Образование покорных

Ректоры российских вузов поклялись в верности «Народному фронту»


Общее ощущение от выступления Владимира Путина на встрече с активом Российского союза ректоров в Московском государственном строительном университете накануне учебного года было такое, будто ему уже сильно поднадоела серия съездов, совещаний и встреч, на которых он зазывает то фермеров, то учителей в Народный фронт. Похоже, выдохся он в этом агитационном пробеге по отечественному бездорожью и разгильдяйству. Если на всероссийском съезде учителей он выглядел понимающим, чутким к дыханию аудитории, компетентным, то на встрече с ректорами – небрежным и тоскующим. Почему? Там был зал – тысяча слушателей, а здесь – 25 человек, но ведь доктора, профессора, академики? Но они же и администраторы. Это учителя надо зажечь и увлечь, а администратор и так никуда не денется?


Ректоры пообещали, что поддержат Народный фронт. Всеми доступными им силами. Ректор Орловского государственного аграрного университета Николай Парахин заверил, что ректорское сообщество укрепит Народный фронт интеллектуально, а вузы агропромышленного комплекса – поддержат массовость: «Село отзывается на инициативы правительства. Веры и надежды у него больше. Сельские жители не только сами в Народный фронт придут, но и детей, родных и близких приведут»…


Возникает естественный вопрос: зачем? Но ответа на него нет. Парахин, видимо знает, но спросить его об этом мне не удалось. А за массы он расписывается, видимо, не голословно: он президент ассоциации образовательных учреждений агропромышленного комплекса и рыболовства.


Ректор всероссийского государственного университета кинематографии им. Герасимова Владимир Малышев внес свою лепту: «На фронте как – одни в атаку шли, а артисты приезжали на передовую с концертами. И сейчас просим включить нас в общую программу деятельности Народного фронта». Так что песни и пляски бойцам обеспечены. Только  кого атакуем?


Если учителей на съезде Путин вдохновлял, то ректоров-администраторов – откровенно отчитывал.  Нет, сначала, конечно, поздравил с наступающим учебным годом, продекларировал, что «высшее образование – наш стратегический ресурс», а «качественное образование – залог устойчивого развития страны». При этом заверил, что «Российское образование сохранило свои главные конкурентные преимущества», «высшая школа выдает качественный продукт». Путин коснулся и утечки мозгов: «наши выпускники задают тон во многих иностранных компаниях», но почему в стране нет условий для наилучшего применения этих людей, премьер обещал обсудить в другой раз и в другом месте. Зато, как отметил Путин, государственные инвестиции в высшее образование за последние 6 лет выросли более чем в три раза. В 2011 году только из федерального бюджета на эти цели направляется почти 390 млрд. руб. (если точнее, то 389 млрд.руб. – Л.Р.). Для сравнения премьер привел 2005 год: тогда было 115 млрд. руб.


Цифры эти мало что говорят о состоянии финансирования высшей школы. Два года назад на Съезде ректоров председатель комитета ГД по образованию Григорий Балыхин констатировал, что вузы финансируются не по потребности, а на 40-45 %. Очевидно, что недофинансирование высшей школы не преодолено и сейчас. На том же съезде – а на нем присутствовал президент Медведев, - вспоминали, что до введения 122 закона вузы были освобождены от налогов и сборов, и законодательно было закреплено (хотя и не реализовано), что не менее 3% бюджета должно идти на образование, а средняя зарплата преподавателя должна быть не ниже средней по промышленности (А не по экономике, как говорится сейчас. Это разные цифры. – Л.Р.). Тогда ректоры говорили, если мы хотим удерживать уровень образования и науки, надо вернуться к этим неисполненным положениям. Не исполнены они и до сих пор.


К неисполненному Путин не возвращался, но тему зарплаты профессорско-преподавательского состава не мог обойти, тем более, что на съезде учителей он пообещал, что зарплата учителей будет доведена до средней по экономике регионов.  Он сказал, что логично ставить такие же задачи и относительно вузовских преподавателей. В течении ближайшего года Путин считает необходимым добиться этого. Но, как утверждает премьер, по вузам «нет линейных решений». Если для повышения зарплаты учителей федеральный центр отправил трансферты в регионы на ремонт школ, а деньги, которые предназначались в регионах для ремонта, могут теперь быть направлены на повышение зарплаты учителей. (Надо сказать, что и это решение не вполне линейное, потому что не все регионы тратили значительные средства на ремонт, и что им перенаправлять на зарплаты – не понятно. – Л.Р.) Но даже это прямое-кривое решение не годится для вузов, потому что у них разное подчинение.


Путин назвал среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава по стране – 21, 7 тыс. руб. – это ниже, чем средняя по экономике. Над механизм повышения доходов преподавателей Путин предложил поработать Министерству и Союзу ректоров. И посоветовал посмотреть на административные расходы, подчеркнув, что административный аппарат растет небывалыми темпами. «Получается, что государство финансирует содержание конторы, а не образование». Зарплаты руководящего состава вуза превышают средний оклад профессорско-преподавательского состава в 8-9 раз. А с премиями разница достигает и 15 раз! Путин пояснил: «Никто не против того, чтобы руководители вузов получали высокую достойную зарплату, но принципы ее назначения должны быть справедливыми и обоснованными».


Все эти замечания премьера наводят на мысль, что «линейных» федеральных вливаний вузам не получить, а учитывая нехватку абитуриентов и пожелание принимать только достойных -  и самим зарабатывать практически не на чем. Говорили еще о сотрудничестве с бизнесом, но он не торопится раскошеливаться и платить за подготовку нужных ему специалистов – целевиков. Шла речь и о создании малых наукоемких предприятий в вузах, они появляются, но здесь встают проблемы защиты интеллектуальной собственности и инновационного внедрения открытий, продвижения на рынок продукта. Так что придется вузам искать внутренние резервы, хотя «никто и не возражает против достойной зарплаты». А ректоры помимо зарплаты еще и средств на фундаментальные исследования требуют. Ректор МГУ Виктор Садовничий сказал, что прикладная наука важна, но чтобы было что внедрять, нужны результаты фундаментальных исследований. «Финансирование фундаментальной науки сейчас практически сведено к нулю, а на всю вузовскую науку выделяется 6 млрд. руб., – сказал президент РСР и предостерег: «С 2012 года вузы переходят на субсидии, там и наука и образование будет идти одним разделом. Может потеряться прозрачность: сколько вуз использует на фундаментальные исследования».  


Зато студентам и аспирантам с 2012 года повысят стипендии их федеральных средств. Без этого больше просто нельзя: ректор Самарского медицинского университета Геннадий Котельников не удержался: «Материальный вопрос договорились не озвучивать, но как аспирант может три года заниматься наукой, получая стипендию 1500 рублей – в разы меньше прожиточного минимума? У студента стипендия 1000 рублей, а у молодого ученого – 1500!»


Путин ответил, что будет повышение… до 2500 руб. Расцветай, отечественная наука!


Прошелся Путин по приемной компании этого года. Сразу сказал, что про откровенный криминал говорить не хочет. Но заметил, что проблемы при приеме приобретают системный характер даже когда буква закона соблюдена. Стремясь принять больше студентов и заполучить соответствующее финансирование, ряд вузов в этом году брали абитуриентов с крайне низкими баллами ЕГЭ. «В семи вузах проходной балл был ниже 50 – это по старой советской системе слабенькая троечка, - сказал Путин, – это не отбор. В нескольких десятках вузов – предварительно речь шла о 87, - был зафиксирован недобор на бюджетные места». Демографическая яма, да, но и «звонок ректору, повод серьезно задуматься о том,  насколько востребовано учебное заведение и какого специалиста оно способно подготовить». А ряд вузов, по словам премьера, плату за обучение на коммерческих местах объявили ниже государственного норматива финансирования. Это премьер назвал откровенным демпингом. Но в такой ситуации, по его мнению, невозможно обеспечить качественного образования.


«Это дискредитирует высшую школу в целом и прямо нарушает права молодых людей на получение добротных знаний».


Что может последовать за этими замечаниями премьера? «Подобные вузы должны сходить со сцены» - предупредил Путин. «Средства, которые расходуются сейчас неэффективно лучше направить на дополнительное финансирование качественных бюджетных мест, на подготовку специалистов, в которых особенно нуждается государство и общество». Это предполагает и повышение оплаты труда преподавателей.


Вот и еще один «нелинейный» источник улучшения материального положения вузов.


После совещания Виктор Садовничий, ректор МГУ им. Ломоносова на мой вопрос о том, стало ли понятнее, что будет с зарплатами преподавателей, повторил обещание Путина: «они как и учительские будут доводиться до средней зарплаты по экономике регионов. И подтвердил: механизм правда, пока не понятен. Регионы тут помочь не могут: большинство вузов имеют федеральное подчинение».


Похоже, что в образовании может разыграться сценарий, который был запущен Зурабовым в здравоохранении. Тогда решили укрепить первичное звено медицины и прибавили зарплаты участковым врачам. И сразу же побежали узкие специалисты и медики из стационаров. Профессора вели прием  в поликлинике. Может быть для школы и хорошо, если придут на работу профессора из вузов . Но как вузам?


А про свою зарплату Садовничий сказал, что она всего в два раза превышает среднюю зарплату профессорско-преподавательского состава университета, а по закону может быть больше в 5 раз. На совещании ректоров он, как президент Российского союза ректоров, обещал поговорить об этической стороне вопроса: даже если не нарушен закон, надо думать об атмосфере в вузе, «на нас смотрят студенты» - сказал Виктор Антонович. Еще один непростой разговор, который предстоит на совещании ректоров – нарушения правил приема в этом году – нарушения, на которые общество реагирует очень остро.


А Путин завершил трехчасовую встречу с активом российского союза ректоров такими словами: «В свое время я работал помощником ректора Ленинградского университета, не вижу оснований, почему бы и в сегодняшнем качестве не продолжать помогать высшему образованию?»


Помощь идет.


Людмила Рыбина


Hовая газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе