Поборники знаний

Как устроено школьное вымогательство в России.
Начало учебного года — не только пора торжественных линеек и первых звонков. Для родителей школьников — это прежде всего бремя бесконечных трат на классные нужды.
Фото: ТАСС/Интерпресс/Виктор Бартенев


Так называемые школьные поборы — явление, возникшее после распада СССР, которое не изжило себя до сих пор. Парты, учебники, рабочие тетради и охрана — далеко не полный список трат, покрываемых из родительского кармана. На что уходят деньги мам и пап и как противостоять незаконным сборам, разбирался портал iz.ru.    



С миру по нитке

Из-за жалоб родителей на поборы в нескольких регионах уже начались прокурорские проверки. Только за первую неделю учебного года правозащитники из «Зона права» насчитали свыше 60 обращений родителей из 20 областей: Московской, Омской, Ростовской, Самарской, Волгоградской, Архангельской, Воронежской, Челябинской, Новосибирской и Владимирской областей, Краснодарского и Забайкальского краев, Марий Эл, Коми, Бурятии, Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Адыгеи и Калмыкии.


Рабочие тетради нужно покупать каждый год
Фото: ТАСС/Интерпресс/Светлана Холявчук


Требования, выдвигаемые руководством школ, не всегда выглядят адекватными и справедливыми. В частности, в одном из учебных заведений Татарстана родителей обязали сдать в школу 16 кг картошки. Если достать картофель затруднительно, допускается выплатить стоимость продукта в денежном эквиваленте. Всего два года назад в той же школе №4 Кукморского района учеников принудительно заставляли собирать картошку вместо уроков по устному распоряжению директора. Когда об этом узнали родители, на директора пожаловались в прокуратуру: ему пришлось заплатить штраф 10 тыс. рублей и выслушать дисциплинарное замечание. 

В Ростове-на-Дону пошли дальше: родителей вынуждают оплачивать шестилетний кредит, взятый администрацией на покупку школьного турникета. С каждой семьи возьмут по 300 рублей в счет оплаты общего долга.


Наиболее распространенная статья расходов — учебники и рабочие тетради. И если пособия, как правило, выдают из библиотеки, то с рабочими материалами проблема всегда стоит остро.


Они одноразовые, а значит, нужно закупать новые каждый год. Денег на это в учебных заведениях часто не хватает. Впрочем, не все родители безропотно принимают условия школ. В Новосибирской области группа активистов обратилась в приемную администрации президента с заявлением о сборах по 1,5 тыс. рублей с каждого ребенка на рабочие тетради. Родители рассказали, что бесплатные материалы выдают только льготникам. После этого в школе №75 началась проверка, по результатам которой выяснилось, что на эти нужды только за прошлый год выделили около 1,5 млн рублей из бюджета. Из них непосредственно на закупку тетрадей ушло менее половины — 680 тыс. Куда делись оставшиеся деньги, в настоящий момент выясняется. 

Закон в данном случае полностью на стороне родителя: если рабочие материалы включены в обязательную школьную программу, то они должны предоставляться за счет бюджета. Исключения составляют только дополнительные материалы для платных предметов. Однако, прикрываясь недостаточным финансированием, директора школ предпочитают перекладывать проблему с больной головы на здоровую. Безусловно, ни директор, ни учителя не станут жаловаться в вышестоящие инстанции на нехватку денег: им приходится покрывать недостачу за счет родителей учащихся.



Школьные войны

Практически в каждом учебном заведении России сдают деньги либо в фонд класса, либо в фонд школы, а иногда и в оба так называемых фонда. Суммы выплачиваются наличными безо всяких квитанций и чеков.


Собирают средства члены родительского комитета или сами учителя. Куда в действительности уходят эти деньги, проследить нереально, так как средства не поддаются строгой отчетности.


Стоит отметить, что власти по-разному относятся к идее поборов. Так, например, глава Нефтекамска Рашит Давлетов, отвечая на вопрос корреспондента местного телеканала, заявил, что не считает сборы на школьные нужды криминальным явлением. Главное, по его словам, — правильно их оформить. «Родительская активность, если всё это правильно оформлено, плюс есть контроль и отчетность, то ничего тут такого нет страшного и криминального», — пояснил глава города.


Однако родители с такой позицией не согласны и продолжают жаловаться во всевозможные инстанции. Один из активистов Александр Афанасьев объявил школьным поборам открытую войну и одержал победу. В беседе с порталом iz.ru он рассказал, что после многочисленных жалоб и судов с него перестали взимать деньги на уборку класса, охрану, учебники и прочие нужды. Но остальным учащимся, чьи родители пожелали не воевать с системой образования, по-прежнему приходится исправно пополнять школьный фонд добровольно-принудительными пожертвованиями. Родительский комитет даже собирал подписи против Афанасьева. Он в свою очередь открыл в соцсети группу помощи родителям, которые не желают платить взносы за то, что полагается предоставлять бесплатно.

Большинство родителей соглашается платить, потому что им сложно идти против порочной системы, и они подчиняются коллективному мышлению, считает Афанасьев. «Многим проще заплатить и пойти легким путем. Действительно те, кто начинают выделяться, замечают давление на детей. Например, в 71-й школе города Уфы одна из мам отказывалась покупать пособия, на что директор посоветовал ей поискать другую школу. Более того, теперь руководство школ звонит мне и жалуется, потому что я объяснил ей, как защищать свои права. Причем пытаются надавить не буквой закона, а эмоциями. Им захотелось покрасить стены в желтый цвет — и будьте любезны, сдавайте деньги», — отмечает возмущенный отец.

Он также добавил, что чиновники оскорбляются тем, что родители решают отстаивать свои права. Обычно в ответ на обращения возмущенным родителям присылают отписки и рассказывают о том, что сдача денег — дело добровольное. Но уже по линии школы несогласного родителя будут всячески вынуждать перевести ребенка в другую школу.

По мнению Афанасьева, сама система школьных поборов напоминает криминальные структуры 1990-х годов со всеми вытекающими признаками: наличие «общака», «смотрящих» за ним, прессование несогласных с принятыми понятиями. «Нужно переубедить людей в том, что мы сами виноваты в том, что допустили такую ситуацию. Когда деньги не сдает один человек — на него просто надавить, но если весь класс откажется платить за то, что положено бесплатно, — это совсем другая история», — сказал активист.



Родитель — не банкомат

Прошлым летом вопросом школьных поборов заинтересовался президент страны Владимир Путин. Беседуя с главой Калмыкии Алексеем Орловым, он вспомнил об обращениях граждан на «прямую линию» с жалобами на школьные поборы в республике. «Послушайте, когда заставляют покупать учебники — это уже нарушение закона, но купить парту — это вообще что-то новенькое, я такого, честно говоря, вообще даже никогда не видел и не слышал», — возмутился президент.


В некоторых школах ученики сами поддерживают чистоту в классах
Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков


Перед выходом из кабинета Орлов пообещал взять ситуацию под личный контроль. После этого разговора по всей республике прошли массовые проверки, которые выявили ряд грубых нарушений. Например, всего за один год в Элистинском лицее под видом добровольных взносов школьная администрация получила от родителей 844 тыс. рублей. Деньги должны были потратить на приобретение пособий и мебели, то есть всего, что положено по закону бесплатно, но по факту оплачивается самими учениками.  


Между тем и сами ученики не согласны передавать родительские деньги учителям на нужды школы. В апреле группа самарских учащихся на всю страну объявила бойкот школьным поборам.


Агитационный видеоролик, на котором старшеклассники призывают отказаться от оплаты дополнительных нужд школы, вирусно разлетелся по YouTube, собрав почти 70 тыс. просмотров (на момент публикации).


Ему предшествовали два других видео, на одном классная руководительница одного из ребят оскорбляет его перед классом за отказ сдавать деньги на уборку в фонд, а на следующем — директор унижает подростка, заявляя, что он позорит своих родителей. После того как история привлекла внимание СМИ, последовала реакция от региональной прокуратуры и департамента образования. После проверки суд оштрафовал школу на 50 тыс. рублей. Также образовательное учреждение обязали вернуть незаконно собранные деньги. «Деньги никому не вернули, сказали, что они пойдут на швабры и тряпки. Швабры и тряпки новые никто не купил — просто дали старые», — объяснил один из участников акции. Уже спустя месяц, когда шумиха поутихла, школьников в принудительном порядке обязали самим мыть полы, сославшись на устав учебного заведения. Любители школьных поборов, оставаясь безнаказанными, как видно, не боятся ни общественного резонанса, ни буквы закона

Автор
Анастасия Чеповская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе