Выпускник МФТИ Саша Шкловер, поехавший преподавать в школу в глубинке: Я хотел каждое занятие сделать сверхуроком

В Подмосковье приехали необычные педагоги [видео]
В школе № 2 подмосковной Кубинки рабочая тишина. Лишь в кабинете математики галдят, как на перемене. Учитель - 22-летний Александр Шкловер, темноволосый улыбчивый парень, - унимать пятиклассников не спешит. 
В банке у Саши премиальное печенье для отличившихся.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


А те вошли в раж. Идет групповое соревнование, кто решит больше задачек за урок. Красный свитер учителя едва не рвут на части:


- А дайте нам следующую задачку!

Первый раз вижу, чтобы дети добровольно на перемене формулы писали!

В соседнем кабинете английского языка идет финальный забег по грамматике перед каникулами. Оксана Шандалюк - невысокая блондинка в простом темном свитере - раздает восьмиклассникам распечатки с заданиями на выходные, и ребята садятся штурмовать неправильные глаголы. Двое самых языкастых назначены экспертами. И вместо того чтобы балагурить весь урок, ходят и смотрят, как справляются с заданием остальные. А пока листаются словари, с юной учительницей идет серьезное обсуждение игровых приставок: что лучше - Xbox или PS4?


«ГОВОРИМ ТОЛЬКО ПРО РАБОТУ»

Саша окончил крутой МФТИ. Оксана - знаменитый питерский педвуз - РПГУ имени Герцена. Выпускники институтов такого уровня редко идут работать учителями в глубинку. А тут сами вызвались. И куда - в обычное учебное заведение в Кубинке, два часа езды до Москвы на электричке. Чудеса?

Не совсем. В этом учебном году заработал проект «Учитель для России». Организаторы предлагают выпускникам топовых вузов поработать в школе два года. И приплачивают им от спонсоров в довесок к скромной зарплате начинающего учителя. Пять недель летней педагогической практики - и вот первые добровольцы разъехались по школам Подмосковья, которые отчаяннее всех нуждались в притоке свежей крови.

- Я математик до мозга костей, еще школьником участвовал в олимпиадах, - рассуждает Саша. - Есть стереотип, что такие люди идут в науку. Но мне это скучно, нужно живое общение.

- Из моих четверых одногруппников только я преподаю в школе, - признается Оксана. - И то я сперва поработала в IT-сфере и пошла в школу затем, чтобы понять, подходит ли мне это.

Нагрузка у вчерашних студентов серьезная - полная ставка. С подготовкой к уроку и проверкой тетрадей выходит 60-часовая рабочая неделя.

- Самое сложное - это отрывать себя от работы, - считает Оксана. - Когда мы общались с коллегами по программе, мы пытались даже таймер ставить, чтобы каждые 15 минут стараться поговорить о чем-то, кроме школы. Ни разу не получилось!


ЭНТУЗИАСТЫ?

Оксана замужем. Но муж, как и друзья, и родители, остался в Питере. Он пытается подыскать себе работу рядом с женой. А пока за весь сентябрь девушка виделась с супругом всего пару часов.

Саше проще, но и ему пришлось переехать в Кубинку из Долгопрудного.

- Переезд, как ни странно, был не самым сложным, - размышляет он. - Труднее было отказаться от чрезмерного энтузиазма. Когда я пришел в школу, хотел каждый урок превратить в нечто неожиданное, чтобы запомнили ученики. А потом понимаешь, что у тебя восемнадцать уроков в неделю, и приходится искать гармонию между «хочу» и «могу».


На занятия к Оксане дети готовы приходить даже в каникулы.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


ЭКСПЕРИМЕНТОВ НЕТ, ОТКРЫТИЯ ЕСТЬ

С педагогическими программами ребята пока не экспериментируют: идут по выбранному школой учебнику. Пятью неделями практики их подготовка не ограничивается. Все участники программы регулярно ходят на занятия, у каждого есть наставник в своей школе. Но некоторые ситуации поставили бы в педагогический тупик и матерых учителей.

- В моем классе есть мальчик, который не сдает домашнее задание, - делится Александр. - И вот на последнем уроке перед каникулами я посадил его решать задания. И он вдруг говорит: а они у меня уже есть! Посмотрел тетрадку, мальчик и правда решал все задачи дома, для себя, просто ему было лень их мне сдавать!

К поиску новых решений подстегивают и зарплаты. Начинающий учитель может рассчитывать примерно на 15 тысяч рублей в месяц. А участник программы «Учитель для всех» получает бонусом ежемесячную стипендию в 35 тысяч рублей. В сумме получается больше, чем у однокурсников, которые пошли работать по профилю. И даже чем у опытных педагогов со стажем.

- Думаю, у нас с коллегами не будет разногласий по этому вопросу, - пожимает плечами Александр. - У нас ведь были затраты и на переезд, и на многое другое. Жилье снимаем сами. И потом деньги здесь не главное. Мы бы и без них пришли работать в школу.


СПРАВКА «КП»

Проект «Учитель для России» - это аналог американской программы Teach for America, придуманной выпускницей Принстонского университета Венди Копп в конце 80-х годов. Суть ее в том, чтобы заинтересовать талантливых выпускников лучших вузов работой в школе. На Западе программу оценивают неоднозначно. Одни считают, что ученики, с которыми занимаются молодые педагоги - участники программы, быстро начинают показывать высокие результаты. Другие - что в нее идут молодые карьеристы, заинтересованные в конечном счете в получении работы в компаниях - спонсорах проекта.

Сейчас проект международный. В нем участвуют более пятидесяти стран. В России программа действует в Подмосковье и Воронеже.



ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Так проблему молодых учителей в школе не решишь


Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

Программа, конечно, замечательная. И ребята, в ней участвующие, молодцы. Но так проблему прихода в школы молодых учителей не решишь. Ну нет денег, чтобы доплачивать педагогу. Да и не всегда в деньгах дело.

Дело в престиже учительской профессии. В отношении общества к педагогам. Вернуться хотя бы к тому пиетету, который был по отношению к учителю в советские времена.

В Сингапуре преподавателей для школ ОТБИРАЮТ из 30% лучших выпускников вузов. В Финляндии выпускники непедагогических вузов еще два года доучиваются педагогике, чтобы выдержать конкурс на вакансию в школе. Результат - ученики из этих стран показывают самые высокие результаты в международных рейтингах качества образования.

У нас дело потихоньку сдвигается в лучшую сторону. Второй год растет конкурс в педагогические вузы. Зарплаты педагогам пытаются поднять до средних по экономике региона (правда, зачастую это делается за счет увеличения нагрузки до неимоверной величины).

Но перелома в отношении к учителю, увы, не произошло. А пока его не будет, вряд ли нам стоит рассчитывать на то, чтобы по уровню подготовки школьников приблизиться к странам-лидерам. Дети должны тянуться к своим учителям, любить и искренне уважать их. А учителя - с удовольствием заниматься своей работой, а не разгребать тома пустых отчетов и вкалывать на две ставки, чтобы свести концы с концами.
Автор
Ксения КОНЮХОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе