Пустынь, где всего полно

Частный школьный остров противостоит бурям житейского моря. Возвращаться на «большую землю» его обитатели не хотят

На закате перестройки лучшие педагогические умы России обнаружили, что наиболее преуспевающими людьми в стране стали… недавние троечники. Что с этим делать, наша педагогика не знает, похоже, и до сих пор. А в Свято-Алексеевской пустыни, что в Переславском районе, неподалеку от деревни Новое, к этому вопросу решили подойти с принципиально новых позиций.


Здесь, в созданной при обители школе, не противопоставляют идеалистический и материалистический подходы, а заставляют их работать на общее благо – расширение познаний детей об окружающем мире. Каждый, кто перешагнет порог учебного заведения, первым делом уткнется взглядом в изречения великих людей разных эпох. Суть их сводится к тому, что знание без этического осмысления действительности превращается в полную свою противоположность.


Трудно, практически невозможно поспорить с высказываниями игумена Евмения о том, что справедливость без любви делает человека жестоким, а вера без любви делает человека фанатиком. По стенам школы развешено немало таких высказываний, раскрывающих всю гамму как научных, так и религиозных воззрений. Единственный, кто обделен местом в дискуссии, – Чарльз Дарвин. Судя по всему, англичанину здесь так и не простили особенностей его эволюционной теории.


Дальше – больше: каждый класс представляет собой предметную экспозицию, при взгляде на которую коллектив любого музея мира завяжется в узел от белой зависти. По словам настоятеля здешней обители отца Петра, в энтомологической коллекции кабинета биологии одних только пауков-птицеедов около тридцати. Возможно, это самая крупная коллекция в России. А таких залов-классов в школе двадцать! В минералогической коллекции экспонаты заставляют глаза буквально разбегаться, в личном кабинете Федора Конюхова можно увидеть фарватеры дальних морей, прочерченные собственноручно великим путешественником.


– Все это необходимо для того, чтобы знания у детей были наглядными и живыми, – пояснили нам учителя школы-интерната. – Именно это позволяет строить учебный процесс не на книжных абстракциях, а на живом интересе учеников.


Конечно, о книжных абстракциях сказано было для красного словца: школьная библиотека составит неплохую конкуренцию упомянутому музею. Да и учителя-предметники для преподавания привлекаются из Переславля наилучшие. Это, конечно, решительным образом влияет на результат, но… никак его не определяет.


То есть не дает ответа на вопрос, почему школа при обители дает абсолютный результат при поступлении ее выпускников в вузы. База – это необходимое условие для идеальной учебы. Но далеко не достаточное. Тем более если учесть, что учатся здесь как самые обычные дети, так и имеющие серьезные отклонения в поведении, в отношении которых традиционная педагогика отчаялась что-то изменить в лучшую сторону.


И тут огромную роль играет стиль жизни в школе Алексеевской пустыни. Еще на въезде в обитель посетителей встречает табличка: «Частная территория, въезд только по разрешениям» (а уж сразу за ней расположена роскошная беседка с настоящими живыми павлинами). Компьютеры и телевизор – под запретом. Строгий распорядок дня: утро начинается с молитвы и продолжается работой в поле. Учеба является практически отдыхом от физической нагрузки. Помимо школьной программы изучаются и религиозные дисциплины.


Естественно, ничего принципиально нового в местной школе не открыли: при отсутствии отупляющих развлечений и наличии практически неограниченных возможностей для познания учиться становится довольно легко. Более того, именно в таком режиме учеба, скажем больше – тяга к знаниям, превращается в основную потребность человека. Нельзя сбрасывать со счетов и православную направленность воспитания – как к религии ни относись, а определенный стержень в характере человека она формирует.


И все было бы идеально, когда б не одно но: порой обитель становится таким центром притяжения для выпускников, что и «выпускаться» они категорически не желают. Одна из девушек, без проблем поступившая в Московский педагогический университет, почти сразу же вернулась в Алексеевскую пустынь и теперь работает здесь воспитательницей в группах начальных классов. Мир, куда она попала, оказался настолько иным, что жить в нем для нее оказалось принципиально невозможным.


Жаль. Ведь если бы здешняя благодать не замыкалась в себе, а хоть помаленечку выплескивалась наружу, лучше бы становился и наш мир. Иначе им так и будут продолжать править троечники.


Анатолий КОНОНЕЦ


"Ярославский Регион"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе