Высшая школа «специального назначения»


Настройка образовательных процессов на реальные потребности науки, современной экономики и государственного управления - это задача, которая, без преувеличения, имеет стратегическое значение. От ее решения в немалой степени зависит создание предпосылок для обеспечения лидирующих позиций России в мире и перехода к новому типу экономики, а именно - к экономике, основанной на знаниях.


Шахрай Сергей Михайлович, руководитель аппарата Счетной палаты Российской Федерации, научный руководитель Высшей школы государственного аудита


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ведущее образовательное учреждение страны, держит пальму первенства в этой работе и готов реальным делом ответить на самые актуальные запросы современности. Обеспечивая на самых ранних этапах обучения необходимый уровень интеграции будущих специалистов в экономические, социальные, научные и прочие структуры, МГУ содействует тем самым повышению конкурентоспособности российской системы образования, отечественного «человеческого капитала» и, в конечном счете, нашей страны в целом.

Одним из таких ответов на вызовы современности стало создание в 2006 году нового факультета - Высшей школы государственного аудита МГУ. Этот факультет был учрежден для подготовки специалистов в сфере государственного аудита на основании соглашения между Российской академией наук, МГУ и Счетной палатой Российской Федерации, которая является высшим органом госаудита в нашей стране.

В чем же особенность данного факультета, на кого он рассчитан и что ждет студентов Высшей школы государственного аудита в ближайшем будущем и в перспективе?

Об этом мы беседуем с Научным руководителем Высшей школы государственного аудита МГУ – заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором Сергеем Михайловичем Шахраем.

- Сергей Михайлович, расскажите об истории создания факультета? И вообще, что такое «государственный аудит»?

- Начну, как говориться, с азов. Одной из сложных современных задач является повышение эффективности управления национальными ресурсами, важнейшими из которых являются государственные финансы, собственность, природные богатства, интеллектуальный капитал. Содействовать государству и обществу в решении этой задачи призваны институт государственного аудита и, разумеется, государственные аудиторы.

Государственный аудит - это особая специальность, которая не сводится исключительно к проверке финансовой отчетности государственных структур. Его миссией и основной задачей является обеспечение от имени государства и общества независимого объективного публичного контроля деятельности органов власти по управлению вверенными им общественными ресурсами.

Государственный аудит существует практически во всех странах мира и в последнее время развивается особенно активно. Например, в Международную организацию высших органов аудита (ИНТОСАИ), созданную еще в 1953 году, на сегодняшний день входит почти 190 счетных палат мира.

Однако в России институт государственного аудита возник относительно недавно - в 1995 году вместе с созданием Счетной палаты Российской Федерации, которая является высшим органом государственного аудита в нашей стране.

Для того чтобы идеи государственного аудита и соответствующий институт укоренились в российской действительности, оказались необходимы глубокие изменения в общественном мировоззрении. Граждане все больше осознают свое право требовать от чиновников отчета и высказывать свое мнение об эффективности и целесообразности их действий. И государственные аудиторы работают именно для того, чтобы общество могло реализовать это право. Если же мы считаем, что бюрократия принципиально неподотчетна обществу, то тем самым даем «добро» на существование закрытой и коррумпированной чиновничьей системы, которая не зависит от избирателей и расходует ресурсы не для достижения социально значимого результата, а для получения гарантированного куска «общественного пирога» - политической ренты.

Именно об этом говорил в своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин, когда отмечал, что российское «чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

Для того чтобы институт государственного аудита развивался и креп, нужны высококлассные профессионалы, способные творчески развивать теорию, практику и, я не побоюсь такого слова, - идеологию государственного аудита.

Именно для подготовки таких специалистов была создана Высшая школа государственного аудита, которая стала результатом трехстороннего соглашения: Российской академии наук в лице ее Президента Ю.С. Осипова, МГУ имени М.В. Ломоносова в лице его Ректора В.А. Садовничего и Счетной палаты Российской Федерации в лице ее Председателя С.В. Степашина.

- Сразу практический вопрос: а где могут быть востребованы сегодня специалисты в сфере государственного аудита?

- Практически везде. Как в государственном, так и в частном секторе, начиная со Счетной палаты Российской Федерации, различных
контрольных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровне, и заканчивая российскими и международными аудиторскими компаниями.

Вот конкретный пример. Благодаря закону о местном самоуправлении было дополнительно создано 14 тысяч муниципальных образований, на финансирование которых уже второй год направляется примерно 40% бюджетных средств, но количество органов муниципального контроля, которые, по идее, должны следить за законностью и эффективностью расходования этих средств, можно буквально пересчитать по пальцам. Очевидно, что востребованность специалистов в сфере госаудита на уровне муниципальных образований будет только расти. Десятки тысяч специалистов работают в системе Федерального казначейства и Росфиннадзора, то есть в сфере внутреннего финансового контроля.

Сейчас в рамках Высшей школы государственного аудита будут готовить экономистов по программе «бакалавр» и юристов по программе «дипломированный специалист». К 2009 году мы хотим защитить новый образовательный стандарт, чтобы формально утвердить такую специальность, как государственный аудитор, которая является синтезом экономики и права.

- Почему факультет был создан только в 2006 году, если налицо такая большая востребованность кадров?

- Мы не можем себе позволить выпускать «образовательный брак». Сначала необходимо было подготовить базу - теоретическую, методологическую, организационную. В конце концов, нужно было найти или подготовить специалистов, не только детально разбирающихся в этом сложном предмете, но и профессионально владеющих современными образовательными методиками.

В итоге мы пришли к такому решению: преподавание теоретических дисциплин, постановка научных проблем будет полем деятельности профессорско-преподавательского состава МГУ и Академии наук, а практические дисциплины, включая финансовый контроль, методики и стандарты государственного аудита, - это зона ответственности сотрудников Счетной палаты. Поэтому около 30% преподавательского корпуса Высшей школы государственного аудита будет состоять из ведущих специалистов Счетной палаты - аудиторов, инспекторов, директоров департаментов. Например, аудиторы М.И. Бесхмельницын и В.П. Горегляд очень заинтересовались нашим проектом. Кстати, в Счетной палате работает 28 докторов и 114 кандидатов наук.

Кроме того, основные труды по государственному аудиту также вышли из печати совсем недавно. Например, в 2006 и в 2007 году появились две фундаментальные монографии: «Конституционный аудит» и «Государственный аудит и экономика будущего», автором которых является С.В. Степашин. На их базе было подготовлено учебное пособие, а сейчас завершается перевод монографий на английский язык, поскольку наши зарубежные коллеги высказали большое внимание к этим книгам.

Для нас во всей этой работе есть свой практический интерес, поскольку активные контакты с зарубежными коллегами, сотрудничество в рамках Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) позволит нашим студентам проходить практику за рубежом, например, в Счетной палате Австрии, поскольку в Вене находится штаб-квартира ИНТОСАИ, а в Венском университете в этом году также впервые в Европе начнется преподавание государственного аудита.

- Будут ли другие зарубежные партнеры у факультета?

- Кроме уже названной мною Австрии, это Великобритания, США и Канада. Проявил интерес к деятельности нашего факультета Китай. Мы провели переговоры и ряд встреч с китайскими коллегами. Там, правда, немного иная система государственного контроля, но что-то интересное, я надеюсь, у нас получится.

- Летом 2009 года будет уже третий набор в Высшую школу государственного аудита. Как вы думаете, сколько, так скажем, должно «испечься блинов», чтобы программа заработала в полную силу?

- Программа готова в ее теоретической и методологической частях. Конечно, обкатка живьем выявит определенные недостатки, которые мы будем устранять. Причем мы сделали для студентов самый современный компьютерный и лингафонный классы, потому что государственный аудит предполагает прекрасное владение базами данных, экспертно-аналитическими программами, а также иностранными языками.

- Большой ли конкурс при поступлении в Высшую школу государственного аудита?

- Конкурс небольшой по двум причинам. Во-первых, обучение в Высшей школе только платное и все-таки не дешевое. Во-вторых, факультет молодой и только набираем свои обороты. Поэтому конкурс составил 1,5-2 человека на место, хотя, конечно, люди не бывают полуторные (улыбается).

- В чем, на ваш взгляд, заключается специфика обучения на факультете?

- Специфика заложена в самом названии. Это первая попытка подготовить государственных аудиторов. В России несколько вузов готовят аудиторов для сферы бизнеса, но никогда еще в стране не готовились профессиональные аудиторы для работы в государственной системе. Если взять сотрудников Счетной палаты, 66% из них являются по образованию экономистами и 30% - юристами.

Уже при работе юристы осваивают экономику и наоборот. Я, к примеру, в 2004 году получил высшее экономическое образование в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. А в своей Высшей школе государственного аудита мы решили соединить экономику и право уже с 1 курса.

- Почему нельзя было открыть программу Высшей школы государственного аудита в рамках Экономического или Юридического факультетов МГУ? Зачем создавать новый факультет?

- Мы рассматривали вариант работы при Юридическом факультете. Тогда что это: кафедра, специализация? Экономический факультет давал возможность подготовки только бакалавров. Причем налицо огромная разница между факультетом и кафедрой. Если у Высшей школы государственного аудита оказались такие родители как Российская академия наук, МГУ и Счетная палата, то надо делать солидный проект и не тратить время на эксперименты. Однако Юридический и Экономический факультеты МГУ для нас являются основными партнерами.

Важно также, что Высшая школа государственного аудита имеет статус факультета МГУ. Это означает, кроме всего прочего, что студенты высшей школы имеют право учиться на факультете военного обучения МГУ.

- Соответствуют ли читаемые в Высшей школе государственного аудита предметы аналогичным дисциплинам на Западе?

- Я бы разделил вопрос на две части. Что касается качества образования, то наши предметы и спецкурсы соответствуют самым современным международным стандартам и учитывают последние веяния в нашей профессиональной сфере. Например, в ИНТОСАИ сегодня действует около трех десятков стандартов финансового контроля применительно к разным предметным сферам (приватизация, госслужба, конкурсная и контрактная системы и т. д.). Все они будут изучаться на нашем факультете.

А вот что касается международного признания квалификации наших специалистов, то это связано с признанием дипломов МГУ в целом.

- А практика для студентов предусмотрена образовательной программой Высшей школы государственного аудита?

- С третьего курса студенты будут проходить практику в Счетной палате, в контрольно-счетных органах ведущих регионов. У нас очень сильные счетные палаты в Ленинградской, Владимирской, Ростовской областях, в Татарстане.
Студенты, направленные туда на практику, смогут получить очень интересный опыт.

- Предусмотрена ли аспирантура, сколько предлагается мест, и каковы дальнейшие перспективы у человека, окончившего аспирантуру?

- В Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты Российской Федерации работает аспирантура, в которой уже сейчас обучаются около ста человек. У нас два совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по трем юридическим (финансовое и административное право, конституционное право и теория права) и по двум экономическим специальностям.

Поэтому выпускники Высшей школы государственного аудита, желающие попасть в аспирантуру (очную, заочную, соискательство), возможность такую имеют. Нужно просто иметь светлую голову и горячее желание.

- Со студентами Высшей школы государственного аудита Вы лично встречаетесь?

- Обязательно. Я планирую преподавать базовый предмет «Государственный аудит». Будут спецкурсы, дипломники и аспиранты. Каковы планы на перспективу? В настоящее время мы активно ведем переговоры с нашими зарубежными коллегами для того, чтобы диплом специалистов Высшей школы государственного аудита признавался в счетных палатах Европы и США. Я столкнулся с тем, что российских аудиторов и экспертов постоянно приглашают участвовать в проверках расходования средств различными европейскими структурами (комиссиями, комитетами и т.д.). Однако мы не всегда способны ответить на эти предложения в силу ряда недочетов в подготовке специалистов.

Например, явно не достаточна языковая профессиональная подготовка. И дело здесь не в общем знании иностранных языков. Необходимо глубокое владение понятийным аппаратом, принятым в международном аудиторском сообществе, знание многочисленных официальных документов, которые в подавляющем большинстве подготовлены и изданы на английском языке и т.д. Исходя из этих потребностей, мы выстраиваем в Высшей школе государственного аудита соответствующий комплекс. Мы намерены приложить все усилия, чтобы Школа сразу стала интегрирована в европейские и мировые образовательные и аудиторские структуры.

- Если будет спрос на образовательную программу Высшей школы государственного аудита, станете ли расширять факультет, принимать большее число студентов?

- У нас заложено расширение до 120-150 человек, но первоначально должна пройти «обкатка» программы. Причем 150 учащихся – это предельная цифра физических возможностей факультета в том виде, в котором он сейчас существует. Сейчас объем набора студентов составляет 75 человек.

- В последнее время в МГУ открылось немало корпоративных университетов. Не происходит ли, на Ваш взгляд, девальвации диплома?

- У меня было такое опасение. Но когда я вплотную включился в процесс создания Высшей школы государственного аудита и стал довольно часто встречаться с Виктором Антоновичем, я понял, что у него эта схема глубоко продумана. Ректор так объяснил: Юридический и Экономический
факультеты - это широкое университетское образование, а Высшая школа государственного аудита – это глубоко специализированное образование, прицельно ориентированное на подготовку молодых профессионалов в той области, которая в настоящее время имеет большой спрос. Ректор, как я его понимаю, активный сторонник экспериментов, в хорошем смысле этого слова. Поэтому он всегда смотрит, сколько в учебном плане спецкурсов. Ведь спецкурс - это предметное, новое, самое свежее знание. Комбинация теоретической и специализированной подготовки на практике и породила создание новых факультетов, включая Высшую школу госаудита.

Новых факультетов не так и много, можно по пальцам пересчитать. Это немного для такой страны, для такого университета.

- Что бы вы могли пожелать нынешним и будущим студентам Высшей школы государственного аудита?

- Желания. Когда человек знает, чего он хочет, то результат будет обязательно. Пожелаю и определенной смелости, потому что работа в органах государственного аудита и финансового контроля – это не только огромная ответственность, но и настоящий личный подвиг. Удачи!
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе