1 декабря 2010 ● Аскольд Иванович Ендогур
На каком фундаменте строится высшее образование
Фундамент высшего образования – состояние среднего образования в стране. Качество образования в СССР в начале 50-х годов как в нравственном отношении, так и в получении фактических знаний было выше, чем в настоящее время. Оно было справедливое, доступное, бесплатное и давало качественные знания. Среднее образование обеспечивало как успешную профессиональную работу, так и поступление в вуз. Коррупция исключалась. Если даже родители ученика хотели бы заплатить учителю за повышенную оценку, у них просто не было средств. Даже в школе, где учились дети руководителей СССР (около станции метро «Маяковская» в Москве, там работала мать автора), не было и речи о получении незаслуженных оценок, тем более за взятки или по телефонному праву.
В начальных классах средних школ, как и в старших классах, можно было остаться на второй-третий год за двойки даже по одному предмету. Рядом с автором в обычной школе за партой сидел крупный мальчик, оставленный на четвертый год в четвертом классе; только после этого его отчислили. Другого ученика, прекрасно занимавшегося по гуманитарным дисциплинам, оставили на второй год в 9-м классе за двойку по математике. Один из них стал чемпионом СССР по самбо, а другой – ведущим юристом Москвы. Несмотря на бедность государства, золотые медали за окончание школы были действительно из золота, а серебряные – из серебра.