Сергей ТЕРЕХ: Выпускник должен быть уверен, что найдет свое место в жизни

Чем образовательные стандарты нового поколения отличаются от старых? Оправдано ли раздельное обучение мальчиков и девочек? Придут ли в школу молодые педагоги? 

На эти и другие вопросы «Городских новостей» отвечает Сергей Терех, директор департамента образования мэрии города Ярославля.

Вписаться в стандарт

– Сергей Владимирович, сегодня общественность высказывает беспокойство по поводу не только нового закона об образовании, но и тех образовательных стандартов, которые внедряются в начальном, среднем и старшем звене. Поясните, пожалуйста, что конкретно меняется в образовательном процессе?

– России нужны люди, которые бы не просто обладали определенным набором знаний и компетенций, но и умели бы эти знания добывать. Во имя этой цели меняется и само содержание как школьного, так и дошкольного образования. Если раньше мы стремились к тому, чтобы ребенок много знал, то теперь задача изменилась – выпускник школы должен уметь применять свои знания на практике.

Многие из нас наверняка задавались вопросом: и зачем я в таком объеме учил химию или математику? Все равно эти знания в жизни мне не пригодились, было бы лучше потратить время на изучение того же английского языка, приобрести какие-то коммуникативные навыки…

Сегодня каждая школа, гимназия, лицей получили право самостоятельного выбора образовательных программ. К слову, влиять на этот выбор могут и родители, и сами учащиеся. Главное, чтобы к моменту окончания школы ребята чувствовали себя уверенно и знали, что они без труда найдут свое место в жизни, ведь предполагается, что к этому времени у них появятся и какие-то профессиональные навыки.

Кадры решают все

– Согласитесь, что заявленные требования предполагают обновление кадрового состава педагогов. Кто же завтра придет работать в наши школы и детские сады?

– Когда я возглавил департамент образования, то в первую очередь поинтересовался, а есть ли у нас кадровый резерв, ведь не секрет, что средний возраст ярославского педагога, скажем так, весьма солидный. Сегодня 29 руководителей образовательных учреждений – это люди старше 65 лет, 97 перешагнули рубеж в 55 лет, а еще 54 в ближайшие пять лет достигнут пенсионного возраста. Только не надо думать, что я призываю начать массовые увольнения! Если 60-летний директор школы креативно мыслит, показывает хорошие результаты, постоянно учится чему-то новому, а главное – находит общий язык с детьми, он будет работать. Однако в то же время мы понимаем, что надо готовить кадровую смену, и сегодня этим активно занимаемся.

– Скажите, а может экономист по образованию стать директором школы?

– Не вижу к этому препятствий, главное, чтобы он хорошо понимал специфику работы учреждения, обладал лидерскими качествами и стремился учиться чему-то новому.

Класс для мальчиков, класс для девочек…

– Сергей Владимирович, в России раздельное обучение девочек и мальчиков практиковалось более 150 лет. Потом революционные власти с этим буржуазным пережитком решили покончить одним махом. Правда, в конце сороковых детей вновь разделили, но ненадолго.

И вот спустя 50 лет в Ярославле открылась женская гимназия. Насколько, по-вашему, оправдано ее появление?

– Давайте поставим вопрос немного по-другому: насколько сегодня востребовано раздельное обучение? Оказывается, очень востребовано. Существование женской гимназии, кадетских классов – лишнее тому подтверждение. Правда, пока в той же женской гимназии девочки учатся до пятого класса, но я знаю, что многие родители очень хотят, чтобы их дочери свое дальнейшее обучение продолжили именно в этом заведении.

На мой взгляд, идея раздельного обучения хороша. Но я не говорю, что у нас должны непременно появиться отдельные школы для девочек, отдельные для мальчиков, совсем нет! Ярославлю нужно принципиально новое учебное заведение, где бы были отдельные классы как для девочек, так и для мальчиков. На переменах они будут встречаться, у детей непременно будут и общие внеклассные мероприятия, а вот на время занятий они вновь разойдутся по разным аудиториям.

Наверняка многие спросят, зачем это нужно делать и есть ли вообще будущее у гендерной педагогики. Убежден, что есть. Учителя подтвердят вам, что даже восприятие учебного материала у девочек и мальчиков разное. Если первым достаточно повторить новый материал один-два раза, то вторым иногда четыре, а то и пять раз. И это нормально, просто психолого-возрастные особенности у разнополых детей разные.

В основе гендерной педагогики лежит то, на что в наших школах долгое время просто не обращалось внимания, – это специфика воспитания мальчиков и девочек. Никакого унифицированного подхода в этом вопросе быть не может, это вам подтвердят родители, которые воспитывают и мальчика, и девочку.

– Но тогда получается, что и образовательные программы должны строиться по-разному?

– Может быть, и так, но думаю, просто в методике преподавания того или иного предмета надо учитывать те гендерные различия, о которых мы говорили выше.

– Когда в нашем городе появится подобная школа?

– Надеюсь, уже в этом году.

Если в школу не идут

– Не секрет, что сегодня некоторые ярославские школы не востребованы родителями. Они предпочитают возить своих чад за несколько километров от родного дома, но не отдавать в ближайшее учебное заведение. Вы эти «неуспешные» школы закроете?

– Зачем? Их просто возглавят директора успешных школ. Так, сегодня у руля школы №19 встала директор школы №2 Лидия Семенова, а 20-ю возглавил директор 76-й школы Сергей Герасимов. Фактически 19-я и 20-я школы стали филиалами 2-й и 76-й.

А в поселке Прибрежный мы также планируем объединить детский сад №64 и школу №61.

– Говорят, скоро и в детских садах ЕГЭ будут сдавать?

– Нет, но выпускник детского дошкольного образовательного учреждения должен четко уметь отвечать на главные вопросы – кто я, где мое место в этом мире… Вообще, должен заметить, сегодня наши ДОУ очень хорошо готовят детей к школе. Практически все они к моменту выпуска умеют читать, писать, знают основы математики.

– Останется ли школьное образование бесплатным?

– Безусловно! Платить придется только за дополнительные часы по тем или иным предметам, которые выберет сам ученик. В старшем звене ребята большую часть времени будут работать над так называемым индивидуальным проектом. Предварительно мы опробуем эту методику в Провинциальном колледже, он станет экспериментальной площадкой, а уже затем внедрим ее и в другие учреждения.

КСТАТИ

28 февраля – последний день подачи документов на сдачу ЕГЭ. Если подавляющее большинство нынешних ярославских одиннадцатиклассников уже подали соответствующие бумаги, то многие выпускники прошлых лет не торопятся сделать это.

Между тем согласно закону все, кто хочет сдать, либо пересдать государственный экзамен по тому или иному предмету, должны в срок до 1 марта подать заявление в городской центр развития образования.

Он находится на улице Челюскинцев, дом 6, обращаться надо в кабинет № 2. Не забудьте взять с собой паспорт, документ или ксерокопию документа о среднем (полном) общем, начальном профессиональном или среднем профессиональном образовании.

Людмила ДИСКОВА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе