Пятьсот страниц тайны

Законопроект «Об образовании»: много слов, мало конкретики

В недрах Минобрнауки родился проект нового закона об образовании. Этот 500-страничный документ принципиально меняет всю российскую образовательную систему – от детских садов до докторантуры.

 Законопроект сразу же вызвал резкую критику части педагогического сообщества, а также парламентской оппозиции, которая уже подготовила альтернативу.

КТО В МЕШКЕ?

Первый и очень интересный факт: ни один депутат Госдумы из комитета по образованию не принял участие в разработке законопроекта. При этом заместитель председателя этого комитета, депутат-«единоросс» от Дагестана Гаджимет Сафаралиев, прямо заявил: «Ну не подготовлены наши депутатские мозги на такие большие законы!» Хоть честно признался.

Тем не менее «Единая Россия» собирается голосовать за этот закон, хоть и «завернула» его для внесения поправок на первых слушаниях в сентябре. Против – оппозиция, в первую очередь КПРФ.

– Законопроект открывает слишком большой простор для исполнительной власти, так как состоит на добрую половину из отсылочных норм, – прокомментировал документ депутат-коммунист Олег Смолин. – Это особенность «управляемой демократии»: законодательная власть позволяет исполнительной делать, что угодно, и снимает с себя ответственность за принятие законов. Если законодатель в каждом втором пункте каждой статьи повторяет как заклинание: «порядок… определяется федеральным органом исполнительной власти», это значит, что он признает свою низкую компетентность, создает условия для будущего произвола, а возможно, и коррупции.

Если посмотреть внимательнее, у закона «Об образовании» много общего с законом «О полиции»: и тот, и другой готовился не законодательной, а исполнительной властью. Оба они выставлены для обсуждения на сайте zakonoproekt2010.ru. И, похоже, аналогии продолжатся.

Дело в том, что когда обсуждался закон «О полиции», большинство правок в итоговый документ внесли не граждане, а как раз МВД. В результате он стал еще более жестким, причем не в отношении полицейских или преступников, а тех людей, которых полиции нужно будет запугать или принудить к чему-либо, а законных оснований для этого нет. То же самое происходит и здесь: закон «Об образовании» фактически не ограничивает действия министерства. А законы, где механизм исполнения не прописан, а отдан на откуп чиновнику, во всем цивилизованном мире именуются коррупционными.

АЛЬТЕРНАТИВА ЕСТЬ

Искать в огромном законопроекте конкретику по многим насущным вопросам действительно бесполезно. Например, там нет соотношения бюджетной и внебюджетной части вузовского образования, размера зарплат педагогов и стипендий, размера финансирования образования. Даже содержания образования там нет. Правда, министр образования Андрей Фурсенко говорит, что замечания будут учтены при правке законопроекта перед новым внесением его в Госдуму.

Тем временем группа Олега Смолина разработала альтернативный законопроект. Он прямо устанавливает ежегодный объем финансирования образования в размере 7 процентов от ВВП (как в СССР, сейчас в России это 4,2 процента) и освобождение сферы образования от налогов, добровольность ЕГЭ, обязательное полное среднее образование. А еще там четко зафиксирован размер стипендий (40 процентов от прожиточного минимума в ПТУ, 60 процентов – в техникумах) и многое другое, что министерский законопроект обходит.

МИНИСТРА ВСЕ УСТРАИВАЕТ

Пока ломаются копья, ведомство Фурсенко продолжают сотрясать скандалы. Ими сопровождаются фактически все действия министерства. Конкурс абитуриентов по результатам ЕГЭ привел к тому, что в ведущие вузы страны повалили полуграмотные жители северокавказских сел, у которых результат экзамена вдруг оказался наивысшим. На всю страну прогремел инцидент в городе Морозовске Ростовской области, где не в одной школе, а по всему городу учителя за деньги заполняли экзаменационные листы за учеников.

Сельские школы закрываются по всей стране – по 700 в год. Уровень образования, который обеспечивают федеральные университеты, далек от ожидаемого. И при всем этом Минобрнауки стремится не изменить существующий «порядок», а всеми силами сохранить его.

Впрочем, лучшим «комментарием» российской политики в сфере образования, наверное, является яйцо, которое метнул в Фурсенко студент Южного федерального университета Евгений Мельников 21 октября этого года.

Артур РУДАКОВ

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе