Я бы человеком стал, пусть меня научат…

Начинается новый учебный год. Первые недели и месяцы мальчишки и девчонки, отвыкшие за лето от учебников, домашних заданий и дневников, будут заново привыкать к ритму школьной жизни. Воспитатели, методисты и сами родители начнут напряженно обсуждать проблемы современного школьного образования. Дискуссии о том, какой должна быть современная школа, как правильно реформировать школьное образование, кто будет преподавать духовно-нравственные дисциплины и зачем это надо, постепенно, как это неоднократно бывало раньше, перетекут в иную плоскость.

Как вырастить детей добрыми и порядочными людьми?.. Как воспитать у детей хороший вкус?.. Как дать им хорошее образование, когда стоит оно совсем немало, а наш собственный образовательный уровень не может составить здоровой конкуренции, да и понимания, в чем же заключается хорошее образование, тоже нет?..

Таких вопросов, особенно в первые недели нового учебного года, возникает множество. К сожалению, не так легко находятся на них ответы. Лишь одни недоумения… И возникают они, эти недоумения, конечно же у нас, у взрослых. А доставляем мы проблемы своим «особенным видением ситуации», к сожалению, в первую очередь, нашим детям.

Вспоминается одна история. Однажды в час пик в переполненном автобусе произошел небольшой конфликт, который в считанные минуты превратился в драму. На очередной остановке в автобус вошла старушка. Кто­то из сердобольных пассажиров принялся активно подыскивать бабульке место. Подходящее нашлось очень скоро. Все места были заняты «согласно общественным нормам» – пожилыми, инвалидами и мамами с детьми. Вот только одно – нет. Один подросток, удобно расположившийся на сиденье у переднего выхода, не очень­то походил на человека в возрасте, инвалида или многодетного отца. Как оказалось, так считали все, даже он сам, но только не его мама, которая стояла рядом. Робкая попытка усадить бабушку и возвести молодого человека в ранг «настоящего мужчины» закончилась полным провалом. Мама популярно объяснила всем пассажирам, что ее сын должен вырасти человеком, способным достойно жить в современно мире, а не существовать в нем, быть хозяином, а не подстраиваться под других. Поэтому он не будет уступать никому своего места, а те, кто не понимает, каким должен быть настоящий современный человек, – жалкие глупцы.

Дурное воспитание? Вполне возможно. Испорченные современной киноиндустрией нравы? Все может быть. А почему нельзя так думать и поступать, ведь это делают многие? Действительно, многие. Но может ли это все служить оправданием для человека и быть руководством к действию?..

Сегодня еще часто бывает так, когда мамы и папы приводят своих детей в школу и хотят, чтобы школьный учитель сотворил невероятное – научил сына любить, уважать, сделал из него самого умного, смелого и воспитанного. Сделал то, что у них самих сделать не получается. Но уже все чаще и чаще бывает так, когда мамы и папы хотят, чтобы образование учило одному – выгодно и прибыльно устраивать жизнь. А каковы критерии? Критерий один – я сам. А все остальные существуют ровно настолько, насколько входят в орбиту моих интересов.

Возможно, что не так все плохо, а рассказанная история приукрашена и надумана. Да и сама реальность намного сложнее, и в жизни не бывает таких острых «социальных углов». Но иногда все­таки приходится сомневаться. Особенно тогда, когда есть возможность сравнивать.

Трудно спорить с людьми, которые принципиально стараются найти в православном образовании что­то ущербное или вредное для ребенка. Как правило, такие спорщики аргументируют свою позицию очень убедительно: «я так считаю – значит, иначе быть не может». Спорить и незачем.

Сегодня в области достаточно православных учебных заведений, где дети получают не только хорошее светское образование, но и воспитание. Это гимназия в честь святителя Игнатия в Ярославле, тутаевская школа в честь Иоанна Кронштадтского, школа при Свято­Алексиевской пустыни, ивановская школа, рыбинская гимназия. Переживать за уровень образования здесь не приходится. Каждый год выпускники показывают хорошие результаты на экзаменах и поступают в высшие учебные заведения. Но, выходя из школы, в своем «багаже» они имеют нечто большее, чем просто набор знаний по разным дисциплинам. Есть что предложить и светским школам. Ведь практически в каждой родителям и их детям предлагается выбрать блок духовно­нравственных дисциплин. Так что через десять­двадцать лет уже не придется разводить руками и, вздыхая, говорить – «да у нас ведь и возможности не было научиться чему­то хорошему, некому было рассказать, негде было почитать…» Выбор остается за нами.

Монахиня Екатерина (Парунян)

Ярославская митрополия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе