность определяется тремя факторами. Прежде всего стволовая клетка способна к самообновлению, то есть она практически бессмертна. Второе их отличительное свойство – клоногенность, способность давать вновь и вновь колонии. И, наконец, еще одна принципиальная их особенность – свойство высокой пластичности. Или, как называют это ученые, плюрипотентность (или полипотентность): из стволовой клетки могут возникнуть клетки экзодермального, эндодермального и мезодермального происхождения. Из экто – возникнет кожа, центральная нервная система; из эндо – выстилка легких, печени, кишечника, поджелудочной железы; а из мезо – сердце, сосуды и соединительные ткани. 

Не случайно компания Geron Corp., лидер в Америке в области исследований стволовых клеток, планирует организовать клинические испытания с участием нескольких пациентов, парализованных вследствие травм позвоночника. На разработку методов лечения с использованием стволовых клеток компания потратила около 170 млн. долл. 

Используя эмбрионы, получаемые в ходе лечения от бесплодия, ученые научились выращивать из таких стволовых клеток различные виды ткани. Глава Geron Corp. Том Окарма поясняет: «В чем заключается перспектива применения стволовых клеток при инфаркте, травме позвоночника или диабете? Это означает, что в больнице вам вводят такие клетки и отправляют домой с «отремонтированным» органом, то есть из стволовых клеток получаются необходимые для такого «ремонта» новые мышечные или нервные клетки». 

Но ЭМСК – это всего лишь 3–4 десятка клеток из всей внутренней клеточной массы плода на пятый–седьмой день развития, бугорок на общем клеточном шаре, вполне различимый в микроскоп. «Вот из этих 30–40 клеток через девять месяцев будем созданы все мы, – поясняет академик Сухих. – Увы, там такой сложности процессы, такие скорости экспрессирующихся каждую минуту сотен генов, такое сложнейшее движение клеточных пластов, что скорее всего повторить безошибочно этот процесс в пробирке будет невозможно». 

Но не менее важный аспект решения Соединенных Штатов поддержать на федеральном уровне исследования стволовых клеток состоит в том, что оно принято в разгар глобального финансово-экономического кризиса. Если угодно, американцы демонстрируют миру один из инструментов борьбы с этим кризисом. Или, если быть более точным, – всему постиндустриальному миру. Собственно говоря, у них и нет других вариантов… 

«В силу запретов, которые существовали в США на исследования стволовых клеток, они стали терять передовые позиции, что нетипично для США, – считает Геннадий Сухих. – Хотя, надо отметить, эти позиции сохранялись в частных исследованиях, не федерального назначения. Но теперь американцы смогут прекратиться отток исследователей, которые уезжают в Великобританию, где самое либеральное законодательство в этой области. Это позволит трудоустроить специалистов, которые потеряли работу». 

По мнению академика Геннадия Сухих, США готовятся к тому, чтобы восстановить свой приоритет в исследованиях всех типов стволовых клеток. Дело в том, что термин ЭМСК включает в себя не только эмбриональные бластоцисты (так называемые истинные стволовые клетки), но и те, которые биологи называют соматическими эмбриональными СК (или фетальные), то есть полученные от доноров с прерванной по медицинским показаниям беременностью. Эти клетки обладают уникальными биологическими свойствами. 

«Американцы показывают, что клетки, полученные из аутопсинного материала, как переживающие клетки абортивных тканей, более эффективны в некоторых клинических ситуациях. Это решение, безусловно, стимулирует прогресс в исследованиях различных типов стволовых клеток, как в фундаментальных, так и прикладных», – уверен Геннадий Сухих. 

И, наконец, решение, принятое FDA, вполне может повлиять и на позицию российских законодателей. Сегодня в России существуют очень жесткие ограничения на проведение клинических исследований со стволовыми клетками. Многие отечественные эксперты прогнозируют, что, ориентируясь на американский прецедент, можно будет снизить планку противодействия и облегчить получение протоколов по проведению ограниченных клинических испытаний. 

«У нас открывается возможность выполнения каких-то совместных грантов с американцами, – подчеркивает Геннадий Сухих. – Я к этому отношусь абсолютно положительно, и это имеет позитивные аспекты и для нашей страны». 

Андрей Ваганов

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе